Файл: 1. Теоретические аспекты бюджетного устройства и бюджетной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение

1.Теоретические аспекты бюджетного устройства и бюджетной системы

1.1.Понятие и сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

1.2.Принципы бюджетного устройства РФ

1.3.Принципы бюджетного устройства в зарубежных странах

2.Анализ бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

2.1.Правовые основы бюджетной системы РФ

2.2.Анализ показателей бюджетной системы РФ в период 2019-2021 гг.

3.Проблемы в состоянии бюджета РФ в связи с введёнными санкциями и пути

их минимизации

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения

Введение


Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Актуальность исследования темы курсовой работы заключается в том, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Целью исследования работы является рассмотрение особенности бюджетного устройства и бюджетной системы России.

Для достижения поставленной цели необходимо:

– изучить принципы и функции государственного бюджета;

– проанализировать основные характеристики федерального бюджета РФ 2019-2021гг.;

– провести анализ доходов и расходов федерального бюджета;

– выяснить состояние бюджета РФ в связи с веденными санкциями;

– определить проблемы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ и найти путь решения этих проблем.


Объектом исследования курсовой работы является бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

Предмет исследования – их современное состояние.

В процессе работы использовались такие методы исследования как, системный подход, метод экономического анализа и синтеза, статистический анализ.

При подготовке данной работы использовались статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и сети интернет.

1.Теоретические аспекты бюджетного устройства и бюджетной системы

1.1.Понятие и сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.[6;c.10]

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную системугосударства.

Бюджетное устройство – это основа функционирования любого государства. Оно зависит, прежде всего, от национально-государственного устройства и административно-территориального деления страны.[6;с.10]

Под бюджетным устройствомпринято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система – совокупность действующих в стране бюджетов и особенностей их взаимодействия, основана на экономических отношениях и государственном устройстве, регулирующая нормами права. [6;с.11]

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. [6;с.15]

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. [7;с.15]



Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы. [7;с.16]

1.2.Принципы бюджетного устройства страны

Исходя из Бюджетного кодекса РФ бюджетное устройство Российской Федерации, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себе три составляющие (рис.1.1).


Бюджетное устройство Российской Федерации





Бюджетная система РФ


Бюджетное право бюджетная классификация РФ





Принципы построения бюджетной системы



Рисунок 1.1. – Структура бюджетного устройства РФ

Бюджетное устройства и структура бюджетной системы государства определяется формой его государственного устройства. Бюджетная система в унитарных государствах включает два уровня: государственный бюджет и бюджеты территории. Федеративная форма государственного устройства предопределяет трехуровневою бюджетную систему, включающую:

1.Государственный (федеральный) бюджет;

2.Бюджеты членов федерации;

3.Местные бюджеты.

Федеральное устройство России закреплено в Конституции РФ. Российская

Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет трехуровневую структуру бюджетной системы Российской Федерации (рис.1.2).



Бюджетная система Российской Федерации


Бюджеты государственных внебюджетных фондов


Федеральный бюджет


Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Бюджеты субъектов РФ





Бюджеты муниципальных образований


Бюджеты внутригородских территорий городов федерального значения




Бюджеты муниципальных образований

Бюджеты муниципальных районов

вввввввввввввввв


Бюджеты городских поселений

Бюджеты сельских поселений



Рисунок 1.2. – Структура бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет – центральный элемент в финансовой системе любого государства, представляющий собой форму образования и расходования денежных средств, предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределения валового внутреннего продукта и национального


доходов рамках всего государства.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,

отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Бюджеты субъектов РФ представлены пятью различными видами региональных бюджетов, среди них: бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев, бюджеты областей, бюджет автономной области, бюджеты автономных округов, бюджеты городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджеты муниципальных образований также представлены разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяются муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения.

Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации. С одной стороны, местные бюджеты являются составляющей частью финансовой системы

страны, а с другой - являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии с Конституцией РФ14 не входит в систему государственных органов власти.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и территориальном уровнях.

В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд

социального страхования и фонды обязательного медицинского

страхования.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет Российской Федерации федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (рис. 1.3).