ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этой связи возникает необходимость формирования у подростков: навыков рефлексии, саморегуляции своих эмоциональных состояний, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыта равноправного сотрудничества и гражданской активности; способностей осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.
Общеизвестно, что старший подростковый и юношеский возраст является сенситивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.
Это является ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, компетентной и активной личности, что соответствует социальному запросу современного общества и требованиям образования, а также предупреждает безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних,.
Программа “Моя уникальность” для учащихся с девиантными формами поведения 13-16 лет разработана в соответствии с:
- Декларацией прав ребенка.
- Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Федеральным законом № 124 от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
- Законом Волгоградской области от 31 октября 2002 года N 748-ОД «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области»
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
-
Программа рассчитана на 15 часов. Цикл - 15 недель. -
Регулярность занятий – 1 раза в неделю. -
Продолжительность занятия – 40 минут
-
Занятия проводятся индивидуально или в малой группе, которая формируется по 3-
4 человек в соответствии с возрастом: 13-14 лет (7-8 класс) и 15-16 лет (9-10 класс) Обучающийся включается в программу на основе запроса администрации, классного руководителя, социального педагога, родителей (законных представителей), со своего добровольного согласия. Программа может использоваться в процессе консультирования подростков с девиантными формами поведения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Необходимые условия для
занятий такие же, как для любого стандартного психологического занятия: безопасное, достаточно помещение, на окнах необходимы жалюзи или шторы (для проведения релаксационных упражнений), наличие необходимого технического оснащения.
-
Результативность эффективности коррекционно-развивающей работы определяется с помощью наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием подростка в процессе всей идивидуальной работы и контрольной психодиагностикой. Контрольная психодиагностика проводится перед началом программы и по ее окончанию. -
Программа «Моя уникальность» состоит из трех этапов:
1 этап «Мой внутренний мир»
Цель: Создавать условия для развития способностей подростка осознавать особенности своей личности, черты характера, тип темперамента, в осознании и регуляции своих чувств, эмоциональных состояний, волевых усилий; Способствовать развитию рефлексивности, умению сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; Способствовать формированию позитивной самооценки, расширению представленицй о собственной значимости, ценности, уникальности.
Основное средство – самодиагностика, арт-терапия, психогимнастика, диалог с психологом, релаксации.
2 этап «Я во внешнем мире»
Цель: Познакомить подростка с социальными ролями общества, помочь в осознании своих личных социальных ролей, жизненной перспективы, цели и способов их достижения; Создавать условия для формирования способности подростков анализировать конкретную ситуацию, видеть взаимосвязь между своими решениями, своим поведением и результатом. Способствовать формированию способности осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.
Основное средство – поведенческая терапия, игротерапия, обсуждение (разыгрывание) типичных проблемных ситуаций и реальных индивидуальных проблемных ситуаций, релаксации и визуализации.
Очень эффективно работать с собственным опытом, проблемными ситуациями. Когда дети осознают, что стоит за тем или иным их поведение или поступком, им легче прогнозировать последствия своих действий, контролировать свое поведение..
3 этап «Мир будущего»
Цель: Расширение представлений о собственной значимости, ценности, уникальности, формирование позитивного «образа Я». Помочь увидеть существующие негативные установки, обучить позитивному мышлению, целеполаганию, планированию своего будущего.
Основное средство – арт-терапия, диалог с психологом, визуализации.
Психолог, работающий по программе должен обладать определенной коммуникативной компетенцией, которая складывается из совокупности знаний, навыков, и умений необходимых для эффективного общения, использовать технику активного слушания, чтобы поощрять и поддерживать говорящего и способствовать сотрудничеству. При работе с девиантным подростком очень важно обеспечить психологическую безопасность человека. Здесь самое главное не допускать оценок поведения или мыслей. Необходимо владеть техникой без оценочного высказывания, принципом нейтральности. Психологу необходимо уметь различать вербальные и невербальные сигналы, располагающие к контакту. Очень эффективна здесь - техника «Отражение», обеспечивающая эффективность работы, особенно в самых трудных случаях. Например, когда подросток отказывается разговаривать или отвечает формально и односложно.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ,
ИНСТРУМЕНТАРИЯ.
Программа предназначена для социально-психологической работы с подростками. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на саморазвитие личности подростка, т.е. на осознание своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная форма и групповая форма. Курс занятий может проводится как в форме индивидуальных занятий, так и в малых группах. Индивидуальная форма работы выбрана в связи с индивидуальными особенностями детей с проблемами в поведении. Дети более активно взаимодействуют в процессе индивидуальных бесед с психологом, это позволяет подростку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия. Параллельно с подростками проводится профилактическая групповая работа в рамках классного коллектива по общему плану работы.
Методы, использованные в программе. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение(Эльконин Д.Б., Драгунова Г.В.), поэтому занятия организованы в виде личный консультаций, бесед подростка с психологом в рамках которых и реализуются все необходимые методы и приемы. У школьников в этом возрасте происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов (восприятие становится целенаправленным, избирательным; внимание устойчивым, произвольным; развивается логическая память; формируется абстрактное, теоретическое мышление), формируется самооценка, развивается личностная рефлексия, самосознание, воображение. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в работе мы использовали следующие методы:
1. Беседа/Диалог с психологом. Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:
-точно выражать свои мысли;
-активно отстаивать свою точку зрения;
-аргументировано возражать;
- опровергать ошибочную позицию противника.
2. Арт-терапия. Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:
-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;
-облегчить процесс коммуникации;
-преодолеть коммуникативные барьеры;
-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;
-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;
-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.
3. . Психогимнастика. Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:
-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;
-снятию страхов;
-развитию внимания;
-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;
-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;
-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.
4. Игротерапия. Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
5. Поведенческая терапия. Использование метода поведенческого тренинга в данной
программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.
Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения.
Для выявления эффективности коррекционно-развивающей работы по программе «Моя уникальность», а для отслеживания динамики изменений у подростка, мы предлагаем использовать две диагностические методики, которые проводятся перед началом курса занятий и по его окончанию.