Файл: 1. Сущность финансов, их специфические признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду­смотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает по­крытие всеx бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централи­зации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне­нии, полноту представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общест­ва и средств массовой информации процедур рассмотрения и приня­тия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия либо внутри законодательного (представитель­ного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств оз­начает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, явля­ются нарушением бюджетного законодательства РФ.


Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством России.

5. Доходы бюджетов: понятие и классификация

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Правовая основа. Перечень видов доходных источников бюджетов содержится в БК РФ; перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюд­жетами всех уровней, установлен НК РФ; неналоговые доходы закрепляются за бюджетами и на основании отраслевого законо­дательства (например, доходы от приватизации имущества, ли­цензионной деятельности).

Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям.

Посоциально-экономическому признаку доходы бюджетов под­разделяются на:

  • доходы от юридических лиц различных форм собственности;

  • доходы от государственных угодий и имущества;

  • доходы от государственной предпринимательской и внешнеэко­номической деятельности;

  • поступления от личных доходов граж­дан.

В зависимости отправа собственности доходы бюджетов клас­сифицируются на: собственные и заемные.

Собственными доходами бюджетов согласно ст. 47 БК РФ явля­ются налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.



Заемные доходы используются для привлечения дополнитель­ных средств в бюджет при недостаточности собственных источ­ников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпу­щенные на инвестиционные цели; полученные банковские кре­диты.

(Такая классификация закреплена в ст. 41 БК РФ) В зависимости отстепени обязательности бюджетные доходы подразделяются на:

  • налоговые – доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

  • неналоговые – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имуществадоходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан и иные неналоговые доходы;

  • безвозмездные поступления –дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.