Файл: 1. с какими трудностями, на ваш взгляд, может столкнуться психолог в работе с кризисными или экстремальными ситуациями Под чрезвычайными (экстремальными, кризисными) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, нормального.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое задание

по дисциплине «Введение в психологию кризисных и экстремальных ситуаций»

1. С какими трудностями, на ваш взгляд, может столкнуться психолог в работе с кризисными или экстремальными ситуациями?
Под чрезвычайными (экстремальными, кризисными) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иными словами, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Экстремальная ситуация всегда сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями вовлеченных в неё людей, психологическая помощь которым во многом специфична.

Необходимая функция «канализации» болезненных переживаний пострадавших выполняется преимущественно психологами и часто является причиной их профессионального «выгорания». Психологу, работающему в этой области, приходится сталкиваться с высоким напряжением негативных эмоций, выступая в качестве «громоотвода» для них. Именно объём и накал переживаемых в экстремальной ситуации негативных эмоций представляет собой главный патогенный фактор для людей, оказывающих помощь пострадавшим.

Этот фактор действует двояким образом. С одной стороны, он может стать непосредственной причиной развития психических и психосоматических девиаций. С другой стороны, чрезмерный объем воспринимаемых страданий может подтолкнуть психолога к осознанному или не осознанному принятию одной из двух крайних психотерапевтических позиций – «избегания» и «идентификации».

Следование первой из этих позиций, отражающей страх психолога перед открытыми проявлениями горя, отчаяния, гнева, разочарования, закрывает для потерпевшего возможность так необходимого для него катарсиса.

Вторая псевдо-психотерапевтическая позиция – гиперидентификация, связанная с чрезмерным сопереживанием, опасна как для клиента, так и для самого практикующего психолога. Клиент в этом случае по мнению Н.В. Тарабриной не получает от психолога необходимого для себя «корригирующего эмоционального опыта», а психолог подвергается чрезмерным эмоциональным нагрузкам, которые, как уже указывалось, чреваты различными нарушениями психического и физического здоровья.


Но это только первая группа проблем, связанная с вторичной травмой людей помогающих профессий.

В ином ключе могут быть рассмотрены возможные трудности психолога в работе с кризисными и экстремальными ситуациями на месте или территории возникновения экстремальной ситуации и непосредственно абстрагировано от вопросов организации оказания психологической помощи:

1. Возможные трудности психолога в работе с кризисными и экстремальными ситуациями на месте или территории возникновения экстремальной ситуации.

Если психологическая помощь оказывается непосредственно на месте или территории возникновения экстремальной ситуации (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного опасного явления) то действия психолога буду направлены не только на установление контакта, но и на создание обстановки или условий для оказания кризисной психологической помощи.

В зависимости от ситуации все же предпочтительными являются действия по созданию максимально безопасной обстановки или нахождение безопасного места, нормализация насколько это возможно состояния человека и затем краткий или более продолжительный контакт с человеком или группой на осознание, присвоение и трансформацию им пережитого опыта. Понадобится знание того, как устроена работа служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, знание правил оказания первой медицинской помощи и условий выживания и сохранения жизненных ресурсов в условиях природных или техногенных катастроф или терактов.

И. Малкина-Пых, описывает следующие стадии, которые проходит психика человека в экстремальной ситуации:

  • острого эмоционального шока – общее психическое напряжение, чувство отчаяния и страха при обостренном восприятии, выражающееся в повышенной возбудимости, криках;

  • психофизиологической демобилизации, то есть «существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями»;

  • стадия разрешения, при которой происходит переоценка ситуации и своих чувств, мыслей и поведения в ней, при которой состояние стабилизируется однако сохраняется пониженный эмоциональный фон и могут сократиться контакты с внешним миром;

  • стадия восстановления, когда контакты и готовность к общению постепенно возрастает.


2. Возможные трудности психолога в работе с кризисными и экстремальными ситуациями абстрагировано от вопросов организации оказания психологической помощи:

А) Трудность установления хорошего психологического сеттинга, клиенты после 2-х или 3-х консультаций, могут уйти из терапии, поскольку им сложно вновь возвращаться и проживать травму. Если психолог поторопиться и начнет обсуждение пережитого опыта раньше готовности клиента, то клиент уйдет, а если психолог задержится с моментом начала обсуждения травматичного опыта, то клиент может почувствовать «бесцельность и бесполезность» общения со специалистом и тоже уйдет.

Б) Не готовность психолога проживать и сталкиваться с травматичным опытом клиента, психологу может быть страшно, стыдно, больно, психолог может либо попытаться внутренне дистанцироваться от опыта клиента и тем самым потерять с ним эмоциональный и эмпатичный контакт и как следствие нанести клиенту вред отвержения его травматичного опыта. Либо психолог слишком сильно эмпатично присоединяется к опыту клиента и как следствие у него может развиться синдром вторичной травматизации, который приводит к быстрому выгоранию психолога.

