Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните представленную ниже таблицу..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Швек Алена Ивановна |
Место работы | МБОУ Ленинская СОШ Веселовского района Ростовской области |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и функции. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные
| |
Метапредметные выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания. | |
Предметные характеризовать науки о человеке (анатомию, физиологию, медицину) и их связи с другими науками и техникой; приводить примеры вклада российских (И. И. Мечников) и зарубежных (к. Бернар, Л. Пастер) учёных в развитие представлений о строении, жизнедеятельности, человека; выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека; объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека; владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. | |
Ключевые слова: Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы (клетки крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. | |
Краткое описание: На данном уроке учащиеся знакомятся с компонентами внутренней среды организма человека и их взаимодействием. В ходе работы с учебником они заполняют таблицы, находят недостающую информацию. Новая информация дается в виде научных роликов (о составе крови и строении и функциях клеток крови и ее форменных элементов). Закрепляют материал по лабораторным анализам крови и выясняют предполагаемое заболевание. Также выступают в роли криминалистов и расследуют несчастный случай утопления человека (в море или реке): зная из физики закон осмоса и соленость морской воды, учащиеся предлагают сделать анализ эритроцитов и по их форме определить место утопления. Таким образом учащиеся применяют свои знания на практике. Используемая литература и оборудование: учебник (статья о строении и функциях компонентов внутренней среды), ролик «Что такое кровь», статья о И.И. Мечникове «Открытие фагоцитоза», ролик о механизме свертываемости крови (мультимедийное оборудование) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рубрика «Научные факты». Вам необходимо узнать, о чем идет речь. Данный компонент внутренней среды организма человека овеян самыми интересными и жуткими фактами со времен средневековой и древней медицины. В Средние века её активно переливали. Однако брали её только у животных. Считалось, что в ней обитает душа. Для избавления от кожных и некоторых других заболеваний широко применялись ванны с ней, особенно детской. Позволить себе подобную роскошь могли только очень богатые и влиятельные люди. Знатные римляне имели возможность её пить только что убитых гладиаторов. По приданию, таким способом можно было получить силу и мужество бойца. У человека её примерно 5 литров. (Кровь, запись на доске). Второй компонент внутренней среды с латинского «lympha» переводится как «чистая вода, влага». Ведь именно с помощью её все яды, вредоносные бактерии, паразиты, вирусы и грибки выводятся из организма. Если эта система в порядке, человек здоров! Тело человека содержит от 1 до 2 литров. (лимфа, запись на доске) Третий компонент внутренней среды состоит из воды, аминокислот, сахаров, коферментов, жирных кислот, гормонов, солей и отходов жизнедеятельности клеток. Однако химический состав варьируется в различных тканях. Тело человека содержит около 11 литров. Когда она скапливается вокруг клеток — это провоцирует возникновение отеков. (тканевая жидкость, на доске) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания-загадки, основанные на базовых знаниях из курса биологии и истории | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как взаимосвязаны компоненты внутренней среды благодаря их составу и функциям? Вы узнаете, какие клетки крови переносят кислород и углекислый газ? Почему при порезе мы не истекаем кровью? Почему кровь соленая? А также научитесь расшифровывать анализ крови. И поможете нашему детективу расследовать гибель человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение крови:
Составление схемы: Фибриноген ----тромбин-----фибрин
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание для 2 групп: обсудите, как будут себя вести эритроциты, если одни поместить в солевой водный раствор более 9% и если вода будет дистиллированной. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Майору полиции сообщили, что в море, недалеко от устья реки, выловлен утопленник. “Прежде всего, выясните, утонул человек в море или же труп был вынесен туда из реки”, Какие дал указание майор. Как выполнить приказ?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сможете ли вы объяснить, почему гипертонический раствор (10% раствор NaCl) применяют при лечении гнойных ран? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте. Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание. Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле. Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение. Пациент №4. Жалобы отсутствуют Анализ крови №X
Анализ крови №Y
Анализ крови №Z
Анализ крови №Т
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека? 1) красными кровяными клетками крови 2) клетками нефронов почек 3) клетками альвеол лёгких 4) белыми кровяными клетками крови. Какова функция тканевой жидкости в организме человека? 1) транспортирует углекислый газ и кислород 2) регулирует работу внутренних органов 3) обеспечивает фагоцитоз 4) омывает тонкий кишечник Что из перечисленного входит в состав плазмы крови человека? 1) тромбоциты 2) красные клетки крови 3) сыворотка 4) белые клетки крови Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей 1) фибриногена 2) тромбина 3) фибрина 4) разрушающихся тромбоцитов В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Рассмотрите рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%. 1) 1,2% 2) 0,9% 3) 0,7% 4) 0,3% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение и функции крови С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой – слегка желтоватая жидкость – плазма – и нижний – осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками – тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще . Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям. Вопрос 1. Кровь. Соотнесите тексты с рисунками. Данные занесите в таблицу:
Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо–железо; глобин–белок). Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и фибриноген. Лейкоциты – белые шарики с ядром, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий). 1) Участвуют в свертываемости крови. 2) Отвечаютза иммунитет организма. 3) Основная функция перенос кислорода. Ответ принимается полностью: Ж3,Е1, Д2. Код 1. Ж3,Е1, Д2. Код 0. Другие ответы. Код 9. Ответ отсутствует. Оценка выполнения Тип вопроса: с комплексным выбором ответа. Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов. Содержание: естественнонаучные знания. Деятельность: применение естественнонаучных знаний в заданной ситуации, сопоставление текста с рисунком. Область применения: биология человека. Ситуация: интерпретация данных с научной точки зрения. Контекст: личный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каков состав крови? Что такое плазма крови и каковы ее функции? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как взаимодействуют компоненты внутренней среды? Определите, какие органы отмечены зеленым, красным, голубым, синим и желтым цветом? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параграф 14, стр. 65 Текст «Малокровие» |