ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2021

Просмотров: 358

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Карташёв Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 383 с.

3. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: - 2-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 496 с.

4. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: в 2-х т. М.: Высш. Щк., 1979.

5. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

6. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.



Тема № 19. Основы экологии животных и зоогеографии.

Понятие о популяциях. Типы популяций. Структура популяций (демографическая, территориальная, иерархическая). Понятие о биоценозах, биогеоценозах и агроценозах. Экологические закономерности структуры биогеоценозов. Динамика биогеоценозов и антропогенное влияние на них. Трофические цепи и сети животных. Основы зоогеографии. Понятие фауна, зоогеографическая область, ареал. Главные зоогеографические области суши, характеристика их фаун.

Контрольные вопросы:

  1. Взаимоотношения животных с окружающей средой.

  2. Факторы среды и их влияние на животных.

  3. Популяции. Основные характеристики популяций.

  4. Биоценозы. Основные характеристики биоценозов.

  5. Понятие ареала.

  6. Зоогеографические области суши. Характеристика фаун.

Рекомендуемая литература:

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.: КолосС, 2005. – 512 с.

2. Карташёв Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 383 с.

3. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: - 2-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 496 с.

4. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: в 2-х т. М.: Высш. Щк., 1979.

5. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

6. Уткин Н.А. Зоологический словарь. – изд. 2-е, испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000 – 316 с.



5.Задание для выполнения контрольной работы.

Контрольная работа выполняется студентом по заданию кафедры в межсезонный период и является обязательной составной частью учебного плана для заочного образования.

Студенты, не выполнившие задания и не представившие своевременно контрольной работы, не допускаются к очередной лабораторно-экзаменационной сессии, т.е. к слушанию лекций, к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

К выполнению контрольного задания студент приступает после изучения курса биологии по учебнику.

На технологическом факультете по специальности 111100 – «Зоотехния» выполняется одна контрольная работа по вариантам, соответствующем сумме двух последних цифр шифра. Если шифр двузначный, берется сумма двух цифр, если однозначный, то берется вариант, соответствующий последней цифре.


Требования к оформлению контрольной работы.

  1. Работа должна быть написана чернилами, четким подчерком, грамотно и без помарок (объем 24-36 стр.).

  2. На обложке работы студент указывает шифр и номер варианта. На первой странице тетради следует повторить название варианта и план его изложения (вопросы задания).

  3. В тетради нужно обязательно оставлять поля.

  4. Страницы должны быть пронумерованы.

  5. Для иллюстрации текста необходимо выполнить не менее 5 рисунков, связанных с содержанием работы, под ними слелать пояснительные надписи.

  6. На последней странице студент должен указать использованную литературу, дату окончания и поставить свою подпись.

Контрольная работа, выполненная без соблюдений требований (неполные ответы, отсутствие рисунков и т.д.) не зачитываются.

Список рисунков, рекомендуемых для контрольной работы по курсу зоология (выборочно 5 рисунков).

  1. Эвглена зеленая. Цикл развития кокцидий. Инфузория-туфелька.

  2. Схема строения губки. Колония Вольвокс. Стадии зародышевого развития (морула, бластула, гаструла).

  3. Гидра (общий вид). Поперечный разрез гидры. Колониальный гидроидный полип.

  4. Печеночный сосальщик (половая система и схема его строения). Головка, незрелый и зрелый членики свиного цепня.

  5. Общий вид самки и самца аскариды. Анатомия аскариды (самки). Поперечный разрез аскариды.

  6. Передний конец тела и параподий нереиды. Анатомия дождевого червя. Поперечный срез дождевого червя.

  7. Анатомия речного рака.

  8. Раковина беззубки или перловицы. Наружный вид тела беззубки (без раковины). Анатомия беззубки.

  9. Анатомия паука-крестовика. Анатомия таракана.

  10. Анатомия морской звезды.

  11. Общий вид ланцетника. Поперечный срез ланцетника.

  12. Анатомия окуня. Головной мозг костной рыбы.

  13. Анатомия лягушки. Головной мозг амфибий.

  14. Анатомия ящерицы. Головной мозг рептилий.

  15. Анатомия голубя. Головной мозг птиц.

  16. Анатомия крысы. Головной мозг млекопитающего.

  17. Кровеносная система ланцетника. Метаморфоз асцидии.

  18. Схема строения мочеполовых органов позвоночных животных.

  19. Общий вид акулы.

  20. Контурное перо птицы.

  21. Скелет голубя.



Задание для выполнения контрольной работы.

Вариант 1.

  1. История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира.

  2. Тип Саркомастигофоры. Подтип Саркодовые. Строение и образ жизни. Особенности питания и размножения.

