Файл: Методические указания по разработке разделов курсового проекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания по разработке разделов курсового проекта
Введение
В этом разделе должно быть дано обоснование необходимости выполнения технологических разработок по объекту проектирования.
Материал раздела рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- задачи, стоящие перед автомобильным транспортом;
- значение ТО, диагностики и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава;
- задачи, стоящие перед технической службой АТП;
- цель проекта. Показать значимость проектных разработок по объекту проектирования;
- задача проекта. Дать решение тех вопросов, которые являются составными частями курсового проекта.
1. Характеристика объекта проектирования
В данном разделе необходимо указать:
- полное название объекта проектирования, назначение (основные и дополнительные работы, например работы по самообслуживанию и др.);
- занимаемая площадь;
- общее число рабочих, их квалификация;
- применяемые методы организации труда рабочих;
- режим работы объекта проектирования.
2. Расчет исходных данных
Для выполнения расчета берется группа показателей из задания на проектирование и исходные нормативы ТО и ремонта.
Из задания на проектирование принимаются:
- тип подвижного состава (марка, модель);
- списочное или эксплуатационное число автомобилей;
- количество автомобилей прошедших капитальный ремонт;
- LCC - среднесуточный пробег автомобиля;
- КЭУ - категория условий эксплуатации;
- природно-климатические условия эксплуатации;
- время нахождения в наряде;
- пробег с начала эксплуатации.
2.1. Определение периодичности ТО и ремонта
Корректирование нормативов выполняется по формулам:
LР1(2) = LН1(2) × К1 × К3, км (2.1)
LРКР =LНКР × К1 × К2 × К3, км (2.2)
где и - расчетные периодичности ТО-1 и ТО-2, км;
- расчетный пробег автомобиля до капитального ремонта, км;
и - нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2, км (прил. табл.14 или табл.4 );
- исходная норма межремонтного пробега (пробега до КР), км; (прил. табл. 15);
К1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации (прил. табл. 7);
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (прил. табл.8);
К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий и агрессивности окружающей среды (прил. табл.9).
После определения расчетной периодичности ТО и пробега автомобиля до капитального ремонта производится окончательная корректировка значений по кратности.
2.3. Корректирование периодичности ТО и пробега до КР
LР1 ⁄ LCC = n1 (2.3)
LР2 ⁄ LР1 = n2 (2.4)
LРКР ⁄ LР1 = n3 (2.5)
где n1 - величина кратности для ТО-1 (округляется до целого числа);
n2 - величина кратности для ТО-2 (округляется до целого числа);
n3 - величина кратности пробега для КР (округляется до целого числа).
Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1, ТО-2, пробега до КР:
LП1 = n1 × LCC,км (2.6)
LП2 = n2 × LР1,км (2.7)
LПКР = n3 × LР1,км (2.8)
Полученные результаты округляются до целых сотен км. Допускаемое отклонение окончательно скорректированных величин должно быть в пределах ±10% от расчетной величины.
2.4. Определение количества дней простоя автомобиля на ТО и ТР
dТоиТР =dнТОиТР×К′4(ср), дн ⁄ 1000 км (2.9)
где: dнТОиТР- нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава ТО и ремонте, дн ⁄ 1000 км (прил. табл. 5);
К′4(ср)-среднее значение коэффициента корректирования нормативной продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации, определяется по формуле:
К′4(ср)= (2.10)
где К′4(1), К′4(2),….. К′4(n) – величины коэффициентов корректирования для соответствующей группы автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (прил. табл.12);
A1, A2…. An – количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации.
Расчётная продолжительность простоя в ТО и ТР для автопоездов рассчитывается по формуле:
(2.11)
Расчётная продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте (dКР) с учётом времени транспортировки принимается по табл.5 приложения.
dТ - количество дней на транспортирование автомобиля в КР (принимается равным 10-20% от dКР ).
По результатам расчетов составляются таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Определение пробега
Марка автомобиля | Количество | Общий пробег, км | КЭУ | Вид ТО и ТР | Обозначение | Нормативный пробег, км | Расчетный пробег, км | Принятый пробег, км | n1 |
+ | + | + | + | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | LCC L1 L2 LКР | - + + + | - + + + | + + + + | + |
3. Расчет производственной программы
3.1. Определение коэффициента технической готовности
(3.1)
Где:
dКР - количество дней простоя в КР(см.прил.табл. 5);
Lсркр- средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км, определяется по формуле:
(3.2)
где АКР- количество автомобилей данной марки, прошедших капитальный ремонт (определяется из задания на проектирование), ед;
АИ- списочное количество автомобилей данной марки, ед.
3.2. Определение коэффициента использования автомобильного парка
(3.3)
где КИ – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам (КИ = 0,93…0,97);
- количество рабочих дней подвижного состава, дн. (прил. табл.1).
3.3. Определение суммарного годового пробега автомобилей в АТП
∑ LГ= 365 × АИ × LСС × αИ, км (3.4)
3.4. Определение годового количества воздействий для парка
Годовая программа по ЕО, ТО-1, ТО-2 и КР определяется по каждой группе (марке) автомобилей.
Количество КР за год:
(3.5)
Количество ежедневных обслуживаний за год определяется по формуле:
(3.6)
Количество УМР за год:
- для грузовых автомобилей и автопоездов определяется по формуле:
NГУМР = (0,75…0,8) × NГЕО (3.6)
- для легковых автомобилей и автобусов определяется по формуле:
NГУМР = (1,1…. 1,15) × NГЕО (3.7)
Количество ТО-2 за год (NГ2 ) определяется по формуле:
(3.8)
Количество ТО-1 за год (NГ1 ) определяется по формуле:
(3.9)
Количество сезонных обслуживаний (NГСО ) определяется по формуле:
NГСО = 2 × АИ (3.10)
Для проектов по зонам ТО-1 и ТО-2 определяется годовая программа по диагностированию автомобилей (для зоны ТО-1 –количество общего диагностирования за год, для зоны ТО-2 – количество углублённого диагностирования за год).
Количество общего диагностирования за год (NГД-1) определяется по формуле:
NГД-1 = 1,1 × NГ1 + NГ2 (3.11)
Количество углублённого диагностирования (NГД-2) определяется по формуле:
NГД-2 = 1,2 × NГ2 (3.12)
3.5. Определение сменной программы парка по ТО автомобилей
Суточную программу парка автомобилей по ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) можно определить по формуле:
;
(3.13)
где: NСi - суточное число обслуживаний по каждому виду ТО в отдельности;
NГi – годовая программа соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2,Д-1, Д-2;
ДГР - число рабочих дней в году зоны, предназначенной для выполнения ТО автомобилей (прил. табл. 2);
ССМ – число смен (прил. табл. 2).
Величина суточной программы по ТО является определяющим фактором для выбора метода организации ТО. Так при величине сменной программы:
ЕО-50 и более обслуживаний; ТО-1- 12…15 и более обслуживаний; ТО-2- 5…7 и более обслуживаний технологически совместимых автомобилей рекомендуется использовать поточный метод ТО.
По результатам расчетов составляется таблица 3.1.
Таблица 3.1 - Расчет годовой и суточной производственной программы
Марка автомобилей | т | и | | | | | | |
| | | | | | | | |
4. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР
4.1. Трудоемкость работ ЕО определяется по формуле
tЕО = tНЕО × К2 ×К5 × КМ (ЕО), чел-ч (4.1)
где tНЕО - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания, чел-ч (прил. табл.14 или табл. 23);
К5- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и технологически совместимых групп подвижного состава (прил. табл. 13);
КМ(ЕО) - коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО. Может быть принят от 0,35 до 0,75.
4.2. Определение скорректированной трудоемкости ТО-1 и ТО-2
tК1 = tН1 × К2 ×К5 чел-ч (4.2)
tК2 = tН2 × К2 ×К5 чел-ч (4.3)
где - нормативная трудоемкость ТО-1, чел-ч (прил. табл. 14 или табл. 23);
- нормативная трудоемкость ТО-2, чел-ч (прил. табл. 14 или табл.23).
4.3. Определение скорректированной трудоёмкости СО
tКСО = 2 × tК2 чел-ч (4.4)
4.4. Определение скорректированной трудоёмкости общего диагностирования Д-1
; чел-ч (4.5)
где: СД-1-доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-1 (прил. табл.11).
4.5.Определение скорректированной трудоёмкости поэлементного диагностирования Д-2
; чел-ч (4.6.)
где: СД-2- доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-2 (прил. табл.11).
4.6. Определение скорректированной трудоемкости ТР
tКТР = tНТР × К1× К2 ×К3× К4(СР) × К5, чел-ч /1000 км (4.7)
где tНТР - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел-ч/1000 км (прил.табл. 14 или табл. 23);
К4(СР) – среднее значение коэффициента корректирования нормативной удельной трудоёмкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации, определяется по формуле:
(4.8)
где К4(1), К4(2),….. К4(n) – величины коэффициентов корректирования для соответствующей группы автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (прил. табл.12).
Скорректированная трудоёмкость ТО для прицепного состава определяется по формуле:
tКi (пр) = tНi (пр) × К5 чел-ч (4.10)
где tНi (пр)- нормативная трудоёмкость соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2 для прицепа или полуприцепа (прил. табл.15), чел-ч;
К5- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и технологически совместимых групп подвижного состава (прил. табл. 13).
