Файл: Применение современные форм и методов обучения на уроках биологии и химии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

« Применение современные форм и методов обучения на уроках биологии и химии».

Современные  педагогические технологии помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний. От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

    Следовательно, мне необходимо  изменить атмосферу занятий, учебное  содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь,  следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют   формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные задачи мне помогает комплексное использование следующих  образовательных технологий: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения; технология портфолио.

        

 В первую очередь имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).


Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Биологии», . В качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», Игра «Снежный ком»,

 Иногда провожу весь урок в форме игры, например, урок–аукцион, «В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по станциям», «Ярмарка» задач и другие.

 Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

 Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

 Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

       Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.  

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА

1.Предлагается задача, которая решается  только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.
3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные

, так и неверные. Предлагается проверить их.
4. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения, преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.
5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её решения.
6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает,  что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.
7. Обсуждаются различные способы решения задачи заданной на предыдущем уроке. Эта задача, решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.
8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.
9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

         

Информационно-коммуникативные технологии использую   на уроках,  во внеурочной деятельности.

         Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. 

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаги устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.


Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученик. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир - «Путешествие по карте», «Свойства воздуха и воды»,

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.

Технологию проектного обученияиспользую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике  использую предметные, межпредметные и надпредметные проекты.

         Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

        Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

 Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

         

.  
 Психологический климат на уроке.

        Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Словарик настроения». Из предложенных слов они должны выбрать одно, соответствующую их настроению на данный момент. В конце урока предлагаю выбрать снова слово. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная  технология  Портфолио

 Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.