В) Повышенная настороженность клиента к эмоциональным откликам психолога, требует повышенной чувствительности психолога к состояниям клиента, дополнительной профессиональной подготовки и точности к собственным словам.

Г) Пповышенная либо агрессивность, либо «послушность» клиента. Выдерживание агрессии клиента, которому свойственно проявлять состояния и психотического и пограничного уровней, тоже может вызвать затруднения в работе психолога. Сложность в работе может представлять и «послушность» клиента, за которой может стоять осознаваемое или неосознаваемое желание клиента переложить ответственность на плечи психолога.

Г) Работа с окружением клиента, которое может быть, в том числе источником травмы или травмирующего опыта и здесь психологу потребуется дополнительная работа, либо по установлению контакта с окружением и родственниками, и информированию о том, как лучше общаться с клиентом. Или работа по обсуждению с клиентом его возможностей и готовности выйти из травматичного окружения.

Конечно, это не исчерпывающий перечень сложностей, может быть работа психолога с собственным состоянием беспомощности, которое является контрпереносом состояния клиента, умение работать с различными видами сопротивления и защитами клиентов, умение проводить разъяснительную и информационную работу по описанию состояний клиента и способам их нормализации, умение соединить психосоматические состояния клиента с травматичным опытом. Умение создавать и поддерживать уровень доверия, который позволит направить клиента в случае необходимости к психиатру, гастроэнтерологу, эндокринологу, умение выработать и следовать вместе с клиентом намеченному плану лечения, в том числе медикаментозного все это требует от кризисного терапевта высокого профессионального опыта. Кроме того, можно выделить проблемы следования этическим принципам и знание права и для собственной защиты и для рекомендаций клиенту, по каким вопросам можно обратиться к представителям юридической профессии.

2. Выпишите определения кризиса и экстремальных ситуаций, примерную схему кризисного вмешательства.
Только в области психологии кризис и кризисные состояния являются предметом исследования таких направлений, как психология личности, клиническая психология, психология развития, педагогическая психология и т.д. Тем не менее многие авторы отмечают, что понятия кризиса и кризисного состояния пока еще не имеют четких дефиниций (О.В. Гладкова, В.В. Бочаров, Э.Б. Карпова, В.В. Козлов, В.А. Чулкова, Л.Н. Юрьева, А.М. Ялов и др.).

Само понятие кризис происходит от греческого «kreses» – решение, поворотный пункт, исход. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «кризис» определяется как: резкий, крутой перелом в чем-нибудь; затруднительное, тяжелое положение.

В зарубежной психологии изначально кризисные состояния рассматривались как состояния, сопровождающие развитие и становление личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и др.). В дальнейшем кризисные состояния личности исследовались в понятиях травмы, стресса и посттравматического стрессового расстройства.

Для психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления (Р. Ассаджиоли, С. Грофф, А. Маслоу, К. Юнг и др.) характерно понимание кризиса как органической части процесса развития личности. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека.

По мнению С. Гроффа, состояние кризиса может быть трудным и пугающим, но обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, открывает путь к более полной жизни. «Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных проблем» .

В отечественной психологии проблема кризисов и кризисных состояний долгое время исследовалась в контексте проблем развития и периодизации детства. В дальнейшем кризис и кризисное состояние стали рассматриваться как процессы, сопровождающие этапы становления личности на протяжении всего жизненного пути, прежде всего, связанные с личностным ростом и личностными выборами, в том числе экзистенциального и духовного порядка (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, B.Ф. Василюк, В.В. Козлов, C.Л. Рубинштейн и др.).


Рассмотрим некоторые определения отечественных авторов:

Ф.Е. Василюк (1984) под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути, сопровождающийся внутренним нарушением эмоционального баланса, наступающим под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Л.Н. Юрьева (1998) рассматривает кризис как неудачную попытку преодоления, под которой понимает реакции на угрожающие проблемы или ситуации. Под кризисным состоянием Л.Н. Юрьева подразумевают временную, ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Эта дезинтеграция может иметь позитивный или негативный исход. Позитивной дезинтеграция является тогда, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности.

И.Г. Малкина-Пых (2004) определяет кризис как:

1) как ситуацию невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) привычными способами;

2) как внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

В.В. Козлов (2006) дает определение кризиса как естественного (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственного (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствия на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами. Причем личностный кризис он определяет как психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта. Кризисное состояние по В.В. Козлову - это пролонгированный во времени личностный кризис.

Большинство психологов как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тай-арст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией