Файл: Методическое пособие Составитель И. Ю. Кохова. М. Цифровая дидактика, 2022. 23 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К А Р Т О Ч К И
Ч И Т А Т Е Л Ь С К О Й
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Г Р А М О Т Н О С Т И
Приёмы формирования читательской
грамотности: методическое пособие /
Составитель: И.Ю. Кохова. – М.: Цифровая
дидактика, 2022. – 23 с.
© И. Ю. Кохова, 2022
© Цифровая дидактика, 2022
Оn-skills.ru Обучение онлайн www.on-skills.ru
Таблица «Конструктор вопросов»
Обучающимся предлагается таблица из двух столбцов. В первом приведены факты по изучаемой теме, а во втором —
вопросительные слова. Задание: составить вопросы, начинающиеся с данных вопросительных слов, используя факты из первого столбика.
«Чемпионат вопросов»
Учитель даёт какое-либо вопросительное слово, а ученики должны за 5–10 минут придумать как можно больше вопросов с этим словом на изучаемую тему.
Карточка
ЗАДАЁМ ВОПРОСЫ
Как научить школьников
задавать вопросы.
1
Обучающиеся читают текст с карандашом,
подчеркивая те слова, которые являются ключевыми.
Проверка и обсуждение подчёркнутых слов.
1.
2.
Этот приём поможет восстановить текст с опорой на ключевые слова, подготовиться к пересказу.
Карточка
2
При первичном знакомстве
с текстом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Такой способ чтения формирует у учащихся уважительное отношение к точке зрения другого человека, способность спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными, развивает воображение.
Карточка
3
При работе
с повествовательным текстом.
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Учитель заранее готовит текст с недостающими словами (словосочетаниями).
Обучающимся необходимо заполнить пробелы в тексте.
После прочтения текста обучающимися учитель убирает (вытирает, закрывает)
некоторые слова и предлагает ученикам восстановить текст.
1.
2.
Карточка
4
Реконструкция текста.
ПИСЬМО С ДЫРКАМИ
За 30 секунд напишите всё, что запомнили.
Подумайте ещё в течение одной минуты и добавьте в свой список.
Пролистайте слайды, на которых работали ваши одноклассники и снова добавьте информацию в свой лист.
Напишите всё, что вы запомнили по данной теме.
Карточка
5
Тренируем мозг, чтобы запомнить
материал лучше!
"
САМОСВАЛ"
Ссылка на шаблон
Учитель излагает первую часть нового материала.
Ученики слушают.
Учитель останавливается и даёт обучающимся возможность вспомнить то, что узнали, и сделать заметки.
Обсуждение.
Аналогично проходит работа над второй (третьей...) частью материала.
Карточка
6
Как делать заметки.
КОНСПЕКТ
правильный ответ по изученной на уроке теме;
определение;
правильная буква;
перевод слова, и т.д.
"тонкие" и "толстые" вопросы.
Паролем может стать:
На выходе из кабинета пароль может спрашивать учитель или заранее назначенный ученик.
Карточка
7
ПАРОЛЬ НА ВЫХОД
Для того чтобы выйти из кабинета,
нужно назвать пароль.
определение;
правильная буква;
перевод слова, и т.д.
"тонкие" и "толстые" вопросы.
Паролем может стать:
На выходе из кабинета пароль может спрашивать учитель или заранее назначенный ученик.
Карточка
7
ПАРОЛЬ НА ВЫХОД
Для того чтобы выйти из кабинета,
нужно назвать пароль.
Обучающиеся быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет на стикере один вопрос по тексту и крепит его к нарисованному дереву (на доске).
Обучающиеся еще раз прочитывают заданный текст. Далее по очереди подходят к дереву, “срывают” стикер и отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определяются лучшие знатоки.
Карточка
8
На доске нарисовать дерево.
ДРЕВО МУДРОСТИ
Карточка
9
Поиск информации, заданной
в явном виде.
ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ
ТЕКСТ
Перед чтением текста подготовить лист с вычеркнутой ключевой информацией
(например: «_________ — это главный член предложения, который обозначает действие или
______ предмета,
обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы _____»).
Обучающиеся читают текст и заполняют листы недостающей информацией.
В конце каждого урока одного модуля обучающиеся в течение одной минуты пишут на листочках ответы на конкретный вопрос (например, «самая важная информация урока»). Листочки собираются и хранятся в определенном месте (прикрепляются на пробковую доску). Эти ответы учащиеся смогут использовать как шпаргалки при подготовке к тесту в конце модуля
(темы).
Карточка
10
ОДНОМИНУТНАЯ
ШПАРГАЛКА
Приём на развитие критического
мышления.
Чек-лист для составления кластера.
1. Прочитать текст.