Скорректированная трудоёмкость ТР на 1000 км для прицепного состава определяется по формуле:
tКТР (пр) = tНТР(пр) × К1 × К3 К4 ×К5 чел-ч /1000 км (4.11)
где: tНТР(пр)- нормативная трудоёмкость ТР на 1000 км для прицепа или полуприцепа (прил. табл.15).
4.7. Определение годовой трудоемкости для всего АТП
Примечание: значения ТГЕО, ТГ1, ТГСР1, ТГ2, ТГСР2, ТГСО, округляются до целых чисел.
4.7.1. Годовая трудоемкость ЕО:
ТГЕО = tК ЕО ×NГЕО, чел-ч (4.12)
4.7.2. Годовая трудоемкость ТО-1:
ТГ1 = tк1 ×NГ1 + ТГСР1, чел-ч (4.13)
где: ТГСР1 - годовая трудоемкость сопутствующего ремонта при ТО-1; чел-ч;
ТГСР1 = СТР ×tк1 ×NГ1, чел-ч (4.14)
где: СТР=0,15…..0,20 –регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1, чел-ч.
4.7.3. Годовая трудоемкость ТО-2:
ТГ2 = tк2 ×NГ2 + ТГСР2 чел-ч (4.15)
где: ТГСР2 - годовая трудоемкость сопутствующего ремонта при ТО-2, чел-ч;
ТГСР2 = СТР ×tк2 ×NГ2, чел-ч (4.16)
где: СТР=0,15…..0,20 –регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-2, чел-ч.
4.7.4. Годовая трудоёмкость СО:
ТГСО - годовая трудоемкость сезонного обслуживания.
ТГСО = tкСО ×2АИ, чел-ч (4.17)
где: АИ - количество автомобилей одной марки, ед.
ТГСО - годовая трудоемкость сезонного обслуживания, чел-ч.
4.7.5. Определение годовой трудоёмкости общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирования
ТГД-1 = tкД-1 × NГД-1, чел-ч (4.18)
ТГД-2 = tкД-2 × NГД-2, чел-ч (4.19)
4.7.6. Определение годовой трудоемкости работ ТР по АТП
, чел-ч (4.20)
где: ∑ LГ - годовой пробег всех автомобилей одной марки, км.
4.7.7. Определение годовой трудоёмкости постовых работ ТР
ТГ ′ТР = ТГТР − (ТГСР1+ ТГСР2), чел-ч (4.21)
4.7.8. Определение годовой трудоёмкости работ по зоне ТР и ремонтным участкам (цехам)
, чел-ч (4.22)
где: СТРп– доля постовых (цеховых) работ в % от общего объёма постовых работ ТР (сумма трудоёмкостей диагностических, регулировочных и разборочно–сборочных работ; прил. табл.11).
По результатам расчетов составляется таблица 4.1:
Таблица 4.1 - Скорректированная и годовая трудоемкость ТО и ТР
Марка автомобиля | , чел-ч | , чел-ч | , чел-ч | Скорректированная трудоемкость, чел-ч | Годовая трудоемкость, чел -ч | |||||||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |||||
| | | | | | | | | | | |
4.8. Определение общей годовой трудоемкости работ по всем видам технического воздействия
ТГТР общ= ТГЕО + ТГ1 + ТГ2 + ТГТР, чел -ч (4.23)
где: ТГЕО, ТГ1, ТГ2, ТГТР - общая годовая трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, чел-ч.
Общее значение годовой трудоемкости находится путем сложения ТГЕО,1,2,ТР для всех марок автомобилей.
Вывод: общая годовая трудоемкость всех работ по ТО и ТР составляет .... (чел-ч).
5.Определение количества рабочих на объекте проектирования
При расчёте количества ремонтных рабочих различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.
5.1. Технологически необходимое (явочное) количество рабочих определяется по формуле:
, чел (5.1)
где: ФРМ-годовой производственный фонд времени рабочего места (номинальный), ч;
ТГi – годовая трудоёмкость соответствующей зоны ТО, ТР, цеха, отдельного специализированного поста или линии диагностирования, чел-ч.
Годовой производственный фонд времени рабочего места определяется по формуле:
- при 5-ти дневной рабочей неделе:
ФРМ = tСМ ×(ДГК −ДВ − ДП), ч (5.2)
- при 6-ти дневной рабочей неделе:
ФРМ = tСМ ×(ДГК −ДВ − ДП) − ДПП, ч (5.3)
При работе зон ТО и ТР, участков по непрерывной рабочей неделе (365 или 357 рабочих дней в году):
ФРМ = tСМ ×ДГК, ч (5.4)
где: ДГК- число календарных дней в году, дн;
ДВ – число выходных дней в году, дн;
ДП- число праздничных дней в году, дн;
ДПП- число предпраздничных и субботних дней в году с сокращённой на 1 час продолжительностью смены, дн;
tСМ- продолжительность рабочей смены, ч.
