Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2033
Скачиваний: 118
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ:
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Введение 2
1.Понятие и значение методологии научных исследований 5
2.Этапы научного исследования 6
3.Подходы к методологии научных исследований 9
4.Значимость методологии научных исследований для развития науки 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Научное исследование является одним из важных аспектов развития науки, позволяющим расширять наши знания и понимание окружающего мира. Однако перед тем, как приступить к проведению исследования, необходимо четко определить объект, который будет являться основой и фокусом научного изучения. Понятие научного объекта играет ключевую роль в научных исследованиях, поскольку именно на основе выбранного объекта формулируются цели, задачи и методы исследования.
Целью реферата является рассмотрение понятия научного объекта и классификация научных объектов по типам.
Понимание научного объекта является фундаментальным аспектом научной деятельности, поскольку выбор объекта определяет направление исследования, методы сбора данных, а также интерпретацию полученных результатов. Четкое определение и классификация научных объектов помогают ученым систематизировать и организовать свои исследования, обеспечивая прогресс и достижение новых открытий в различных областях науки.
Основные аспекты методологии научных исследований включают: формулирование проблемы и постановка целей исследования: Ученые должны четко определить проблему, которую они хотят решить, и сформулировать конкретные цели исследования, которые помогут достичь желаемых результатов. Методология предоставляет различные методы, такие как эксперименты, наблюдения, опросы, анализ документов и другие, из которых ученые выбирают наиболее подходящий для своего исследования. Методология определяет процедуры сбора данных, включая выбор образца, инструменты измерения и процессы записи данных. Затем проводится анализ данных с использованием статистических методов или других аналитических подходов. Ученые анализируют полученные данные, интерпретируют их и делают выводы на основе своих наблюдений и аналитических результатов. Методология научных исследований включает также методы для оценки достоверности и надежности полученных результатов,
такие как проверка и надежности измерений, контроль групп, пилотные тесты и другие.
Использование методологии научных исследований помогает ученым установить систематический и структурированный подход к проведению научных исследований. Она обеспечивает рациональное использование ресурсов, позволяет избежать ошибок и искажений, а также повышает достоверность и обоснованность результатов исследования.
Методология научных исследований также способствует развитию науки в целом. Она позволяет ученым строить наработки предыдущих исследований, уточнять и расширять существующие знания, а также открывать новые области исследования. Систематический подход, применяемый в методологии, помогает ученым ставить новые вопросы и предлагать новые гипотезы, что является движущей силой научного прогресса.
Однако следует отметить, что методология научных исследований не является статичной или универсальной. Она продолжает развиваться и совершенствоваться вместе с развитием научных дисциплин и новыми технологиями. Критический анализ и обсуждение методологических подходов также являются важными аспектами научного сообщества, поскольку это способствует поиску более эффективных и точных методов исследования.
Методология научных исследований является фундаментальным инструментом для проведения научных исследований. Она предоставляет ученым систематический и структурированный подход к планированию, проведению и оценке исследований, обеспечивая достоверность и надежность результатов. Понимание и применение методологии является ключевым фактором для успешной работы в области науки и развития новых знаний.
-
Понятие и значение методологии научных исследований
Основой разработки каждого научного исследования является методология. Методология – учение о правилах мышления при создании теории науки.
Само понятие методологии разными учеными трактуется по-разному. Многие зарубежные школы не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования и их определенная последовательность использования для получения максимально объективной точной информации о процессах и явления. Методология выполняет следующие функции в науке: определяет способы получения научных знаний, отражающих динамику процессов; направляет, предполагает особый путь, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель; обеспечивает полноту выбора информации о процессе или явлении; создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах и аналитический инструмент научного познания; помогает введению
новой информации в фонд теории науки; обеспечивает уточнение и систематизацию терминов.
Методология – принципиальная схема, план разработки научной проблемы. Выделяют три уровня в методологии.
Первый уровень – философский уровень анализа научного познания (объективность мира, материалистическая диалектика – общенаучные понятия этого уровня). Философский уровень методологии сформировывает мировоззрение ученого. Второй уровень методологии дает условия и критерии научности, разрабатывает язык науки, общие методы исследования. Объект исследования рассматривается как набор элементов, пригодных для автономного исследования (предприятие: финансовая деятельность, экономическая деятельность, маркетинговая деятельность) [4, с.36].
Третий уровень методологии часто называют «техническим», потому что именно на этом уровне происходит разработка типовых методик, рабочих инструкций, стандартов, регламентирующих исследовательскую работу. Согласно современной методологии развитие научного познания идет в соответствии со следующей схемой: парадигма, парадокс, новая парадигма.
Парадигма – это система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной. области науки, в той или иной. научной проблеме. Парадокс – противоречие, возникающее в теории при соблюдении в ней соответствующей логики исследований. Парадоксы появляются в связи с появлением новых научных фактов. Наличие парадигмы дает науке «здоровый» консерватизм, а парадоксы передают ей творческий характер.
