Файл: Задачи Образовательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. Витамины, их роль в организме человека.

Цель: сформировать представление о витаминах как о биологически активных органических веществах и их значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия витаминов; систематизировать знания о группах витаминов; познакомить учащихся с проявлениями гипо- и авитаминозов, последствиями гипервитаминозов; выяснить, в каких продуктах питания содержатся витамины; какова роль витаминов в жизни человека.

Развивающие формировать:

- самообразовательную компетентность, используя опережающие задания; развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать изучаемый материал в виде таблиц, схем, делать выводы;

- информационную компетентность - через развитие умений учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, Интернет-ресурсом;

- поликультурную компетентность, познакомив учащихся с научной деятельностью ученых разных стран;

- компетентность продуктивной творческой деятельности, привлекая учащихся к подготовке презентаций, творческих заданий; развивать творческое мышление, интеллектуальные способности и познавательные потребности учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию социальной компетентности, воспитывая творческую личность с положительными нравственными качествами, продолжить формировать коммуникативную компетентность, воспитывая чувство взаимопомощи учащихся друг другу при подготовке к уроку и работая в группах, развивать творчество и сотрудничество; воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Планируемые образовательные результаты

Предметные:знать основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме.

Метапредметные:уметь работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.

Личностные:использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок общеметодической направленности

Методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, самостоятельная работа.

Основные понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

Оборудование: презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды.

Форма проведения урока: ролевая, групповая, индивидуальная, фронтальная.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

Ι.Организационный момент

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас. Сегодня на уроке вас ждет интересная и познавательная работа.




ΙI.Формулирование проблемы

III.Открытие нового знания


Полюбуйтесь, весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Только грустно бывает весною

То усталость, то лень пристает…
- Ребята, почему весной, когда ярко светит солнце и настроение должно быть отличным, вдруг появляется усталость и сонливость, апатия, равнодушие ко всему, плохое самочувствие, низкая работоспособность? Заметили вы, бывает у вас такое? (ответы учеников)

Заходит ученик

Что случилось? Что-то в последнее время мой лучшая ученица стала часто опаздывать на первый урок. (Ответ ученика – «Никак не могу проснуться, хотя я рано ложусь». А, вам не кажется, ребята, что это подтверждение тому, о чем мы сейчас говорим. И многие из вас только что говорили о том, что и сами замечают у себя признаки необъяснимой усталости. Так как в чем причина? Что же изменилось? Дневной режим? (нет) Учебная нагрузка? (нет) Еда? Какие действия ваши родители предпринимают, чтобы вернуть вам работоспособность, энергию, жизнерадостность?

- Опираясь на то, что вы только что сказали, сделайте вывод, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Предположения учащихся (О витаминах)

Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Предположения учащихся)

Итак, записываем тему урока: «Витамины, их роль в организме человека». Записывается тема урока на доске и число.

Рассказ учителя

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни (цинга, рахит, полиневрит, куриная слепота и др.), часто заканчивающиеся смертельным исходом. Во второй половине 19 века у ученых не было сомнений, что сходные с человеком симптомы болезней наблюдаются у ряда домашних животных. Для выяснения причин возникновения этих опасных болезней был проведен ряд исследований, в основе которых лежало применение различных искусственно составленных пищевых смесей. Одна из первых попыток кормления животных искусственными пищевыми смесями была предпринята российским ученым Н. И. Луниным. В 1881 он показал, что длительное кормление мышей смесью экстрагированных из молока белков, жиров и углеводов с добавлением минеральных солей и воды приводило к гибели животных, в то время как контрольная группа, получающая просто молоко, нормально развивалась. На основании этих опытов Лунин пришел к заключению, что для поддержания нормального физиологического состояния организма необходимы какие-то неизвестные вещества, содержащиеся в молоке и отсутствующие в искусственной пищевой смеси.

Эти вещества - Витамины, относящиеся к незаменимым факторам питания человека и животных. Витамины (Vita – жизнь, amine – азот) биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

(Запись в тетрадях).

Вначале витамины условно обозначали буквами латинского алфавита: А, В, С, D.

Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в одном из своих научно-фантастических произведений назвал витамины «пищей богов». Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает:

Авитаминоз – отсутствие витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.

Гиповитаминоз – недостаток витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.

Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся в тяжелом отравлении организма

- Ребята, прервемся на небольшой паузу, после продолжим урок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Сова»– упражнение снимает напряжение мышц туловища, шеи. Можно выполнять с закрытыми глазами. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях. Медленно повернуть голову как можно дальше влево, затем вправо. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
-Ребята, вам было дано задание разбиться на группы и каждой группе подготовить информацию о четырех витаминах – A, B, С, D. Ваша задача обосновать роль витаминов в жизни человека и подобрать витаминный комплекс для себя

Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов). Приложение 1

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

Составлять в группе план решения проблемы

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Спасибо, ребята всем за информацию! Мы узнали много полезного. Пришло время оценить вклад в работу каждого участника группы.

-Перед вами лежат тесты.

-На выполнение заданий – 3 минуты. Время пошло.

-Ну что ж, работу закончили. Проверим?... (проверка по слайдам) -Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. -Оцените свои знания.

Прошу передать вперёд листы с тестами… Отлично!

-Мы эффективно поработали, много узнали о витаминах.

Итак, Марха, ты поняла как можно решить твою проблему?

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V.Итог урока.


Понравился ли вам урок?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие трудности у вас возникли по ходу урока?

Как вы оцениваете работу своих одноклассников на уроке?

Да я согласна…

А теперь оцените свою работу,

Мы с вами хорошо поработали.

Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

Ответы учащихся:

витамины – это БАВ, действующие на организм в ничтожно малых количествах

они необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов

недостаток витаминов, как и их избыток вреден для организма




VI. Домашнее задание

Домашнее задание. В качестве домашнего задания Вам предложена работа с таблицей. Посмотрите на нее. В ней представлены наименования соков и количество витаминов, содержащихся в том или ином соке. Приложение 2



Заключение

Мне очень приятно, что вы были активными и внимательными на уроке. Я очень хочу, чтобы вы были здоровыми, жизнерадостными и успешными. И вы получаете свою порцию витамина С. Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!







Приложение 2

Домашнее задание.

Пользуясь этой таблицей, ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

1. Стакан (200 г) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и B1 одновременно?

2. Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?

3. Правы ли те, кто рекомендует пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните


Соки

Витамины, в мг на 100 мл сока

Витамин А

Витамин B1

ВитаминС

Абрикосовый

2,0

0,03

7,0

Апельсиновый

0,25

0,05

30-50

Вишневый

0,37-

0,05

15

Гранатовый

0,55



5

Грушевый



0,05

5

Клюквенный

0,08



10

Лимонный

— -

0,05

20-60

Мандариновый

0,12-02

0,07

20-40

Морковный

0,3-0,6

0,6

5-10,5

Томатный

2-9

0,12

40-50

Черносмородиновый

2-3

0,08

150-300

Суточнаяпотребность

6,0

1,2-2,6

60-110



Приложение 3

Тестовая работа для закрепления материала:

1.       Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2.       Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина

3.     В цитрусовых  большом количестве содержится:
а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С.

4.       Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К; б) витамина В; в) витамин С.

5.       Переизбыток витаминов вызывает:
а)гипервитамноз; б)авитаминоз; в)головокружение

6.       Витамины были открыты:
а)Эйкманом; б)Луниным; в)Фрунком.

7.       Источниками витамина D являются: 
а) жирная рыба, масло, солнечный загар; б) свежие овощи, фрукты, молоко; в) водоросли, мясо, яйца.

8.       У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В; б)недостаток витамина А; в)недостаток витамина Е

9.   Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Приложение 1

Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д.

Название витамина

История открытия

Недостаток витамина

Избыток витамина

Где содержится

A

Я — один из самых важных витаминов красоты и здоровья. Свое название я получил благодаря началу своей истории. Я был открыт первым из витаминов. Это произошло в 1913 году. Две независимые группы иссследователей ( Элмер Макколум и Маргарет Девис Университета Виконсим и Томас Осборн и Лафает Мендель с Ельского университета) пришли к одному и тому же выводу. Они опытным путем обнаружили, что сливочное масло и куриный желток  содержат  вещество, которое критически необходимо для жизни и здоровья человека. Это означало, что кроме белков жиров и углеводов человек нуждается в очень важных веществах.

Мой недостаток вызывает сухость кожных покровов, слизистой поверхности носа и глаз. Увеличивается хрупкость костей и повышается риск стоматологических заболеваний. При наличии ран скорость их заживления снижается. Ухудшается зрение, в особенности ночное; сопротивляемость организма к инфекциям резко падает. Ослабляется работа всех органов чувств: обоняния, зрения, слуха.


Если меня достаточно в организме, то я – предотвращаю нарушение зрения в сумерках;
– обеспечиваю целостность поверхностных клеток кожи и слизистых;
– повышаю сопротивляемость организма к различным инфекциям;
– способствую росту и укреплению костей, сохранению здоровья кожи, волос, зубов, десен;
– повышаю внимание.



А много меня– в говяжьей печени, в печени морских рыб (трески), в сливочном масле, в сливках, в рыбьем жире; в моркови, абрикосах, тыкве, листьях петрушки и шпинате, в курином желтке, твороге, икре, сыре.