  3. Подцарство Многоклеточные. Черты строения многоклеточных животных.

Вариант 2.

  1. Классификация К. Линнея.

  2. Сравнительная характеристика, строение и жизненные отправления представителей подцарства одноклеточных. Жизненный цикл. Таксисы и их роль в жизни одноклеточных. Способы питания. Размножение. Инцистирование.

  3. Общая характеристика типа Моллюски.

Вариант 3.



  1. Среда обитания. Колониальные одноклеточные. Значение одноклеточных для сельского хозяйства, их классификация.

  2. Тип круглые или первичнополостные черви. Общая характеристика типа, классификация, происхождение.

  3. Класс Млекопитающие. Строение.

Вариант 4.

  1. Растительные и животные Жгутиконосцы. Паразитические жгутиковые, вызываемые ими болезни у человека и животных.

  2. Класс Дигенетические сосальщики. Особенности строения и жизнедеятельности. Приспособление к паразитическому образу жизни. Размножение и циклы развития.

  3. Подтип Позвоночные. Прогрессивные черты строения позвоночных. Происхождение. Эволюция органов, опоры и движения, пищеварения, дыхания и кровообращения, выделения, размножения, нервной системы и органов чувств позвоночных.

Вариант 5.

  1. Колониальные формы жгутиковых и их значение в понимании происхождения многоклеточных животных.

  2. Общая характеристика Плоских червей.

  3. Класс Земноводные, или амфибии. Характерные черты строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие.

Вариант 6.

  1. Тип Апикомплексы. Класс Споровики. Строение и образ жизни.

  2. Краткая характеристика строения и жизнедеятельности (на примере ланцетника).

  3. Класс Хрящевые рыбы. Характеристика строения и жизнедеятельности на примере акул и скатов.

Вариант 7.

  1. Особенности размножения споровиков. Циклы развития. Заболевания, вызываемые споровиками.

  2. Тип кишечнополостные. Строение и образ жизни.

  3. Класс Пресмыкающиеся. Характеристика строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие.

Вариант 8.

  1. Тип Инфузории. Строение и образ жизни. Особенности размножения.

  2. Болезни, вызываемые дигенетическими сосальщиками. Мероприятия по профилактике этих заболеваний. Представители: печеночный, ланцетовидный сосальщики.

  3. Классификация пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в пищевых цепях биоценозов, в регулировании численности насекомых – вредителей и грызунов.

Вариант 9.

  1. Свободноживущие и паразитические инфузории. Значение инфузорий в биологической очистке воды и в пищевых цепях водоемов. Инфузории рубца жвачных животных.

  2. Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности.

  3. Клещи как распространители и возбудители инвазионных и инфекционных заболеваний.

Вариант 10.

  1. Характеристика губок как наиболее примитивных многоклеточных животных. Строение, размножение и образ жизни.

  2. Многоклеточный организм как целостная система. Основные отличия многоклеточных от одноклеточных. Классификация подцарства.

  3. Круглые черви – паразиты растений. Круглые черви – паразиты человека и животных.

Вариант 11.

  1. Тип губки. Морские и пресноводные виды, их значение в биологической очистке водоёмов.

  2. Класс Собственно круглые черви. Или Нематоды. Распространение и приспособленность к разным условиям обитания. Особенности строения и жизнедеятельности.

  3. Класс Птицы. Характеристика строения и жизнедеятельности в связи со способностью к полету. Размножение и развитие.


Вариант 12.

  1. Классификация кишечнополостных. Особенности размножения у представителей разных классов. Коралловые рифы и острова.

  2. Представители плоских червей и их значение как паразитов человека и животных. Размножение и циклы развития.

  3. Отряд Скорпионы.

Вариант 13.

  1. Характеристика типа Инфузории.

  2. Класс Малощетинковые черви.

  3. Тип Хордовые. Основные черты строения хордовых – наиболее высокоорганизованной группы животных.

Вариант 14.

  1. Тип Плоские черви. Трехслойность и двухсторонняя симметрия тела. Строение и образ жизни. Свободноживущие и паразитические формы плоских червей.

  2. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых как высшего класса членистоногих разнообразие насекомых и их роль в биоценозах.

  3. Классификация птиц. Особенности организации представителей основных надотрядов птиц.

Вариант 15.

  1. Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности биологии дождевых червей, их роль в почвообразовательных процессах.

  2. Отряд Пауки.

  3. Класс Двустворчатые моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности.

Вариант 16.

  1. Класс Гидроидные.

