Файл: История развития института социального партнерства в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Ярославский филиал Финуниверситета
Кафедра «Государственное и муниципальное управление и медиакоммуникации»
ЭССЕ
по дисциплине «Трудовое право»
Тема: «История развития института социального партнерства в России»
Студент: Зиновьева Анна Николаевна
№ группы: Государственное и муниципальное управление, 2 курс
№ студ. Билета: 100.31/200024
Преподаватель: Кваша Ольга Владимировна,
Кандидат юридических наук
Ярославль – 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение -
Основная часть -
Заключение -
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, которая направлена на урегулирование отношений, сопоставимость интересов между работником и работодателем по вопросам, связанным с трудовыми отношениями и всем, что относится к ним. Выделяют четыре признака социального партнерства как специфического типа общественных отношений: предмет (система взаимоотношений по урегулированию трудовых отношений), субъект (работники, работодатели, органы государственной власти), цель (обеспечение баланса интересов между работниками и работодателем), ареал регулируемых отношений (вопросы, связанные с сферой труда). Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса – собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому
вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование. Уже само по себе наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов. В данном эссе я хочу более подробно рассмотреть историю формирования социального партнерства в России. Я считаю, что эта тема актуальна в наши дни, потому что для Российской Федерации важнейшей задачей является дальнейшие развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона и страны в целом, а без знания истории будет трудно выбрать правильный путь последующего продвижения, потому что нужен анализ уже проведенных ранее действий: какую пользу они принесли, какой результат дали, чтобы более четко знать в каком направлении двигаться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ростки партнерства появились в отечественной истории в начале 18 века. Становление договорных социально-трудовых отношений прошло в России путь от патриархальных до цивилизованных форм. Начиналось все с устных договоров между работниками и работодателем, далее последовали письменные договоры.
Социально-трудовые отношения на начальных этапах в основном носили противостоящий характер. Наиболее эффективным способом разрешения трудовых конфликтов являлись рабочие стачки, забастовки, основным требованием которых было, например, повышение оплаты труда или сокращение продолжительности рабочего дня, но по мере накопления опыта регламентации вопросов социально-трудовых отношений конфликтующие стороны постепенно приходят к выводу о бесперспективности противостояния. Вскоре предприниматели начали сотрудничать с работниками (рабочие участвовали в прибылях предприятия).
Острая потребность в квалифицированных кадрах, появившаяся на рубеже 19-20 вв., побудила промышленников к созданию системы профессионального образования. Эта проблема нашла успешное воплощение в разных регионах страны, практически во всех отраслях промышленности и на разных уровнях. В этот период создавалась массовая сеть учебных заведений, включавших обязательные начальные школы для малолетних рабочих, курсы для подготовки квалифицированных взрослых рабочих.
Формирование социально-трудовых отношений прошло в пореформенной России несколько этапов:
1) период 60-80-х гг. — попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере в период царствования Александра II и деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства; формирование политики попечительства как жесткой регламентации отношений работодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовых отношений;
2) период 90-х гг. — начала XX в. (до революции 1905 г.), совпадающий началом с индустриальной модернизации России, характеризуется стремлением властных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическому этапу в истории России. На данном этапе осуществляется создание организационных структур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях;
3) период революции 1905-1907 гг. привнес принципиальные качественные изменения в социально-трудовые отношения. В этот период создаются профессиональные организации рабочих — профсоюзы как институт социального партнерства. Наиболее инициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себя предприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения;
4) период Первой мировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализацией трудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. В России проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений.
Главной особенностью формирования партнерских отношений в России в конце 19 – начале 20 вв. было то, что во всех сферах экономики живы были традиции крепостного права, это происходило из-за того, что все предприятия практически находились в сельской местности и, соответственно, наемными работниками были крестьяне, которые раньше были крепостными.
Несмотря на специфические условия социально-экономического развития, Россия в целом шла в русле общецивилизационных закономерностей механизма социального партнерства. В дореволюционном законодательстве начала 20 в. проявились первичные составляющие данного механизма:
а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения;
б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;
в) формировались основы обязательного социального страхования, которое строилось на принципах социального партнерства.
Советская система коллективно-договорных отношений имела ярко выраженный административно-командный характер. В её развитии можно выделить несколько своеобразных этапов.
Первый этап (1917-1921 гг.) — отмена правовой базы дореволюционных трудовых отношений; ликвидация объединений работодателей, предпринимателей; национализация предприятий, введение политики военного коммунизма и прекращение практики заключения коллективных договоров и соглашений.
Второй этап (1922-1929 гг.) — НЭП, возрождение коллективно-договорных отношений в социально-трудовой сфере. Принятие законов о профсоюзах, об усилении роли партийных и государственных органов в регулировании социально-трудовых отношений. Так же в 20-е гг. предпринимаются попытки обоснования альтернативных проектов формирования партнерских отношений в экономике. Они находили свое выражение в концепциях «синдикального социализма» «кооперативного социализма», обоснованных в трудах М.И. Туган-Барановского (1865-1919 гг.), Н.И. Бухарина (1888-1938 гг.), Н.Д. Кондратьева (1892-1938 гг.), А.В. Чаянова (1888-1938 гг.). Ими выдвигались идеи соединения планового и рыночного начал в экономике и социально-трудовых отношениях в эпоху социализма. Однако данные предложения в тот период не были учтены, а многие из их авторов подверглись репрессиям.
Третий этап (1930-1946 гг.) — абсолютизация принципа единоначалия на производстве; введение обязательной трудовой повинности, административных мер за уклонение от работы, свертывание коллективно-трудовых отношений. С 1934 по 1946 гг. коллективные договора и соглашения не заключались. В конце 30-х-начале 1940 гг. развернулась острая критика коллективных договоров и соглашений как неприемлемой формы регулирования трудовых отношений в условиях социализма.
Четвертый этап (1947-1964 гг.) — возобновление и совершенствование практики подготовки, заключения и реализации коллективных договоров, соглашений; обоснование принципа материальной заинтересованности.
Пятый этап (1964-1984 гг.) — создание системы коллективно-договорных отношений на производственном, отраслевом, территориальном, республиканском и общесоюзном уровнях; совершенствование материального и морального стимулирования в сфере труда; утверждение
практики подведения итогов выполнения колдоговоров, соглашений.
Шестой этап (1985-1991 гг.) — кризис советской системы социально-трудовых отношений; развитие новых форм организации и стимулирования труда; введение хозрасчета, самофинансирования, самоуправления на производстве; развитие рабочего движения.
Социальное партнерство в России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочу сказать, что совершенствование системы социального партнерства чрезвычайно важно для повышения эффективности социальной политики. По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, уровне организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Государство - одна из сторон социального диалога. Нередко его упрекают в пассивности, в поддержке позиции профсоюзов либо, наоборот, в том, что оно пытается переложить свою ответственность на работодателей. На данный момент ситуация в России с социальным партнерством плачевная: падение производства, безработица растет, реальная заработная плата снижается. Работники в большинстве случаев молчат и не говорят свои работодателем о том, что их не устраивает. Они так делают, потому что боятся потерять рабочее место и продолжают работать даже на условиях, которые их не устраивают, чтобы хоть как-то заработать денег на жизнь. Поэтому ни о каком реальном равновесии сил наемных работников и работодателей в современной России говорить не приходится, как не приходится говорить и о социальном партнерстве в том его виде, как оно существует в других странах. Для того, чтобы договорная практика регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями действительно получила развитие в России нужно две равные стороны, которые в случае конфликта будут находится в одинаковом положении, так же нужен отлаженный механизм согласования интересов и разрешения конфликтов.