Файл: Цель занятия закрепление знаний о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, формирование умения применять их Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология (ДО, 1 часть)
Самостоятельная работа по теме 3.1
Цель занятия: закрепление знаний о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, формирование умения применять их
Задание 1. Заполните таблицу «Основные линии развития младшего школьного возраста»
Показатели | Особенности проявления | Норма | Отклонения от нормы |
Коммуникабельность | Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. | нормальная работа головного мозга и его коры., нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов, сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром, систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе. | • Физические. • Психические. • Педагогические. • Социальные. |
Речевое развитие | у ребенка четвертого года жизни настает качественно новая стадия овладения речью. Мотивом конструктивного усвоения родного языка становятся возрастающие потребности ребенка познать, рассказать и подействовать на себя и иного человека. Речь подключается ко всем разновидностям деятельности ребенка – познавательной, трудовой, изобразительной и т.д. | развернутый шепот - отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости; 2. редуцированный шепот - проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных; 3. беззвучное шевеление губ - действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса; 4. невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз | у детей замедляется формирование познавательных процессов; - развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка); - появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость |
Грубая моторика | Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые целенаправленные движения | умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. | пассивен |
Тонкая моторика | Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук | контроль | все валится из рук |
Социальные навыки | умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации. | | |
Когнитивное развитие | Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возрастаявляется переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. | начать проявлять интерес и контактировать с другими детьми в своём окружении, и в 7 лет при условии, что все когнитивные функции работают нормально, пойти в школу. Ориентируясь на эти общеизвестные отрезки времени и делая скидку на индивидуальные особенности ребёнка, можно самостоятельно судить о том, насколько нормальными являются темпы его развития. | В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить |
Задание 2. Разработайте рекомендации для родителей по преодолению проблем в учебной деятельности младшего школьника. При разработке рекомендаций учитывайте такие аспекты как:
1) особенности учебной деятельности ребенка
2) особенности восприятия успехов ребенка родителями
3) особенности взаимодействия с ребенком в диаде родитель-ребенок
4) задачи развития, которые должны обеспечить родители
Проблема неуспеваемости беспокоит всех : и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.
Часто мы слышим
«учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.
Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.
Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.
Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям
Я бы выделила следующие причины неуспеваемости :
• СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
• НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
• ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рассмотрим каждую из причин.
Социальные причины
• Социальная среда, в которой воспитывается ученик
• Низкий уровень жизни родителей
• Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей
• Особенности домашнего воспитания
• Систематические прогулы занятий
• Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»
Наследственность
• Неблагоприятная наследственность
• Медлительность
• Чрезмерная робость, стеснительность
• Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения
• Врождённая неспособность к умственному труду
Как установить контакт с ребенком?
• устранить все, что порождает конфликт;
• перестать читать нотации;
• не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
• нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
• относиться сдержанно к школьным неудачам;
• интересоваться, чем живет ваш ребенок;
• постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
• выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
• совместно планировать бюджет.
Как организовать помощь ребенку в учебе?
• ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
• создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
• никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
• родители должны сами предлагать помощь;
• помнить, что немедленных результатов не будет.
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
• добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
• относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
• нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
• добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
• добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
• не позволять отвлекаться на посторонние дела.
2. Общие рекомендации
• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
• Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
• Приучайте его к самостоятельности постепенно (В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)
• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием
• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
• Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
• Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
• Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
• Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из