B

Я открыт в 1912 году польским ученым Казимиром Функом. благодаря тяжелому авитаминозу (болезни бери-бери), с которым британские колонизаторы столкнулись в Юго-Восточной Азии. Болезнь поражала нервную и сердечно-сосудистую систему и приводила к массовому летальному исходу. Странным недугом страдали только англичане, что позволяло местным жителями считать болезнь бери-бери «гневом богов», направленным против захватчиков.

Но цивилизованные европейцы в подобные предрассудки, конечно, не верили и подошли к вопросу с научной точки зрения. В конце концов, выяснилось, что дело в питании. Аборигены питались необработанным рисом, а европейцы – тщательно отшлифованным. Оболочка зерен содержала некое вещество, которое оберегало от страшной болезни местных жителей.


Мой недостаток приводит к

слезотечению;

головным болям и головокружению;

ухудшению памяти;

слабости в мышцах;

сильной утомляемости;

болезненным ощущениям на языке;

вялому состоянию;

сильной усталости;

бессоннице;

малокровию;

повышению уровня сахара в крови;

снижению аппетита.


Без меня организм не может нормально функционировать. Я обеспечиваю организм энергиейзарядом бодрости. Также участвую в улучшении памятизрительном запоминаниик тому же, обеспечиваю хорошую работу органов пищеварения.


А много меня в хлебе, горохах, крупы, арахисе, грецких орехах, сердце, печени, молоке, яичном желтке.


C

Я являюсь самым известным витамином и очень важным для организма каждого человека. 

Из книг о морских путешествиях или фильмов на эту же тему, наверняка встречалось такое слово, как «цинга». Именно эта болезнь свела в могилу, огромное количество мореплавателей.

Цинга — это болезнь, вызывающая кровотечение в тканях, кровоточивость десен, потерю зубов, анемию и общую слабость. О причинах цинги высказывались самые различные предположения. Ведь цинга – это всего лишь отсутствие витамина C. Во времена морских путешествий люди на кораблях питались продуктами, которые хорошо хранятся, но такие продукты совершенно не содержали этого важного витамина.

В середине XVIII века шотландский судовой врач Джеймс Линд, потрясенный масштабами воздействия цинги на экипаж корабля, в поисках спасительного средства обнаружил у цитрусовых прежде неизвестное свойство, препятствующее возникновению цинги.



Мой дефицит в организме приводит:

кровоточивости десен

выпадению зубов

ухудшению зрения

плохому заживлению ран

вялости

потере волос

сухости кожи

излишнему весу

раннему образованию морщин

повышенной утомляемости

раздражительности

плохой концентрации внимания

бессоннице

депрессии


Мой переизбыток может привести к неприятным последствиям, а именно к

бессоннице, нарушению сна;

беспокойству, раздражительности, тревоге;

чувству жара, слабости;

головной боль;


Я витамин красоты.

Меня невозможно запасти в организме, поэтому постоянно необходимо получать дополнительно. А найти меня можно в свежих овощах и фруктах таких, как: шиповник сушеный, черная смородина, перец красный, петрушка, перец зеленый сладкий, киви, земляника, апельсины, лимоны.

D

Мое открытие связано с рахитом у детей. Это заболевание костно-мышечной системы было известно с глубокой древности,

После того, как американец Элмер Макколум обнаружил в 1914 г. в рыбьем жире витамин А, английский ветеринар Эдвард Мелленби сделал наблюдение, что от рахита не страдают те собаки, которых кормят рыбьим жиром. Это наблюдение привело его к выводу, что рахит предотвращает именно витамин A или какое-то связанное с ним вещество.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, Макколум в 1922 году поставил эксперимент с порцией рыбьего жира, где витамин A был нейтрализован. Собаки, которым он давал этот продукт, благополучно излечились от рахита. Так было доказано, что за излечение от рахита отвечает не витамин A, а другой, неизвестный тому времени витамин. Поскольку я был четвёртый по счёту витамин, открытый наукой, меня назвали четвёртой буквой латинского алфавита — D.

А. Ф. Гесс доказал, что меня получать из солнечного света.


Я являюсь уникальным  витамином.

И моя основная функция  обеспечение нормального роста и развития костей. Даже небольшой дефицит проявляется следующими симптомами: потеря аппетита, снижение веса, ощущение жжения во рту и в горле, бессонница, ухудшение зрения, хроническая усталость, потливость.


А при моем избытке наблюдаются следующие симптомы: слабость, потеря аппетита, тошнота, затруднение дыхания, головные и мышечные боли, судороги, лихорадка,, замедление пульса, сухость во рту, постоянная жажда, повышается температура.


Найти меня можно в жирной рыбе – лосось, тунец, форель, скумбрия и угорь, в грибах, молоке, яичном желтке, в говяжьей печени, в рыбьем жире.