Файл: Управление в АПК текст.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение


Конкуренция- это жизнь торговли и смерть торговцам, увеличение прибылей одного продавца может осуществляться только за счет снижения прибыли другого, значит кто то живет, а кто то умирает. И цель этой курсовой работы узнать, что такое малый бизнес, охарктеризовать его основные преимущества и недостатки, а также главные функции, выявить проблемы конкурентоспособности и узнать как конкуренция влияет на малый бизнес. Также рассмотреть развитие малого бизнеса в России и на Западе.
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России в последние годы, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на опыте других стран в этой области и понять, какие, же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.




  1. Малый бизнес и удовлетворение локальных потребностей на рынке


Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое.

Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».[2]

Таким образом, представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует прежде всего на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».
Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».
Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Для России становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. [3]












  1. Разновидность фирм-коммутантов

В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с дру­гом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому иссле­дование функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.

В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем.

Один из наиболее ра­циональных — пятиэтапный цикл развития

Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния соци­ально-экономической системы (в дальнейшем будем рассматри­вать ее на примере фирмы). Эти особенности характеризуют и тип фирмы.

Первый этапэксплерентный:зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структу­ры.

Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные об­разцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса.

Это, как правило, рискованная деятельность. Поэтому здесь суще­ствует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому име­ется прикрытие: фирма пока находится в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой

Такие организации (фирмы), называемые эксплерентными — уже некие организации, но еще не фирмы в полном смысле этого слова.

Коллектив эксплерентной организации — это весьма инициатив­ные люди. Лидером является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой харак­тер.

Это антрепренер, т.е. человек, способный в силу своей пред­приимчивости начинать новое дело, ощутить его экономическую перспективность. Начинать дело трудно и опасно — здесь необходимы решительность и воля, доверие и уважение, активность и на­стойчивость.

Второй этаппатиентный:при удачном развитии событий орга­низация (фирма) продолжает расти и увеличиваться и вступает в но­вый этап (рис. 5.5). В связи с тенденциями роста требуются перестрой­ка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конку­рентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фир­мой.

Чаще всего он рассматривается как этап количественного рос­та, и все перестройки в управлении фирмой связаны с количествен­ными изменениями. На этом этапе также существует опасность кризиса, но она незаметна на фоне устойчивых тенденций внутрен­него развития. Кризис здесь в основном вызывается внешними при­чинами, внешними циклами развития экономики или политически­ми причинами. На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек, и этот рост оказывается оправданным, он вызывается потребностями развития.


Третий этап - виолентный(рис.5.6): организация достигает зре­лого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно.

Фирмы - виоленты — это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем ос­военной технологии, массовым выпуском продукции.

Фирмы-виоленты могут быть трех видов:

- национальные,

- интер­национальные и

- деструктурированные.

Национальные виоленты почти всегда организовывают венчур­ные, в том числе экплерентные, фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структу­рами продажи и производства. По оценкам специалистов, общее количество национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20%, в противном случае ослабнет «подпитка» развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро уста­ревать морально.

По достижении определенного предела (например, фирма уже утвердилась на рынке, имеются достаточные технологические и финансовые возможности) фирма, как правило, принимает реше­ние о дальнейшем развитии в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок тех­нологии и пр.

Неко­торые группы развитых национальных виолентов, несмотря на свои размеры, не утрачивают способности к быстрому росту. Они дина­мичны и являются наиболее яркими примерами агрессивной кон­куренции в верхнем эшелоне. Особенности их позиций на рынке часто обусловлены технологическими и организационными преиму­ществами в конкретной области производства и экономической де­ятельности. Стремление полностью использовать выгоды часто заставляет эти фирмы выступать как возмутители спокойствия, дела­ет их минимально заинтересованными в сотрудничестве с другими гигантами.

Эти компании-«слоны» нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность.

Стабильность обеспечива­ется преимущественно тремя факторами:

- большие размеры,

- дивер­сификация,

- наличие широкой международной сети филиалов.

В ус­ловиях жесткой конкуренции трудно постоянно быть первым в со­здании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет менее зависеть от исхода конку­рентной гонки. Ни одно новшество, реализованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка, следовательно, всегда остаются возможности догнать конкурентов.

Часто «слоны» вполне сознательно избегают первенства, поскольку риск первопроходства всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские возможности, только в том случае, когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесня­ют новатора.