5.2. Штатное (списочное) количество рабочих определяется по формуле:
, чел (5.5)
где: ФРВ- годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего,
ч (прил.табл.3).
6. Расчет зон ТО и ТР
В наименовании данного раздела указывается наименование только того объекта проектирования, по которому выполняется проект. Для проектов по участкам (цехам) эта задача не выполняется.
Расчёты, приведенные в данном разделе, выполняют для проектов по зонам ТО, ТР и диагностирования.
6.1. Определение числа рабочих постов зон ТО-1 и ТО-2 при организации процесса на универсальных или специализированных постах
(6.1)
где: τn-такт поста , т.е. время обслуживания автомобиля на посту, мин.;
R- ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин.
Такт поста определяется по формуле:
, мин (6.2)
где: ТГi – годовая трудоёмкость соответственно ТО-1 или ТО-2, чел-ч (принимаются из расчётов);
КН – коэффициент неравномерности загрузки постов (прил. табл.18);
NГi- годовая программа соответственно ТО-1 или ТО-2 (принимается из расчётов);
Р- численность одновременно работающих на посту рабочих, чел (прил.табл.16);
КИ- коэффициент использования рабочего времени поста (прил. табл. 17);
tn- время установки автомобиля на пост и съезда с него (принимается равным 1-3 мин).
Ритм производства определяется по формуле:
, мин (6.3)
где: tСМ- продолжительность работы зоны ТО за одну смену, ч (принимается: 8 часов- при 5-ти дневной рабочей неделе; 7 часов- при 6-ти дневной рабочей неделе);
ССМ- число смен;
NСi- сменная программа ТО-1 или ТО-2 (принимается по расчётам).
6.2. Определение количества линий ТО-1 или ТО-2 при организации процесса поточным методом
(6.4)
где: τЛ- такт линии, т.е. время между очередным перемещением автомобиля с поста на пост мин;
Такт линии определяется по формуле:
, мин (6.5)
где: nТО- число постов в поточной линии (принимается равным 3….5);
LА- габаритная длина автомобиля (автопоезда), м;
а- интервал между автомобилями на линии, м;
VК- скорость конвейера (принимается 10-15 м/мин).
Ритм производства определяется по формуле:
, мин (6.6)
6.3. Определение количества линий зоны ЕО
(6.7)
где: τЛ-такт линии, мин.;
R- ритм производства, мин.
Такт линии определяется по формуле:
, мин (6.8)
где: Nу- производительность моечной установки, автомобилей/ час.
Ритм производства определяется по формуле:
, мин (6.9)
где: NСЕО - сменная программа ЕО (принимается по расчётам).
6.4. Определение количества постов зоны ТР, общей и поэлементной диагностики (Д-1 и Д-2)
(6.10)
где: ТГi- годовая трудоёмкость соответственно постовых работ в зоне ТР или общей и поэлементной диагностики (определяется по расчётам);
ДГР- количество рабочих дней в году, дн (прил. табл.2);
tСМ- продолжительность работы зоны ТР или участка Д-1 (Д-2) (прил. табл.2);
ССМ- число смен в сутки (прил. табл.2);
КН – коэффициент неравномерности загрузки постов (прил. табл.18);
КИ- коэффициент использования рабочего времени поста (прил. табл. 17).
Количество постов Д-1 иД-2 после расчёта согласуется с (прил. табл.10).
Резервное количество постов зоны ТР определяется по формуле:
nРЕЗ = (КИ − 1) × ni (6.11)
где: КИ- коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР. Для крупных АТП- КИ=1,2, для небольших АТП- КИ=1,5.
При расчёте числа постов необходимо учитывать следующее: рассчитанное число постов должно быть целым числом, а число рабочих постов зон ТО при работе в одну смену - не превышать 5, т.к. большее число постов приводит к увеличению производственных площадей, увеличению одноимённого оборудования, оснастки и т.д.
В зоне ТР для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ предусматриваются универсальные и специализированные посты (примерное соотношение см. прил. табл.19).
7. Распределение исполнителей по видам работ, специальностям и квалификации
Общее количество исполнителей на объекте проектирования, полученное в расчётах, распределяется по специальностям и квалификации.
В проектах по зонам технического обслуживания количество исполнителей для каждого вида работ определяется с учётом примерного распределения общего объёма работ по ТО (прил. табл.11). Результаты расчёта и принятое количество исполнителей различных специальностей оформляется в виде таблицы.
7.1. Определение трудоёмкости отдельных видов работ ТО-1 (ТО-2)