ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема. Витамины, их роль в организме человека.
Цель: сформировать представление о витаминах как о биологически активных органических веществах и их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия витаминов; систематизировать знания о группах витаминов; познакомить учащихся с проявлениями гипо- и авитаминозов, последствиями гипервитаминозов; выяснить, в каких продуктах питания содержатся витамины; какова роль витаминов в жизни человека.
Развивающие формировать:
- самообразовательную компетентность, используя опережающие задания; развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать изучаемый материал в виде таблиц, схем, делать выводы;
- информационную компетентность - через развитие умений учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, Интернет-ресурсом;
- поликультурную компетентность, познакомив учащихся с научной деятельностью ученых разных стран;
- компетентность продуктивной творческой деятельности, привлекая учащихся к подготовке презентаций, творческих заданий; развивать творческое мышление, интеллектуальные способности и познавательные потребности учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию социальной компетентности, воспитывая творческую личность с положительными нравственными качествами, продолжить формировать коммуникативную компетентность, воспитывая чувство взаимопомощи учащихся друг другу при подготовке к уроку и работая в группах, развивать творчество и сотрудничество; воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:знать основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме.
Метапредметные:уметь работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.
Личностные:использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок общеметодической направленности
Методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, самостоятельная работа.
Основные понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
Оборудование: презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды.
Форма проведения урока: ролевая, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
Ι.Организационный момент | - Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас. Сегодня на уроке вас ждет интересная и познавательная работа. | |
ΙI.Формулирование проблемы III.Открытие нового знания | Полюбуйтесь, весна наступает, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… Только грустно бывает весною То усталость, то лень пристает… - Ребята, почему весной, когда ярко светит солнце и настроение должно быть отличным, вдруг появляется усталость и сонливость, апатия, равнодушие ко всему, плохое самочувствие, низкая работоспособность? Заметили вы, бывает у вас такое? (ответы учеников) Заходит ученик Что случилось? Что-то в последнее время мой лучшая ученица стала часто опаздывать на первый урок. (Ответ ученика – «Никак не могу проснуться, хотя я рано ложусь». А, вам не кажется, ребята, что это подтверждение тому, о чем мы сейчас говорим. И многие из вас только что говорили о том, что и сами замечают у себя признаки необъяснимой усталости. Так как в чем причина? Что же изменилось? Дневной режим? (нет) Учебная нагрузка? (нет) Еда? Какие действия ваши родители предпринимают, чтобы вернуть вам работоспособность, энергию, жизнерадостность? - Опираясь на то, что вы только что сказали, сделайте вывод, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Предположения учащихся (О витаминах) Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Предположения учащихся) Итак, записываем тему урока: «Витамины, их роль в организме человека». Записывается тема урока на доске и число. Рассказ учителя Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни (цинга, рахит, полиневрит, куриная слепота и др.), часто заканчивающиеся смертельным исходом. Во второй половине 19 века у ученых не было сомнений, что сходные с человеком симптомы болезней наблюдаются у ряда домашних животных. Для выяснения причин возникновения этих опасных болезней был проведен ряд исследований, в основе которых лежало применение различных искусственно составленных пищевых смесей. Одна из первых попыток кормления животных искусственными пищевыми смесями была предпринята российским ученым Н. И. Луниным. В 1881 он показал, что длительное кормление мышей смесью экстрагированных из молока белков, жиров и углеводов с добавлением минеральных солей и воды приводило к гибели животных, в то время как контрольная группа, получающая просто молоко, нормально развивалась. На основании этих опытов Лунин пришел к заключению, что для поддержания нормального физиологического состояния организма необходимы какие-то неизвестные вещества, содержащиеся в молоке и отсутствующие в искусственной пищевой смеси. Эти вещества - Витамины, относящиеся к незаменимым факторам питания человека и животных. Витамины (Vita – жизнь, amine – азот) биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. (Запись в тетрадях). Вначале витамины условно обозначали буквами латинского алфавита: А, В, С, D. Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в одном из своих научно-фантастических произведений назвал витамины «пищей богов». Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает: Авитаминоз – отсутствие витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ. Гиповитаминоз – недостаток витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем. Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся в тяжелом отравлении организма - Ребята, прервемся на небольшой паузу, после продолжим урок. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Сова»– упражнение снимает напряжение мышц туловища, шеи. Можно выполнять с закрытыми глазами. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях. Медленно повернуть голову как можно дальше влево, затем вправо. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону. -Ребята, вам было дано задание разбиться на группы и каждой группе подготовить информацию о четырех витаминах – A, B, С, D. Ваша задача обосновать роль витаминов в жизни человека и подобрать витаминный комплекс для себя Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов). Приложение 1 | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Регулятивные УУД Составлять в группе план решения проблемы |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | Спасибо, ребята всем за информацию! Мы узнали много полезного. Пришло время оценить вклад в работу каждого участника группы. -Перед вами лежат тесты. -На выполнение заданий – 3 минуты. Время пошло. -Ну что ж, работу закончили. Проверим?... (проверка по слайдам) -Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. -Оцените свои знания. Прошу передать вперёд листы с тестами… Отлично! -Мы эффективно поработали, много узнали о витаминах. Итак, Марха, ты поняла как можно решить твою проблему? | Регулятивные УУД Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
V.Итог урока. | Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие трудности у вас возникли по ходу урока? Как вы оцениваете работу своих одноклассников на уроке? Да я согласна… А теперь оцените свою работу, Мы с вами хорошо поработали. Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион? Ответы учащихся: витамины – это БАВ, действующие на организм в ничтожно малых количествах они необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов недостаток витаминов, как и их избыток вреден для организма | |
VI. Домашнее задание | Домашнее задание. В качестве домашнего задания Вам предложена работа с таблицей. Посмотрите на нее. В ней представлены наименования соков и количество витаминов, содержащихся в том или ином соке. Приложение 2 | |
Заключение | Мне очень приятно, что вы были активными и внимательными на уроке. Я очень хочу, чтобы вы были здоровыми, жизнерадостными и успешными. И вы получаете свою порцию витамина С. Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких! | |
Приложение 2
Домашнее задание.
Пользуясь этой таблицей, ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.
1. Стакан (200 г) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и B1 одновременно?
2. Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?
3. Правы ли те, кто рекомендует пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните
Соки | Витамины, в мг на 100 мл сока | ||
Витамин А | Витамин B1 | ВитаминС | |
Абрикосовый | 2,0 | 0,03 | 7,0 |
Апельсиновый | 0,25 | 0,05 | 30-50 |
Вишневый | 0,37- | 0,05 | 15 |
Гранатовый | 0,55 | — | 5 |
Грушевый | — | 0,05 | 5 |
Клюквенный | 0,08 | — | 10 |
Лимонный | — - | 0,05 | 20-60 |
Мандариновый | 0,12-02 | 0,07 | 20-40 |
Морковный | 0,3-0,6 | 0,6 | 5-10,5 |
Томатный | 2-9 | 0,12 | 40-50 |
Черносмородиновый | 2-3 | 0,08 | 150-300 |
Суточнаяпотребность | 6,0 | 1,2-2,6 | 60-110 |
Приложение 3
Тестовая работа для закрепления материала:
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К; б) витамина В; в) витамин С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а)гипервитамноз; б)авитаминоз; в)головокружение
6. Витамины были открыты:
а)Эйкманом; б)Луниным; в)Фрунком.
7. Источниками витамина D являются:
а) жирная рыба, масло, солнечный загар; б) свежие овощи, фрукты, молоко; в) водоросли, мясо, яйца.
8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В; б)недостаток витамина А; в)недостаток витамина Е
9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Приложение 1
Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д.
Название витамина | История открытия | Недостаток витамина | Избыток витамина | Где содержится |
A | Я — один из самых важных витаминов красоты и здоровья. Свое название я получил благодаря началу своей истории. Я был открыт первым из витаминов. Это произошло в 1913 году. Две независимые группы иссследователей ( Элмер Макколум и Маргарет Девис Университета Виконсим и Томас Осборн и Лафает Мендель с Ельского университета) пришли к одному и тому же выводу. Они опытным путем обнаружили, что сливочное масло и куриный желток содержат вещество, которое критически необходимо для жизни и здоровья человека. Это означало, что кроме белков жиров и углеводов человек нуждается в очень важных веществах. | Мой недостаток вызывает сухость кожных покровов, слизистой поверхности носа и глаз. Увеличивается хрупкость костей и повышается риск стоматологических заболеваний. При наличии ран скорость их заживления снижается. Ухудшается зрение, в особенности ночное; сопротивляемость организма к инфекциям резко падает. Ослабляется работа всех органов чувств: обоняния, зрения, слуха. | Если меня достаточно в организме, то я – предотвращаю нарушение зрения в сумерках; – обеспечиваю целостность поверхностных клеток кожи и слизистых; – повышаю сопротивляемость организма к различным инфекциям; – способствую росту и укреплению костей, сохранению здоровья кожи, волос, зубов, десен; – повышаю внимание. | А много меня– в говяжьей печени, в печени морских рыб (трески), в сливочном масле, в сливках, в рыбьем жире; в моркови, абрикосах, тыкве, листьях петрушки и шпинате, в курином желтке, твороге, икре, сыре. |