Интернациональный виолент возникает как продолжение разви­тия национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта и вынужден действо­вать по правилам мирового рынка (рис. 5.7). Специфическая про­блема России, которая не решена до настоящего времени, — это стремление более развитых в экономическом отношении стран перевести в Россию экологически грязные производства, что в конеч­ном счете ставит под угрозу ее национальную безопасность.


Закат монополии (деструктивный виолент) связан с состояни­ем «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фир­ма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причинами этого мо­гут быть распыление активности по слишком широкому кругу на­правлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу производ­ствах.

Как правило, выход из такой ситуации — дезинвестиции, без­жалостное избавление от убыточных производств и снижение из­держек на сохраняемых предприятиях.

Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.

При этом возможно, что попавшая в полосу кризисного разви­тия фирма утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии.

Четвертый этапкоммутантный:период упадка, старения фир­мы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности за­метно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совер­шенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к уп­рощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

Так появляются фирмы-коммутанты (рис. 5.8), осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение кон­кретных региональных потребностей, индивидуализированный под­ход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов.

Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частич­но устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках толь­ко национального или регионального рынка).

Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своев­ременной постановке продукции на производство, о степени тех­нологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфи­ческих потребителей.

Пятый этаплеталентный:деструктуризация фирмы, прекраще­ние ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты, т.е. фирмы, распадающиеся в связи с невозмож­ностью их эффективного функционирования, или фирмы, на кото­рых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие из­менения, естественно, могут породить осложнения самого различ­ного характера, в том числе и ухудшение рыночных позиций.

  1. Целевые функции фирм-коммутантов

Приспособительная (коммутантная) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Это мелкие неспециализированные фирмы, удовлетворяющие небольшие (часто кратковременные) нужды конкретного клиента. Отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов, т.е. всего, чем сильны виоленты и патиенты, приводит к тому, что коммутантам почти все равно, чем заниматься. Такая незаметность и безликость послужила основой присвоения коммутантам названия «серые мыши». Преимущества таких фирм - легко поддаются резким изменениям сферы деятельности (специализации), повышенная гибкость, приспосабливаемость к изменениям таможенных пошлин, изменению конъюнктуры рынка.


Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых украинских фирм. Начинали как производственные кооперативы, потом занимались компьютерной торговлей, перегонкой «иномарок» и т.д.

Такие предприятия появляются там, где:

Другие предприятия неэффективны (крупное хозяйство в сравнении с фермерским на селе);

Места для других конкурентов просто физически нет (бензоколонка, кафе, магазин в каком то районе);

Прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту (парикмахерская, семейный врач, няня).

Существуют три варианта поведения фирм-коммутантов:

- Деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом;

- Выполнение функций субпоставщиков несложных деталей или полуфабрикатов для крупной компании - виолента или патиента;

- Выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия.

Согласно опросу владельцев мелких компаний, в Великобритании 87% из них главным достоинством ведения собственного дела называют возможность быть независимым и получать удовольствие от работы. И лишь 8% ценят в своем бизнесе преимущественно возможность обогатиться. К тому же у мелкой фирмы низкие издержки (на рекламу, склады, НИОКР). К тому же малый бизнес пользуется поддержкой государства. Увеличиваясь по размерам, фирма теряет эффективность и преимущества малой фирмы



  1. Конкурентная борьба предприятий малого бизнеса

В современных условиях хозяйствования именно неценовые методы конкурентной борьбы, такие как: модификация свойств товара; создание товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров; усовершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров и т. д., - являются главными гарантами роста конкурентоспособности товаропроизводителей. Особое значение это положение имеет для украинских фирм в свете перспектив интеграции в структуры мирового рынка.
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:
1. промышленный шпионаж;
2. промышленная контрразведка;
3. подделка продукции конкурентов;
4. воровство товарного знака;
5. прямой обман потребителей;
6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;
7. подкуп должностных лиц (коррупция);
8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

В условиях перехода к рынку, в период первоначального накопления капитала многие из предпринимателей используют именно эти методы. Такой практике может противостоять лишь формирование правового поля предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства. Воспитание цивилизованных методов конкурентной борьбы — проблема многогранная и требующая большого внимания со стороны государства.
Без конкуренции рыночные отношения теоретически немыслимы, а практически — невозможны. В конкуренции, как и в любом другом значимом общественном явлении, сочетаются добро и зло, плюсы и минусы.