Файл: Практикум по психокоррекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этой связи возникает необходимость формирования у подростков: навыков рефлексии, саморегуляции своих эмоциональных состояний, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыта равноправного сотрудничества и гражданской активности; способностей осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.

Общеизвестно, что старший подростковый и юношеский возраст является сенситивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.

Это является ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, компетентной и активной личности, что соответствует социальному запросу современного общества и требованиям образования, а также предупреждает безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних,.

Программа “Моя уникальность” для учащихся с девиантными формами поведения 13-16 лет разработана в соответствии с:

- Декларацией прав ребенка.

- Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

- Федеральным законом № 124 от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

- Законом Волгоградской области от 31 октября 2002 года N 748-ОД «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области»
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

  • Программа рассчитана на 15 часов. Цикл - 15 недель.

  • Регулярность занятий – 1 раза в неделю.

  • Продолжительность занятия – 40 минут


  • Занятия проводятся индивидуально или в малой группе, которая формируется по 3-

4 человек в соответствии с возрастом: 13-14 лет (7-8 класс) и 15-16 лет (9-10 класс) Обучающийся включается в программу на основе запроса администрации, классного руководителя, социального педагога, родителей (законных представителей), со своего добровольного согласия. Программа может использоваться в процессе консультирования подростков с девиантными формами поведения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Необходимые условия для

занятий такие же, как для любого стандартного психологического занятия: безопасное, достаточно помещение, на окнах необходимы жалюзи или шторы (для проведения релаксационных упражнений), наличие необходимого технического оснащения.

  • Результативность эффективности коррекционно-развивающей работы определяется с помощью наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием подростка в процессе всей идивидуальной работы и контрольной психодиагностикой. Контрольная психодиагностика проводится перед началом программы и по ее окончанию.

  • Программа «Моя уникальность» состоит из трех этапов:

1 этап «Мой внутренний мир»

Цель: Создавать условия для развития способностей подростка осознавать особенности своей личности, черты характера, тип темперамента, в осознании и регуляции своих чувств, эмоциональных состояний, волевых усилий; Способствовать развитию рефлексивности, умению сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; Способствовать формированию позитивной самооценки, расширению представленицй о собственной значимости, ценности, уникальности.

Основное средство – самодиагностика, арт-терапия, психогимнастика, диалог с психологом, релаксации.

2 этап «Я во внешнем мире»

Цель: Познакомить подростка с социальными ролями общества, помочь в осознании своих личных социальных ролей, жизненной перспективы, цели и способов их достижения; Создавать условия для формирования способности подростков анализировать конкретную ситуацию, видеть взаимосвязь между своими решениями, своим поведением и результатом. Способствовать формированию способности осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.



Основное средство – поведенческая терапия, игротерапия, обсуждение (разыгрывание) типичных проблемных ситуаций и реальных индивидуальных проблемных ситуаций, релаксации и визуализации.

Очень эффективно работать с собственным опытом, проблемными ситуациями. Когда дети осознают, что стоит за тем или иным их поведение или поступком, им легче прогнозировать последствия своих действий, контролировать свое поведение..

3 этап «Мир будущего»

Цель: Расширение представлений о собственной значимости, ценности, уникальности, формирование позитивного «образа Я». Помочь увидеть существующие негативные установки, обучить позитивному мышлению, целеполаганию, планированию своего будущего.

Основное средство – арт-терапия, диалог с психологом, визуализации.

Психолог, работающий по программе должен обладать определенной коммуникативной компетенцией, которая складывается из совокупности знаний, навыков, и умений необходимых для эффективного общения, использовать технику активного слушания, чтобы поощрять и поддерживать говорящего и способствовать сотрудничеству. При работе с девиантным подростком очень важно обеспечить психологическую безопасность человека. Здесь самое главное не допускать оценок поведения или мыслей. Необходимо владеть техникой без оценочного высказывания, принципом нейтральности. Психологу необходимо уметь различать вербальные и невербальные сигналы, располагающие к контакту. Очень эффективна здесь - техника «Отражение», обеспечивающая эффективность работы, особенно в самых трудных случаях. Например, когда подросток отказывается разговаривать или отвечает формально и односложно.

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ,

ИНСТРУМЕНТАРИЯ.

Программа предназначена для социально-психологической работы с подростками. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на саморазвитие личности подростка, т.е. на осознание своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная форма и групповая форма. Курс занятий может проводится как в форме индивидуальных занятий, так и в малых группах. Индивидуальная форма работы выбрана в связи с индивидуальными особенностями детей с проблемами в поведении. Дети более активно взаимодействуют в процессе индивидуальных бесед с психологом, это позволяет подростку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия. Параллельно с подростками проводится профилактическая групповая работа в рамках классного коллектива по общему плану работы.

Методы, использованные в программе. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение(Эльконин Д.Б., Драгунова Г.В.), поэтому занятия организованы в виде личный консультаций, бесед подростка с психологом в рамках которых и реализуются все необходимые методы и приемы. У школьников в этом возрасте происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов (восприятие становится целенаправленным, избирательным; внимание устойчивым, произвольным; развивается логическая память; формируется абстрактное, теоретическое мышление), формируется самооценка, развивается личностная рефлексия, самосознание, воображение. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в работе мы использовали следующие методы:


1. Беседа/Диалог с психологом. Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:

-точно выражать свои мысли;

-активно отстаивать свою точку зрения;

-аргументировано возражать;

- опровергать ошибочную позицию противника.

2. Арт-терапия. Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:

-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;

-облегчить процесс коммуникации;

-преодолеть коммуникативные барьеры;

-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;

-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;

-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.

3. . Психогимнастика. Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:

-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;

-снятию страхов;

-развитию внимания;

-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;

-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;

-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.

4. Игротерапия. Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

5. Поведенческая терапия. Использование метода поведенческого тренинга в данной

программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.

Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения.

Для выявления эффективности коррекционно-развивающей работы по программе «Моя уникальность», а для отслеживания динамики изменений у подростка, мы предлагаем использовать две диагностические методики, которые проводятся перед началом курса занятий и по его окончанию.