Файл: Схема описания передового педагогического опыта Начинающему методисту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель (для чего), содержание (что),  методы и средства (как), результат (какой)

Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация  воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержа­ние.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

  • отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;

  • выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)

  • показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);

  • показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагоги­ческие «находки»);

  • содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

Раскрывая особенности технологии работы, надо действия  педагога соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов  деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.


Результативность опыта

Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).

Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат,  стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.

Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий. Педагог-мастер работает  не на сегодняшние знания, а на прира­щение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты  данных педагогических действий, чем они отли­чаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей, наличие интереса у детей; сформированность знаний по учебному предмету и  умений  ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп  учебной  деятель­ности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с  возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать  следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).

Критерии развития:  широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи);  овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей;  степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация,  престиж ДОУ и педагогов).



Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).

Динамика показателей здоровья.

Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педа­гогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фраг­ментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффек­тивные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.

Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.

Основные выводы:

  • какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;

  • возможности и условия использования данного опыта в массовой практике.

  • точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.

Приложение к опыту работы

В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.

Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо ото­брать образцы, наиболее ярко подтверждающие опи­санный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, струк­турно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:

  • авторские программы, модифицированные программы, проекты.

  • алгоритм проведения различных  видов деятельности;

  • видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта)

  • выступления на методических мероприятиях;

  • данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы.

  • дидактический материал;

  • материалы, подтверждающие результативность опыта.

  • Педагогическую диагностику;

  • планы работы с детьми;

  • продукты детской деятельности;

  • публикации в СМИ;

  • творческие работы.

Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.


 (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)