Файл: Сердечнососудистая система ведущий показатель успешности адаптации организма к физическим и умственным нагрузкам.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА – ВЕДУЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ФИЗИЧЕСКИМ И УМСТВЕННЫМ НАГРУЗКАМ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить строение и функции сердца. Определить его топографию. Дать характеристику фаз сердечного цикла и тонов сердца. Познакомиться с методом электрокардиографии и методами исследования деятельности сердца. Установить влияние внешних факторов на деятельность сердца.
Теоретическое обоснование
Сердечно-сосудистая система — система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови и лимфы по организму человека.
В состав сердечно-сосудистой системы входят кровеносные сосуды, лимфатические сосуды и главный орган кровообращения — сердце. Кровеносные сосуды делятся на: артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены.
Артерии — это цилиндрические трубки, по которым кровь течёт от сердца.
Вены несут кровь к сердцу. Стенки тоньше и слабее артериальных, оболочки те же. Стенки могут спадаться, мелкие вены имеют клапаны — препятствующие обратному току крови в тех местах, где кровь течет вверх по организму.
РАБОТА 1. Топография и строение сердца.
А) Используя атлас, дополнительную литературу, рассмотрите строение сердечно-сосудистой системы. Определите положение сердца, найдите основные сосуды впадающие и выходящие из сердца. Обозначьте камеры, клапаны и сосуды сердца
Рис. 1. Строение сердца
Б ) Заполните схему «Строение стенки сердца», отметив особенности строения и функции каждого слоя.
Рис. 2. Проводящая система сердца
В) Рассмотрите рис. 2, запишите, что из себя представляет проводящая система сердца, ее состав и значение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТА 2. Фазы сердечного цикла
Воспользовавшись атласом, дополнительной литературой, дайте характеристику фаз сердечного цикла. Заполните таблицу.
Таблица 1.
Фазы сердечного цикла
Фаза сердечного цикла | Состояние | Клапаны | Длительность, с | ||
Предсердия | Желудочки | Створчатые | Полулунные | ||
Систола предсердий | | | | | |
Систола желудочков | | | | | |
Общая диастола | | | | | |
Ознакомьтесь с основными показателями деятельности сердечно-сосудистой системы (Табл. 2.)
Таблица 2.
Показатели сердечной деятельности
Показатели | Числовые значения |
Частота сердечных сокращений (ЧСС) | 60 – 80 уд/мин |
Брадикардия | Менее 60 уд/мин |
Тахикардия | Более 90 уд/мин |
Оптимальная частота при мах нагрузке | 170 уд/мин |
Систолический объем крови в покое | 60 – 80 мл |
Систолический объем при нагрузке | До 100 – 150 мл |
Минутный объем кровообращения | 4 – 6 л/мин |
Время круговорота крови | 20 – 25 с |
Линейная скорость кровотока в крупных сосудах | 300 – 600 мм/с |
Линейная скорость кровотока в капиллярах | 1 – 3 мм/с |
Систолическое артериальное давление | 100 – 140 мм рт.ст |
Диастолическое артериальное давление | 60 – 90 мм рт.ст |
РАБОТА 3. Тоны сердца. Сердечный толчок
Во время работы сердца возникают звуки — тоны. Рассмотрите рис. 3., прослушайте аудиофайлы с записью систолического и диастолического тона, используя дополнительную литературу, заполните таблицу «Внешние проявления деятельности сердца».
Рис. 3. Места прослушивания тонов сердца и определения сердечного толчка
Таблица 3.
Внешние проявления деятельности сердца
Проявления | Характеристика | Где можно прослушать или определить |
Систолический тон | | |
Диастолический тон | | |
Сердечный толчок | | |
Сердце сокращается ритмично в условиях покоя с частотой — 60-70 ударов в минуту. Частота ниже 60 — брадикардия, выше 90 — тахикардия.
У практически здоровых детей школьного возраста при отсутствии поражений клапанного аппарата нередко прослушиваются функциональные систолические шумы. Они лучше прослушиваются в горизонтальном положении и усиливаются после нагрузки. До 4 лет они относительно редки и наблюдаются у детей с плохим питанием и с повышенной возбудимостью. В дошкольном возрасте частота случаев таких шумов составляет 10 – 12%.
РАБОТА 4.Измерение артериального давления (АД) и пульса (ЧСС).
