Файл: Схема описания передового педагогического опыта Начинающему методисту.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель (для чего), содержание (что), методы и средства (как), результат (какой)
Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание.
К данной части описания есть ряд обязательных требований:
-
отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности; -
выбрать структуру описания технологии (по этапам урока, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.) -
показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий); -
показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»); -
содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.
Раскрывая особенности технологии работы, надо действия педагога соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описаниях не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
Результативность опыта
Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).
Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;
Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат, стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.
Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий. Педагог-мастер работает не на сегодняшние знания, а на приращение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей, наличие интереса у детей; сформированность знаний по учебному предмету и умений ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп учебной деятельности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).
Критерии развития: широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи); овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей; степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация, престиж ДОУ и педагогов).
Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).
Динамика показателей здоровья.
Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффективные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.
Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.
Основные выводы:
-
какова результативность работы, что она дает педагогам и детям; -
возможности и условия использования данного опыта в массовой практике. -
точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.
Приложение к опыту работы
В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:
-
авторские программы, модифицированные программы, проекты. -
алгоритм проведения различных видов деятельности; -
видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта) -
выступления на методических мероприятиях; -
данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы. -
дидактический материал; -
материалы, подтверждающие результативность опыта. -
Педагогическую диагностику; -
планы работы с детьми; -
продукты детской деятельности; -
публикации в СМИ; -
творческие работы.
Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.
(По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)