ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2021

Просмотров: 355

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Тверская государственная сельскохозяйственная академия









Зоология



Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов I курса заочного отделения

по специальности 111100 – «Зоотехния»



























Тверь – 2011

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания студентам заочной формы обучения по специальности 111100 – «Зоотехния» разработаны к.б.н., ст. преподавателем кафедры физиологии, общей биологии и основ ветеринарии Комковой Е.А.









Рецензент: д.с.-х.н., профессор кафедры кормления и разведения с.-х. животных Тверской ГСХА Абрамян А.С.

















Методические указания рассмотрены на заседании кафедры физиологии, общей биологии и основ ветеринарии протокол № от 2011

Утверждены методической комиссией технологического факультета протокол № от













  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

Ознакомление студентов с биологическим многообразием животных – курсом зоологии, где изучаются животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение, классификация, роль в биосфере и жизни человека, методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, влияние животных различных таксонов на жизнь человека.

  1. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО зоология относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла, дисциплина призвана обучить будущего бакалавра зоологии, как комплексной науке, дать представление о морфологии, анатомии, физиологии, экологии и биоразнообразии животных. Студент должен изучить основные признаки животного типа организации; место животных в трофических цепях и в биосфере Земли в целом; основные закономерности эволюции животного мира; принципы филогенетической систематики и построения иерархической таксономии царства животных; современное состояние животного мира и проблемы сохранения его разнообразия. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология»; «Общая биология». Курс «Зоология» является основополагающим для изучения следующих дисциплин: морфология животных; физиология животных; этология с основами зоопсихологии; ветеринария; разведение животных и т.д.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные направления эволюции животных; причины и факторы эволюции, биологические особенности основных видов животных, связанных с обеспечением жизненных потребностей человека; систематику животных, эволюционную морфологию и биологию систематических групп и единиц, основы зоогеографии.

2) Уметь: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; рационально использовать биологические особенности животных при производстве продукции, осваивать самостоятельно новые разделы фундаментальных наук, используя достигнутый уровень знаний.


3) Владеть: физическими способами воздействия на биологические объекты биологическими методами анализа, приёма мониторинга животных, способами оценки и контроля морфологических особенностей и животного организма.

3. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.

Зоология изучается студентами технологического факультета на I курсе. В основу положена самостоятельная проработка студентом всего учебного материала. В результате каждый студент обязан выполнить одну контрольную работу.

При самостоятельной работе над курсом и подготовке контрольных заданий студент использует материал учебников. Изучение должно проводиться последовательно, в том порядке, в каком материал изложен в книге, что соответствует примерно ходу процесса исторического развития животного мира.

Согласно программе необходимо изучить весь без исключения материал, но степень детализации усвоения отдельных его разделов должна носить в известной мере выборочный характер.

При изучении курса необходимо сосредоточится на учебных модулях, предложенных в методических указаниях.





  1. Учебные модули для изучения дисциплины.

1. Модуль

Тема №1. Введение в зоологию

История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира.

Контрольные вопросы:

  1. Предпосылки развития зоологии как науки.

  2. Основные открытия, послужившие созданию дисциплины зоология.

  3. Классификация К. Линнея.

  4. Система животного мира.

Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.

4. Тихомиров И.А., Добровольский А.А., Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.

Тема № 2. Подцарство Одноклеточные.

Сравнительная характеристика, строение и жизненные отправления представителей подцарства одноклеточных. Жизненный цикл. Таксисы и их роль в жизни одноклеточных. Способы питания. Размножение. Инцистирование. Среда обитания. Колониальные одноклеточные. Значение одноклеточных для сельского хозяйства, их классификация.

Тип Саркомастигофоры. Подтип Саркодовые. Строение и образ жизни. Особенности питания и размножения. Растительные и животные Жгутиконосцы. Паразитические жгутиковые, вызываемые ими болезни у человека и животных. Колониальные формы жгутиковых и их значение в понимании происхождения многоклеточных животных.


Тип Апикомплексы. Класс Споровики. Строение и образ жизни. Кокцидии, токсоплазма. Гемоспоридии. Особенности размножения. Циклы развития. Заболевания, вызываемые споровиками.

Тип Инфузории. Строение и образ жизни. Особенности размножения. Свободноживущие и паразитические инфузории. Значение инфузорий в биологической очистке воды и в пищевых цепях водоемов. Инфузории рубца жвачных животных.

Контрольные вопросы:

  1. Подтип жгутиконосцы. Его характеристика.

  2. Основные различия растительных и животных жгутиконосцев.

  3. Подтип Саркодовые.

  4. Развитие споровиков.

  5. Характеристика типа Инфузории.

  6. Филогения простейших.




Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р.. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.

7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

4. Тихомиров И.А., Добровольский А.А., Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.

2. Модуль

Тема №3. Происхождение многоклеточных. Тип губки. Тип кишечнополостные.