  2. Подтип Жабернодышащие. Класс ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

  3. Класс Круглоротые. Характеристика строения и жизнедеятельности на примере миног и миксин.

Вариант 17.

  1. Подтип жгутиконосцы. Его характеристика.

  2. Класс Пиявки.

  3. Общая характеристика класса Костные рыбы.

Вариант 18.

  1. Класс Сцифоидные медузы.

  2. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

  3. Характеристика основных отрядов млекопитающих и важнейших представителей.

Вариант 19.

  1. Класс Ленточные черви.

  2. Класс Коралловые полипы.

  3. Класс Птицы. Строение.

Вариант 20.

  1. Свободноживущие и паразитические формы плоских червей. Паразитизм и его возникновение.

  2. Происхождение и классификация членистоногих.

  3. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых как высшего класса членистоногих разнообразие насекомых и их роль в биоценозах.

Вариант 21.

  1. Класс Сосальщики.

  2. Класс Брюхоногие Моллюски.

  3. Класс Земноводные, или амфибии. Строение.

Вариант 22.

  1. Свободно-живущие почвенные нематоды и их значение в почвообразовательных процессах.

  2. Классификация земноводных. Особенности организации представителей разных отрядов.

  3. Особенности организации млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных.

Вариант 23.

  1. Подтип Хелицеровые. Представители, особенности их биологии и экологии.

  2. Экология и хозяйственное значение земноводных.

  3. Домашние птицы и их происхождение.

Вариант 23.

  1. Иксодовые клещи, их значение для здравоохранения и животноводства.

  2. Общая характеристика класса Ракообразные.

  3. Класс Костные рыбы. Характеристика основных семейств, имеющих важное хозяйственное значение.


Вариант 24.

  1. Особенности строения ротового аппарата насекомых.

  2. Класс Хрящевые Рыбы.

  3. Домашние млекопитающие.

Вариант 25.

  1. Внешнее и внутреннее строение ракообразных.

  2. Подкласс Крылатые насекомые.

  3. Класс Двустворчатые Моллюски.

Вариант 26.

  1. Общая характеристика клещей.

  2. Экология насекомых.

  3. Хозяйственное значение рыб.

Вариант 27.

  1. Систематика отрядов насекомых. Основные признаки отличия.

  2. Общая характеристика иглокожих.

  3. Экология птиц.

Вариант 28.

  1. Филогения и экологическая радиация насекомых.

  2. Основные черты строения хордовых.

  3. Отряд Бесхвостые амфибии.

Вариант 29.

  1. Происхождение хордовых.

  2. Класс Костные рыбы. Отличительные черты организации и жизнедеятельности. Основные подклассы: Лучеперые (ганоидные и костистые); Лопастеперые (двоякодышащие и кистеперые).

  3. Систематический обзор птиц.

Вариант 30.

  1. Экология земноводных.

  2. Птицы. Характерные черты строения и жизнедеятельности. Классификация. Размножение и развитие.

  3. Млекопитающие – вредители сельского хозяйства.



План изложения.

Подробное описание какой-либо одной группы (вопрос задания) должно быть дано по единому плану, последовательность которого представляется в следующем виде.

  1. Наименование группы (типа, класса) и ее основных систематических подразделений.

  2. Величина, форма тела и покровы (описание общих внешних признаков и внутреннего строения).

  3. Условия обитания и жизни.

  4. Питание и обмен веществ (органы питания, выделения, дыхания и кровообращения).

  5. Размножение и развитие (бесполое и половое размножение, органы размножения, основные черты развития).

  6. Образ жизни (поведение, приспособление к различным условиям жизни и т.д.).

  7. Среда обитания, географическое расположение и численность.

  8. Практическое значение (полезные и вредные длоя сельского хозяйства формы).

Такой именно порядок рассмотрения отдельных вопросов диктуется следующими соображениями.

Начинать с характеристики величины и форы тела животных необходимо иметь ввиду, что они являются наиболее общими их признаками и дают исходное представление об изучаемой группе. Покровы же должны быть рассмотрены вслед за этим, поскольку их особенности в наиболее непосредственной форме отражают связь организма с внешней средой.

Способы движения, в свою очередь, откладывают отпечаток на общее строение животного, на важнейшие его функции и, прежде всего, на питание. Именно поэтому надлежит рассмотреть процессы питания и обмена веществ в связи со строением соответствующих органов (пищеварения и выделения). С другими сторонами обмена веществ тесно связаны органы дыхания и кровообращения – их необходимо рассмотреть вслед за этим.

Размножение – важнейшая функция животного. Его следует излагать в широком смысле слова, имея в виду способы размножения, образование половых продуктов и развитие.