Файл: Схема описания передового педагогического опыта Начинающему методисту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема описания передового педагогического опыта

  • Начинающему методисту

  • Организация методической работы в ОУ

При описании передового педагогического опыта целесообразно придерживаться следующей структуры:

  1. Титульный лист

  2. Введение

  3. Теоретическая база опыта

  4. Актуальность и перспективность опыта

  5. Новизна опыта

  6. Адресность опыта

  7. Трудоёмкость опыта

  8. Технология опыта

  9. Результативность опыта

  10. Приложение

Рассмотрим содержание каждого раздела более подробно.

Введение

Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Обоснование актуальности опыта на современном этапе. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?) Его значимость и практическая направленность. Объём - 0,5 страницы. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?) Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)

Вычленить противоречия, которые побудили  к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.   

Выявление трудностей, противоречий, с которыми встретился педагог и которые побудили его искать новые, более продуктивные методы, подходы, решения  возможных отрицательных последствий; неучтенных обстоятельств в процессе становления опыта, условий, при которых его использование не желательно;


Например, противоречия:

  • между возможностями обучения и условиями развития детей;

  • между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;

  • между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;

  • между разнообразием интересов и дарований дошкольника и единым учебным планом;

Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов) Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель = конечный результат / средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт – раскрывать идею.

Четкое определение наименования опыта. Уже  в  самом  наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения («Развитие речи детей  дошкольного возраста на основе индиви­дуализации обучения»).

Показ, какими путями он шел, какой теорией, какими достижениями науки пользовался, какие технологические варианты использовал.

Показ опыта, как процесса, который включает в себя выдвижение цели, планирование действий, логику достижений результата.

Сведения об авторе опыта (Ф.И.О., место работы, образование, специальность по диплому, должность, педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, квалификация,  категория, награды и звания, контактные данные).

Условия, при которых создавался опыт.

Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности). Необходимо начинать с выявления и обоснования той конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития.

Показ системы условий в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения наивысших результатов. Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной  сре­де, группе.



Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;  изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).

В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения – это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

  • Идея личностного подхода к воспитаннику.

  • Идея практико-ориентированного обучения.

  • Идея использования новых информационных технологий.

  • Идея  здоровьесберегающего обучения.

  • Идея опережающего обучения.

  • Идея гуманизации образовательного процесса.

  • Идея оптимизации  воспитательно-образовательного процесса.

  • Идея обучения и воспитания в деятельности.

  • Идея неразрывного единства обучения и воспитания.

  • Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.

  • Идея развивающего обучения.

  • Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

  • Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

  • Идея интеграции содержания и др.

Идеи опыта  у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего  рода принципах, основных положениях, которыми  руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.


Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)

Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.  Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая  возможности  новых  открытий,  педагог  должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:

  • работу в «зоне ближайшего развития» (Л .С. Выготский);

  • идею амплификации дошкольного образования, т. е. его обога­щения, а не ускорения (А.В. Запорожец),

  • систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков);

  • преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л.А. Венгер);

  • построение образова­тельного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин);

  • теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин),

  • личностно-деятельностный подход (В.В. Да­выдов) и др.

Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия,  умение сделать прогноз, комбинировать из­вестные способы или элементы,  видеть  предмет  в  его  необыкновенных функциях и связях,  принимать нестандартные решения, т.е. все, что ха­рактеризует креативность (творчество) самой личности педагога.

Актуальность и перспективность опыта

Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.

Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики: обучать всех и каждого качественно и быстро; радостно и победно; напряженно и без перегрузки.


  Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

Новизна опыта

При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта  от уже существующего, его новизну, степень новизны. 

Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.

Адресность опыта

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции  и т.д.).

Трудоемкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)

Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)

Технология опыта

Надо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация  воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).

Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)

Раскрытие  методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.