Подцарство Многоклеточные. Черты строения многоклеточных животных. Многоклеточный организм как целостная система. Основные отличия многоклеточных от одноклеточных. Классификация подцарства.

Тип губки. Характеристика губок как наиболее примитивных многоклеточных животных. Строение, размножение и образ жизни. Морские и пресноводные виды, их значение в биологической очистке водоёмов.

Тип кишечнополостные. Характеристика кишечнополостных как радиально-симметричных двухслойных животных с дифференцированными тканями, органами и нервной системой. Строение и образ жизни. Классификация. Особенности размножения у представителей разных классов. Коралловые рифы и острова. Значение кишечнополостных в пищевых цепях морей и океанов.

Контрольные вопросы:

  1. Основные отличия многоклеточных от одноклеточных.

  2. Систематика многоклеточных.

  3. Строение, размножение, образ жизни губок.

  4. Признаки примитивности организации губок.

  5. Общая характеристика кишечнополостных.

  6. Класс Гидроидные.

  7. Класс Сцифоидные медузы.

  8. Класс Коралловые полипы.

Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р.. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.


4. Тихомиров И.А., Добровольский А.А., Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.



Тема № 4. Тип плоские черви.

Тип Плоские черви. Трехслойность и двухсторонняя симметрия тела. Строение и образ жизни. Свободноживущие и паразитические формы плоских червей. Паразитизм и его возникновение. Филогения типа. Классификация.

Класс Дигенетические сосальщики. Особенности строения и жизнедеятельности. Приспособление к паразитическому образу жизни. Размножение и циклы развития. Болезни, вызываемые дигенетическими сосальщиками. Мероприятия по профилактике этих заболеваний. Представители: печеночный, ланцетовидный и кошачий сосальщики.

Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители и их значение как паразитов человека и животных. Размножение и циклы развития. Меры профилактики заболеваний и борьбы с паразитическими видами. Представители: широкий лентец, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика Плоских червей.

  2. Строение ресничных червей.

  3. Класс Сосальщики.

  4. Развитие сосальщиков.

  5. Класс Ленточные черви.

  6. Отряд Цепни.

  7. Филогения плоских червей.


Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р.. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.

4. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: в 2-х т. М.: Высш. Щк., 1979.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.



Тема №5. Тип круглые черви.

Тип круглые или первичнополостные черви. Общая характеристика типа, классификация, происхождение.

Класс Собственно круглые черви. Или Нематоды. Распространение и приспособленность к разным условиям обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Половой деморфизм. Размножение и развитие. Понятие о геогельминтах и биогельминтах. Свободно-живущие почвенные нематоды и их значение в почвообразовательных процессах. Круглые черви – паразиты растений. Круглые черви – паразиты человека и животных. разнообразие жизненных циклов паразитических нематод: аскариды, острицы, власоглавы, трихинелла.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика круглых червей.

  2. Свободноживущие круглые черви.

  3. Круглые черви – паразиты растений (фитонематоды).

  4. Особенности экологии фитонематод.

  5. Круглые черви – паразиты животных и человека.

  6. Филогения первичнополостных червей.


Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р.. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.

4. Тихомиров И.А., Добровольский А.А., Гранович А.И. Малый практикум по зоологии бесозвоночных. – Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.



Тема № 6. Тип кольчатые черви. Тип членистоногие.

Тип кольчатые черви. Общая характеристика кольчатых червей как втроричнополостных животных. Наружная и внутренняя метамерия. Филогения типа. Классификация. Класс Многощетинковые черви. Класс Пиявки.

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности биологии дождевых червей, их роль в почвообразовательных процессах. Дождевые черви как промежуточные и резервуарные хозяева гельминтов. Производство биогумуса. Пресноводные олигохеты в пищевых цепях водоемов.

Тип Членистоногие. Значение членистоногих в биотическом круговороте веществ, их роль в сельскохозяйственном производстве. Характеристика типа. Происхождение членистоногих. Классификация.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика кольчатых червей.

  2. Класс Многощетинковые черви.

  3. Класс Малощетинковые черви.

  4. Класс Пиявки.

  5. Значение членистоногих.

  6. Происхождение и классификация членистоногих.

Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Барнс Р. Кейлоу П., Олив П., Голинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход: Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-ое изд. – М.: Высшая школа. 1982. – 606 с.

4. Тихомиров И.А., Добровольский А.А., Гранович А.И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

5. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.

6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 591 с.



3. Модуль

Тема № 7. Тип членистоногие. Подтип Жабернодышащие, подтип Хелицероносные.

Подтип Жабернодышащие. Класс ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители. Роль ракообразных в распространении гельминтов. Ракообразные в пищевых цепях водоёмов и их биологической очистке. Промысловое значение.

Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители, особенности их биологии и экологии. Клещи как распространители и возбудители инвазионных и инфекционных заболеваний. Иксодовые клещи, их значение для здравоохранения и животноводства.