2. Определить главную тему (мысль),
сформулировать ее в виде основного понятия (слово или словосочетание).
3. Записать ключевое понятие в центре листа.
4. Выделить крупные смысловые единицы
(слова, словосочетания, предложения,
выражающие идеи, мысли, факты, образы,
ассоциации, касающиеся данной темы).
Стрелками соединить с центральным понятием.
5. Выделить более мелкие смысловые единицы, наиболее полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Соединить стрелками с крупными смысловыми единицами.
КЛАСТЕР
Карточка
11
Прием Технологии развития
критического мышления.
Формируем умение учеников работать с текстом и другими источниками информации, определять тему, выделять главное и менее существенное, находить ключевые слова, устанавливать логические и смысловые связи.
Учитель заранее составляет кластер сам,
оформляет на листах или с помощью онлайн-сервиса, намеренно оставляя некоторые компоненты незаполненными.
После изучения материала (текста)
обучающиеся должны восстановить кластер, заполнив пропущенные элементы.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, так и в качестве домашнего задания.
ОБРАТНЫЙ КЛАСТЕР
Карточка
12
Прием Технологии развития
критического мышления.
Варианты использования:
1. Обучающиеся в течение урока записывают ключевые слова на стикеры и затем в группах организуют их в виде блок-схемы.
2. Составление алгоритма выполнения какого-либо действия, где блок-схемы - это шаги
(этапы, действия),
расположенные в определенной последовательности.
Карточка
13
БЛОК-СХЕМА
Кластеризация информации.
Карточка
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. До чтения обучающимся нужно определить, верны данные утверждения или нет, проставив галочки в таблице. После прочтения текста полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво,
критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
14
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Подготовьте таблицу
для выполнения задания.
Утверждение До После
Позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента ПОПС – формулы:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна).
Объяснение (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере…)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Карточка
15
ПОПС-ФОРМУЛА
Интерактивный приём,
созданный профессором права
Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном.
В начале урока покажите учащимся облако из опорных слов по новой теме и попросите её сформулировать.
Составить предложения из слов облака.
Восстановить текст с пропусками из слов облака.
Быстро создать облако слов помогут онлайн- сервисы (Облако слов, Word's Cloud). Они бесплатные, простые в использовании и не требуют регистрации. Просто вставьте в нужное поле свой текст или слова.
Варианты использования:
1.
2.
3.
Карточка
ОБЛАКО СЛОВ
Может стать интересным учебным
инструментом.
Файл
16
17
Прочитать текст по нижней или верхней
части букв.
Прочитать текст "вверх тормашками".
Прочитать текст в книге, держа её «вверх ногами».
Прочитать текст с перемешанными
буквами.
Карточка
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ
Работать с текстом нужно
следующим образом:
Карточка
Этот способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Мозг вынужден производить разворот и распознавание не отдельных символов, а целых слогов. Для неопытного читателя эта деятельность является нелёгкой когнитивной операцией. Несмотря на сложность процесса обратного чтения, каждое следующее упражнение будет получаться быстрее.
18
ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ
Развивает скорость чтения,
понимание прочитанного
и внимание.
Задача: читать вслух и параллельно с этим выполнять движения пальцами рук.
Варианты моторчиков:
вращение - пальцы соединены в замок,
большими пальцами выполняем вращение;
«фортепиано» – быстрое перебирание в воздухе пальцами, как будто играем на фортепиано;
скручивание - кисти ладонями вверх, с мизинца пальцы поочередно сжимаем в кулак и разжимаем обратно.
Карточка
МОТОРЧИК
Упражнение на развитие моторики
для увеличения скорости чтения
19
Задача: прочитать слова пирамиды,
зафиксировав взгляд на центральной линии, не двигая глазами вправо-влево по горизонтали. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды.
Карточка
ПИРАМИДА
Данное упражнение позволяет
расширить периферическое зрение,
чтобы быстрее воспринимать слова
в тексте.
20
Карточка
Устанавливайте таймер на выполнение задания или ответ. Это поможет четко фиксировать время на определенный вид деятельности.
OnlineTimer
ЗАСЕКАЕМ ВРЕМЯ
Онлайн-таймеры.
21
Файл
Перейдите по ссылке на сайт и запустите нужный инструмент.
Таймер
Простой таймер в виде песочных часов,
который вы можете установить на любое время, и он начнет обратный отсчет.
Светофор
Отличное визуальное напоминание. Зеленый цвет означает работу, желтый - готовьтесь,
красный - закончить работу.
Контроль уровня шума
Специальный значок подскажет, когда классу нужно работать тише.
Карточка
CLASSROOMSCREEN
В Classroom Screen есть более 10
полезных, интуитивно понятных
инструментов для управления
работой в классе.
22
Файл