B | Я открыт в 1912 году польским ученым Казимиром Функом. благодаря тяжелому авитаминозу (болезни бери-бери), с которым британские колонизаторы столкнулись в Юго-Восточной Азии. Болезнь поражала нервную и сердечно-сосудистую систему и приводила к массовому летальному исходу. Странным недугом страдали только англичане, что позволяло местным жителями считать болезнь бери-бери «гневом богов», направленным против захватчиков. Но цивилизованные европейцы в подобные предрассудки, конечно, не верили и подошли к вопросу с научной точки зрения. В конце концов, выяснилось, что дело в питании. Аборигены питались необработанным рисом, а европейцы – тщательно отшлифованным. Оболочка зерен содержала некое вещество, которое оберегало от страшной болезни местных жителей. | Мой недостаток приводит к слезотечению; головным болям и головокружению; ухудшению памяти; слабости в мышцах; сильной утомляемости; болезненным ощущениям на языке; вялому состоянию; сильной усталости; бессоннице; малокровию; повышению уровня сахара в крови; снижению аппетита. | Без меня организм не может нормально функционировать. Я обеспечиваю организм энергией, зарядом бодрости. Также участвую в улучшении памяти, зрительном запоминании, к тому же, обеспечиваю хорошую работу органов пищеварения. | А много меня в хлебе, горохах, крупы, арахисе, грецких орехах, сердце, печени, молоке, яичном желтке. |
C | Я являюсь самым известным витамином и очень важным для организма каждого человека. Из книг о морских путешествиях или фильмов на эту же тему, наверняка встречалось такое слово, как «цинга». Именно эта болезнь свела в могилу, огромное количество мореплавателей. Цинга — это болезнь, вызывающая кровотечение в тканях, кровоточивость десен, потерю зубов, анемию и общую слабость. О причинах цинги высказывались самые различные предположения. Ведь цинга – это всего лишь отсутствие витамина C. Во времена морских путешествий люди на кораблях питались продуктами, которые хорошо хранятся, но такие продукты совершенно не содержали этого важного витамина. В середине XVIII века шотландский судовой врач Джеймс Линд, потрясенный масштабами воздействия цинги на экипаж корабля, в поисках спасительного средства обнаружил у цитрусовых прежде неизвестное свойство, препятствующее возникновению цинги. | Мой дефицит в организме приводит: кровоточивости десен выпадению зубов ухудшению зрения плохому заживлению ран вялости потере волос сухости кожи излишнему весу раннему образованию морщин повышенной утомляемости раздражительности плохой концентрации внимания бессоннице депрессии | Мой переизбыток может привести к неприятным последствиям, а именно к бессоннице, нарушению сна; беспокойству, раздражительности, тревоге; чувству жара, слабости; головной боль; | Я витамин красоты. Меня невозможно запасти в организме, поэтому постоянно необходимо получать дополнительно. А найти меня можно в свежих овощах и фруктах таких, как: шиповник сушеный, черная смородина, перец красный, петрушка, перец зеленый сладкий, киви, земляника, апельсины, лимоны. |
D | Мое открытие связано с рахитом у детей. Это заболевание костно-мышечной системы было известно с глубокой древности, После того, как американец Элмер Макколум обнаружил в 1914 г. в рыбьем жире витамин А, английский ветеринар Эдвард Мелленби сделал наблюдение, что от рахита не страдают те собаки, которых кормят рыбьим жиром. Это наблюдение привело его к выводу, что рахит предотвращает именно витамин A или какое-то связанное с ним вещество. Чтобы внести ясность в этот вопрос, Макколум в 1922 году поставил эксперимент с порцией рыбьего жира, где витамин A был нейтрализован. Собаки, которым он давал этот продукт, благополучно излечились от рахита. Так было доказано, что за излечение от рахита отвечает не витамин A, а другой, неизвестный тому времени витамин. Поскольку я был четвёртый по счёту витамин, открытый наукой, меня назвали четвёртой буквой латинского алфавита — D. А. Ф. Гесс доказал, что меня получать из солнечного света. | Я являюсь уникальным витамином. И моя основная функция обеспечение нормального роста и развития костей. Даже небольшой дефицит проявляется следующими симптомами: потеря аппетита, снижение веса, ощущение жжения во рту и в горле, бессонница, ухудшение зрения, хроническая усталость, потливость. | А при моем избытке наблюдаются следующие симптомы: слабость, потеря аппетита, тошнота, затруднение дыхания, головные и мышечные боли, судороги, лихорадка,, замедление пульса, сухость во рту, постоянная жажда, повышается температура. | Найти меня можно в жирной рыбе – лосось, тунец, форель, скумбрия и угорь, в грибах, молоке, яичном желтке, в говяжьей печени, в рыбьем жире. |