Ознакомьтесь с методикой измерения артериального давления по методу Короткова, рассмотрите рисунок 5.
Артериальное давление— давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма
Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью прибора тонометра. Манжета прибора обертывается вокруг обнаженного плеча в средней его трети. В области локтевой ямки на лучевой артерии устанавливают датчик фонендоскопа. С помощью насоса - резиновой груши - нагнетают воздух в манжету до полного исчезновения пульса (140 - 160 мм рт. ст.). Затем, повернув кран, медленно выпускают воздух из манжеты. При появлении первого пульсового удара в артерии запишите показания манометра. Эта величина соответствует
систолическому давлению (САД).
Продолжая выпускать воздух, внимательно прислушивайтесь к пульсовым ударам. Они постепенно затухают. В момент их исчезновения отметьте показания манометра. Эта величина соответствует диастолическому давлению (ДАД). Математическая разница между систолическим и диастолическим давлением дает показатель пульсового давления (ПД).
Рис. 5. Измерение артериального давления по методу Короткова
Ознакомьтесь с методикой определения пульса (ЧСС).
Артериальный пульс – это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с изменением их кровенаполнения
Наиболее распространен и прост в применении метод пальпации. Пульс на лучевой артерии запаздывает, по сравнению с систолой сердца приблизительно на 0,2 сек. Во время процедуры пальпируются поверхностно лежащие артерии.
Рис. 6. Измерение пульса на лучевой артерии (слева) и сонной артерии (справа).
Правила измерения пульса:
-
Пульс следует измерять в спокойном состоянии, предварительно отдохнув несколько минут. -
Так как пульс, в положении лежа, стоя и сидя отличается, то измерять его следует всегда в одном положении. Самый оптимальный вариант измерения пульса – утром после пробуждения в лежачем положении. -
Для более точного получения результатов измерения пульса, его следует считать в течение одной минуты на уровне сердца исследуемого. -
Чаще всего исследуют пульс на лучевой артерии, которая расположена поверхностно под фасцией и кожей между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. Для этого используют средний, указательный и безымянный пальцы (как показано на рис 6). -
Исследование пульса на лучевой артерии следует проводить на обеих руках; если отсутствует разница в свойствах пульса на обеих руках, то в дальнейшем исследовать пульс можно на одной руке. Если при сравнении пульса на левой и правой руках обнаруживается различная его величина или запаздывание пульса на одной руке по сравнению с другой, то такой пульс называют различным.
Проведите измерение показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, данные запишите в таблицу 5.
Таблица 4.
Показатели измерения деятельности сердечно-сосудистой системы
Показатели | Значение |
Пульс (ЧСС, уд/мин ) | |
Систолическое давление (САД, мм рт ст.) | |
Диастолическое давление (ДАД, мм рт. ст.) | |
Пульсовое давление (ПД, мм. рт. ст.) | |
Сравните полученные данные с возрастными нормами из Приложения.
Вывод:
РАБОТА 5. Влияние различных факторов на показатели деятельности сердца у человека.
А) Подсчитайте пульс (ЧСС) в спокойном состоянии. Затем выпейте несколько глотков горячего чая и снова определите ЧСС. После восстановления ЧСС выполнить 10 приседаний за 15 сек. и снова подсчитайте ЧСС. После отдыха и восстановления ЧСС вызовите положительную и отрицательную эмоцию (какая-нибудь информация, зачитать выдержку из газеты иди статьи и т.п.) и опять подсчитать ЧСС. Результаты внесите в таблицу.
Таблица 5.
Влияние внешних факторов на деятельность сердца
Факторы | Горячий чай | Физическая нагрузка | Эмоция | До воздействия |
ЧСС уд./мин. | | | | |
Б) Определите стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы по реакции пульса в условиях психоэмоционального напряжения.
Подсчитайте пульс в состоянии покоя (сидя) за 10 с (ЧП1). В течении 30 с максимально точно выполняйте устные вычисления вслух. Вычитайте из целого трехзначного нечетного числа целое однозначное нечетное число. Сразу после выполнения подсчитайте пульс за 10 с (ЧП2).
Рассчитайте показатель сердечно-сосудистой системы: ПР = ЧП2:ЧП1.
Если значение ПР больше чем 1,3 это говорит о низкой стрессоустойчивости. Данные занесите в таблицу 7.
Стимульный материал
933-5
847-9
739 -7
677-5
517 -3
411 -6
321 – 5