-
Этапы научного исследования
Постановка проблемы – это первый шаг в научном исследовании. На этом этапе исследователь определяет проблему или вопрос, который требует изучения. Хорошо сформулированная проблема должна быть конкретной, ясной, измеримой и иметь практическую значимость. Исследователь также проводит обзор литературы, чтобы ознакомиться с уже имеющимися знаниями в данной области.
После постановки проблемы формулируется гипотеза. Гипотеза – это предположение или предполагаемое объяснение, которое исследователь делает на основе своих предварительных знаний и литературного обзора. Гипотеза должна быть тестируемой и проверяемой. Она формулируется таким образом, чтобы можно было провести исследование и собрать данные, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.
После формулировки гипотезы исследователь переходит к сбору данных. Сбор данных может включать различные методы, такие как эксперименты, опросы, наблюдения, интервьюирование, анализ документов и другие. Важно выбрать подходящий метод, который соответствует целям исследования и позволяет получить достоверные и релевантные данные.
После сбора данных исследователь переходит к их анализу. Анализ данных включает обработку собранных данных с использованием статистических методов или других аналитических подходов. Исследователь ищет связи, закономерности или различия в данных, чтобы ответить на свои исследовательские вопросы и проверить гипотезу. Анализ данных может включать описательную статистику, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и другие методы.
После анализа данных исследователь переходит к интерпретации результатов. Исследователь аналитически рассматривает данные, обнаруженные в процессе исследования, и анализирует их в контексте теоретической рамки или существующих знаний в данной области [1, с.21].
Он проводит сравнение результатов с предыдущими исследованиями, выделяет основные тенденции или закономерности, а также ищет объяснения для неожиданных результатов.
На основе интерпретации результатов исследователь делает выводы. Выводы представляют собой ответы на поставленные исследовательские вопросы и подтверждают или опровергают гипотезу. Исследователь оценивает значимость результатов и их вклад в расширение научного знания или решение практических проблем.
Кроме того, исследователь может также обсуждать ограничения своего исследования, указывать на возможные ошибки или факторы, которые могли повлиять на результаты, а также предлагать рекомендации для дальнейших исследований.
Интерпретация результатов и выводы являются фундаментальной частью научного исследования, так как они позволяют исследователю сделать обоснованные заключения на основе собранных данных и определить вклад своего исследования в научное сообщество и практическую область
Научное исследование обычно включает следующие этапы:
Формулирование проблемы и постановка целей: На этом этапе исследователь определяет проблему, которую он хочет решить или вопрос, на который он хочет найти ответ. Затем формулируются конкретные цели и задачи исследования, которые помогут достичь поставленной цели.
Литературный обзор: Исследователь проводит обзор научных исследований, уже выполненных в данной области, чтобы ознакомиться с текущим состоянием знаний, определить пробелы и проблемы, а также узнать о применяемых методах и подходах.
Формулирование гипотезы или исследовательского вопроса: На этом этапе исследователь формулирует предположение о том, что он ожидает найти в результате исследования, или задает вопрос, на который он стремится ответить. Гипотеза или исследовательский вопрос являются основой для дальнейшей работы.
Планирование и выбор методологии: Исследователь определяет методы и инструменты, которые будут использованы для сбора и анализа данных. Он разрабатывает план исследования, включая выбор исследовательской популяции, определение образца, разработку опросников или протоколов наблюдения и т.д.
Сбор данных: На этом этапе исследователь собирает данные, используя выбранные методы и инструменты. Это может включать проведение экспериментов, наблюдение, интервьюирование, анкетирование или анализ существующих данных.
Анализ данных: Полученные данные анализируются и интерпретируются. Исследователь применяет статистические методы или другие аналитические подходы для извлечения информации из данных и проверки гипотезы или ответа на исследовательский вопрос.
Выводы и интерпретация результатов: На основе анализа данных исследователь делает выводы и интерпретирует полученные результаты. Он оценивает их значимость и соответствие поставленным целям и задачам исследования. Подведение итогов и диссеминация результатов [3, с.76].
-
Подходы к методологии научных исследований
В методологии научных исследований существуют различные подходы, которые определяют основные принципы и методы, используемые исследователями [5, с.30].
Позитивизм подразумевает объективное изучение мира с помощью научных методов. В этом подходе исследователи стремятся к объективности, измеримости и данных. Они используют строго определенные методы и статистические анализы для получения объективных результатов.
Интерпретативный подход акцентирует внимание на понимании смысла и интерпретации социальных явлений. Он исследует социальные конструкции, значения и контексты, которые формируют наше понимание мира. В этом подходе учеными используются качественные методы исследования, такие как глубинные интервью, наблюдение и анализ текстов.
Критический подход фокусируется на анализе социальной и политической власти, неравенстве и подавлении. Он стремится раскрыть структурные неравенства и дискриминацию в обществе. Исследователи, работающие в этом подходе, используют критический анализ и критическую теорию для исследования властных отношений и социальных изменений.