Файл: Практикум по психокоррекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Парасуицид - поведение, имитирующее суицидальное, но без намерения убить себя.

Самоубийство, суицид - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя:

- суицидальные покушения - все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия)

- суицидальные попытки - это демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта

- суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Структура теста, процедура проведения

Решение данной задачи осуществляется ответами на вопросы теста. Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат (приложение 2).

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации (приложение 3).

Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.

Апробация

Апробация и стандартизация методики была проведена на выборке подростков разного возраста и пола, с разным жизненным опытом, разной степенью выраженности девиаций в поведении. В исследовании участвовали 1919 человек, как имеющих, так и не имеющих ранее зафиксированных видов изучаемого поведения, учащихся общеобразовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области.


На основании результатов исследования выявлены идентичные тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений не зависимо от пола и возраста. Более всего представлена направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых, родителей, что является проявлением возрастных особенностей. На втором месте находится аутоагрессивное поведение с причинением вреда самому себе, которое чаще проявляется в виде демонстративного суицида и угроз в адрес родителей. На третьем месте - делинквентное поведение - правонарушительные или противоправные действия, не несущие за собой уголовной ответственности. Далее следует проявление агрессивного поведения, либо скрываемая потребность в вербальнных или физических действиях по отношению к окружающим для снятия физического и психического напряжения, как ответная реакция на жесткие действия сверстников или взрослых. Менее всего проявляется склонность к аддиктивному, зависимому поведению, использованию каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Полученные в процессе исследования данные позволили установить примерные средние значения по каждой шкале теста, с учетом дифференциации по возрасту (приложение 4).

Представленный тест СДП дает возможность не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены; определить степень различных форм девиантного поведения достаточно быстро и эффективно, что способствует раннему выявлению подростков группы риска, позволяет применять адекватные методы первичной профилактики и коррекционного воздействия, планировать работу с семьей.


Примеры конкретного выполнения способа

Пример 1. Девочка, 12 лет. Причина обращения – повышенная нервозность, проблемы в отношениях с семьей. Ранее отклонения поведения и склонности к нарушениям не отмечены.

Проводится обследование с помощью бланка методики. Заполненный бланк обрабатывается, высчитываются показатели социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП), зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП), самоповреждающего поведения (СП):

1. СОП=4,0

2. ДП=2,0

3. ЗП=3,0

4. АП=4,0

5. СП=14,0

Вывод: на первый взгляд у девочки отсутствуют нарушения социально-психологической адаптации, так как по всем шкалам низкие значения - она не склонна к нарушению правил, направленной на других людей агрессии, формированию зависимости, однако по шкале «суицидальное поведение» получен повышенный результат, что, в сочетании с низким значением по шкале склонности к социально одобряемому поведению свидетельствует о закрытости, переживаниях во внутреннем плане, возможно ровный или сниженный фон эмоциональных реакций. Это является сигналом возможных мыслей о самоповреждениях из-за неумения справляться с внешними событиями или наличия чувства вины; при отсутствии внимания со стороны взрослых – суицидальные замыслы.

Пример 2. Мальчик, 14 лет, находится в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. По свидетельству психолога, обнаруживает делинквентное поведение, аддиктивное (курение), агрессивное (драки со сверстниками).

Проводится обследование с помощью бланка методики. Заполненный бланк обрабатывается, высчитываются показатели социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП), зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП), самоповреждающего поведения (СП):

1. СОП=15,0

2. ДП=19,0

3. ЗП=22,0

4. АП=17,0

5. СП=22,0

Вывод: по всем шкалам получены повышенные и высокие значения - подросток имеет выраженную склонность к зависимому и суицидальному поведению и ситуативную – к делинквентному и агрессивному поведению, что, в первую очередь, подтверждается его социальным и криминальным анамнезом, а также свидетельствует об определенных особенностях характера – экстравертированность, высокая эмоциональность, потребность в контактах, вероятность демонстрации проявлений поведенческих девиаций. Все это требует целенаправленного воздействия со стороны специалистов по ресоциализации подростка и формированию социально одобряемых установок.


Инструктаж перед тестированием (читает диагност)

Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» и «ошибочных». Мы ждем Ваш ответ, основанный на Вашем мнении. Отвечая на каждый вопрос, выберите ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о себе, и поставьте отметку напротив в виде любого значка (х ,v, + и или другая отметка).

Отвечая, помните:

1. Не нужно тратить много времени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первым придет к Вам в голову. Отвечать нужно как можно точнее, но не очень медленно.

2. Старайтесь не увлекаться неопределенными ответами слишком часто.

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены.

4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

Благодарим Вас за сотрудничество!
ТЕСТ СДП

Код ………………………………… Возраст Пол

Если ты согласен с утверждением – ДА, не согласен – НЕТ, если не уверен – ИНОГДА.




ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

1

Я всегда сдерживаю свои обещания.










2

У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться.










3

Разозлившись, я нередко выхожу из себя.










4

Бывает, что я сплетничаю.










5

Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю.










6

Я всегда говорю только правду.










7

Я люблю прихвастнуть.










8

Я никогда не опаздываю.










9

Все свои привычки я считаю хорошими.










10

Бывает, спорю и ссорюсь с родителями.










11

Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.










12

Я всегда покупаю билет в транспорте.










13

Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами.










14

Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.










15

Я никогда не нарушаю правил общественного поведения.










16

Я не хочу учиться и работать.










17

Я могу уйти из дома жить в другое место.










18

Меня забирали в полицию за плохое поведение.










19

Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется.










20

Состою на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.










21

Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи).










22

У меня есть судимые родственники и/или знакомые.










23

У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить.










24

У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость.










25

Я не верю окружающим.










26

Хочу быть великим и всесильным.










27

Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев.










28

Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым.










29

Если нельзя, но очень хочется – значит можно.










30

Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы.










31

Я курю.










32

Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки.










33

Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси.










34

Мои родители злоупотребляют спиртным.










35

Мои друзья курят, употребляют спиртное.










36

Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения










37

Пить и курить – это признаки взрослости.










38

Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества.










39

Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно.










40

Дети пьют и курят из любопытства, по глупости.










41

Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.










42

Мне необходимы сильные переживания и чувства.










43

Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал.










44

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.










45

Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво.










46

Я редко жалею животных, людей.










47

Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками.










48

Я часто ссорюсь с родителями.










49

Я не прощаю обиды.










50

Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь.










51

Люблю посплетничать.










52

Люблю, чтобы мне подчинялись.










53

Предпочитаю споры решать дракой, а не словами.










54

За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним.










55

Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство.










56

У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться.










57

В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то.










58

Я охотно бы участвовал в каких-нибудь боевых действиях.










59

Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится.










60

Я хочу быть взрослым и сильным.










61

Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется.










62

Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность.










63

Я могу причинить себе боль.










64

Я бы взялся за опасное для жизни дело, если бы за это хорошо заплатили.










65

Было бы лучше, если бы я умер.










66

Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями.










67

Я не люблю решать проблемы сам.










68

У меня есть желания, которые никак не могут исполниться.










69

Я не очень хороший человек.










70

Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя.










71

Я часто не могу решиться на какой-либо поступок.










72

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.










73

Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях.










74

Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.










75

Я испытываю потребность в острых ощущениях.