Файл: 1. Сущность финансов, их специфические признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность финансов, их специфические признаки


Финансы - это совокупность экономических отношений, от­ражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распре­делительную и контрольную. Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и Националь­ного дохода. Контрольные функции выполняют следующие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; финансовые управления и финансовые отделы фирм; независимые аудиторские фирмы и т.д. Специфические признаки: - всегда носят денежный характер - всегда присутствует государство - всегда отношения носят распределительный характер, - всегда отношения между собственниками. В целом роль (назначение) финансов в обществе заключается в следующем: 1) финансы обеспечивают кругообращение финансовых ресурсов 2) обеспечивают распределение ВВП 3) осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами; 4) финансовые показатели являются индикаторами экономического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования; 5) контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.

2. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев


Финансовая система - это совокупность взаимосвязей между собой сфер и звеньев финансовых отношений, каждый из которых характеризуется своими специальными особенностями в формировании и использовании денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отноше­ний подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финан­совые отношения подразделяются на две большие группы
, назы­ваемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

феры финансов субъектов хозяйство­ваниявыделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются:

финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

- финансы хозяй­ственных товариществ,

- финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью,

- финансы производственных кооперативов,

- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В составе финансов некоммерческих организацийв соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют:

финансы уч­реждений,

-финансы потребительских кооперативов,

-финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательство.


3. Государственный бюджет, его сущность, функции и роль в социально-экономических процессах


Госбюджет  это финансово-денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по распределению и перераспределению национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для выполнения функции государства (финансирование народного хозяйства, госуправление, оборона, социальные и др.). Госбюджет, являясь ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией, объединяет основные финансовые категории (налоги, госрасходы и др.).



Государственному бюджету присущи черты финансов, но одновременно он имеет особенности, отличные от других звеньев, элементов финансовых отношений. Они заключаются в следующем:

1) госбюджет  форма перераспределительных отношений, связанная с накоплением части национального дохода у государства и ее использованием для потребностей всего общества;

2) с помощью госбюджета осуществляется перераспределение национального дохода между отраслями, регионами;

3) пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства. Основные функции в общем виде  распределительная и контрольная. В практическом плане эти функции проявляются в следующем:

  • перераспределении национального дохода;

  • государственном регулировании и стимулировании экономики;

  • финансовом обеспечении социальной политики;

  • контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функции бюджета, как и сама категория объективны, но его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно лишь при создании определенных предпосылок. Эти предпосылки проявляются в форме бюджетного механизма. Элементами его являются: налоги, налоговые льготы, государственные инвестиции, дотации, бюджетное финансирование конверсии, показатели соотношения удельного веса бюджетов различных уровней, отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, даже бюджетный дефицит.

Классификация бюджета:

По уровню в бюджетной системе:

1. Федеральный

2. Субъектов федерации

3. Местный

По составу:

1. Простые

2. Сводные (своды бюджетов) представляют собой совокупность бюджетов одного уровня на определённой территории, например, свод бюджетов всех субъектов РФ;

3. Консолидированные составляются по отдельным территориям и по РФ в целом и представляют собой совокупность сводо-бюджетов одного уровня + бюджет самого верхнего уровня на данной территории.

1) Консолидированный бюджет РФ:

- Федеральный бюджет

- Консолидированные бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

- Консолидированные бюджеты всех субъектов федерации

2) Консолидированный бюджет Самарской области

- Областной бюджет

- Свод бюджетов муниципальных образований: бюджеты городских округов (Самара, т.д.) и муниципальных районов.


Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год. Госбюджет всегда был важным фактором (инструментом) воздействия на развитие экономических и социальных процессов. С его помощью государство могло изменять структуру производства, осуществлять социальные изменения. Его такая особенность, свойство характерны для всех стран независимо от системы общественного производства, от исторических этапов развития общества или способа производства.

4. Бюджетная система РФ, ее структура и особенности ее функционирования

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов;

  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

  3. местных бюджетов.

Свод бюджетов всех уровней по РФ или соответствующей территории называетсяконсолидированным бюджетом.Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.


Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного за­конодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджет­ных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федера­ции, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджет­ной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого
уровня,  определяемых в  соответствии  с законодательством  РФ;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного само-
управления самостоятельно определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступ­ления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.