Файл: Репрезентативные системы в процессе обучения математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК

Грищук А.А., Воистинова Г.Х.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
СФ ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Стерлитамак, Россия
Если разобраться в том, как люди воспринимают информацию, которую получают от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы не можем «достучаться». Так же и в обучении, какие-то ученики воспринимают информацию аудиально, какие-то - наглядно, а кто-то визуально.

Для начала разберемся в понятии репрезентативные системы. Под репрезентативной системой понимается процесс представления и выражения мыслей, идей и т.д. человеком. А человек, получающий информацию, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело состоит из множества чувствительных рецепторов, являющимися единственным способом принятия информации. Если говорить проще, то опыт человека формируют следующие модальности: зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные. Эти модальности и называют репрезентативными системами.

- Визуальный канал. Ученикам, у которых развит визуальный канал проще воспринимать информацию на зрительных образах. Например, им достаточно прочитать информацию, увидеть картинку, схему или видео.

- Аудиальный канал. В данном случае, усвоение информации происходит через слуховые образы. То есть ученик лучше воспринимает информацию прослушав ее.

- Кинестетический канал. Таким ученикам важны тактильные ощущения, запах, вкус.

- Дигитический канал. Дети с развитым дигитическим каналом опираются на собственные выводы об информации, они ищут во всем смысл, пытаются разложить информацию «по полочкам».[1]


Какие же репрезентативные системы являются ведущими в процессе обучения?

По статистике известно, что 65-70% людей в мире – визуалы. Поэтому важно в процессе обучения делать акцент на те методы взаимодействия, которые действуют на учеников с визуальной репрезентативной системой. Чаще используйте образные выражения, приводите примеры из жизни.


Например, при решении задач можно применить различные схемы для более удобного представления информации.

Задача 1. Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским – 10 человек, немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним из данных языков?



Решение:

1) 28 + 42 + 30 – 8 – 10 – 5 + 3 = 80 (т.) – знают хотя бы один язык.

2) 100 – 80 = 20 (т.) – не владеют ни одним из данных языков.

Ответ: 20 туристов.

Существуют и другие виды подачи информации:

  1. Инфографика – графический способ подачи информации (диаграммы, графические элементы, таблицы). Он отличается от других содержательным смыслом и легкостью восприятия.

  2. Кластер (гроздь) – это графическая форма организации информации. В данном случае выделяются основные смысловые единицы, которые связаны между собой в одной схеме.

  3. Кроссенс – головоломка, которая позволяет находить сочетание по какому-либо признаку между изображениями. Использование данного метода на уроках математики помогает учителю развивать в учениках критическое мышление, внимательность, креативность и умение работать в команде.

  4. Интерактивный плакат – электронный плакат, который содержит в себе информацию в графическом, текстовом, звуковом и в видео формате.

Используя визуальные методы проведения урока, он становится более интересным, красочным и разнообразным.

  1. Но нужно учесть, что визуализация несовершенна. Она имеет как плюсы, так и минусы. Достоинствами визуализации являются:

  2. быстрое и качественное усвоение знаний;

  3. снижение информационной нагрузки за счет передачи информации в сжатом виде;

  4. ученики концентрируют свое внимание на отдельных, наиболее трудных моментах изучаемого материала;

  5. активируется и интенсифицируется учебно-познавательная деятельность учеников;

  6. развиваются общеучебные и логические ПУУД, связанные с поиском и структурированием информации.

Однако при чрезмерном использовании визуального метода могут возникнуть негативные последствия:

  1. любой схематизм может послужить причиной упрощенности понимания. У учеников может создаться иллюзия о том, что для понимания данного предмета достаточно изображенного материала;

  2. низкий уровень чувствительности восприятия, эмоциональное пресыщение;

  3. подавляется воображение учащегося, не формируется его «внутренний образ»;

  4. фаза конкретно-образного мышления затягивается, при этом страдает формирование способности к абстракции;

  5. нарушается формирование профессионального мышления.


Таким образом, методически грамотно составленный урок обеспечивает переход на высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует творческий подход.

Как же определить какая модальность является ведущей? В наше время существует множество способов определить ведущую репрезентативную систему: упражнения, тесты и т.д. Один из таких тестов состоит в следующем: из данных словосочетаний ученики выбирают то, которое именно им кажется более подходящим к данному понятию. Если какие-то словосочетания по их мнению, одинаково подходящие или же наоборот, ни одно не подходит, выбирают то, которое может быть наиболее близким. После прохождения теста подводятся итоги. Если преобладает первый вариант ответа, то ведущей является визуальная модальность, если часто встречается второй вариант, то у ученика ведущая – аудиальная модальность. Если же преобладает третий вариант ответа, то ученик – кинестетик.

Любую репрезентативную систему можно определить по движению глаз, темпу речи, тембру голоса, манере держать осанку, жестикуляции и т.д. Чтобы понять, какая модальность является ведущей нужно знать признаки каждой и уметь выявлять их при общении с учеником.



У учеников с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации расфокусированный взгляд, который направлен прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если ученик припоминает что-то, его взгляд направлен вверх-влево.

Ученики с ведущей аудиальной модальностью при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании – влево.

Ученики-кинестетики при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять свой взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога вниз-влево.[2]

Для того, чтоб обучение было эффективным и доступным для восприятия учителю необходимо разработать комбинированную схему проведения урока, которая бы учитывала все виды репрезентативных систем и позволяла полно донести информацию.

Как же построить урок так, чтобы передать учебный материал по разным модальностям? При изучении определенной темы ученикам предлагаются задания, соответствующие типу их репрезентативной системы. Например, по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем» кинестетикам можно дать задания с карточками. Из трех карточек с числами придумать правильные дроби и составить примеры на сложение и вычитание, которые смогут решить остальные ученики. Визуалам можно дать задание на составление схемы сложения и вычитании дробей с одинаковым знаменателем, а аудиалам зачитывается стихотворение по теме, по которому они должны ответить на вопросы.


Преподавание математики с учетом ведущей репрезентативной системы приводит к тому, что у детей исчезает боязнь неуспеха, страх перед заданием, ведь он имеет возможность выполнить работу индивидуальным способом, перевести предложенное задание на свой «язык», что влечет за собой эффективное обучение.

Для успешного налаживания контакта с учеником-визуалом необходимо:

  • давать именно визуальную оценку чему-либо;

  • задавать вопросы, стимулирующие визуальную модальность;

  • всю новую информацию стараться не просто объяснять на словах, а демонстрировать наглядно (в картинках, графиках, схемах, таблицах, картах и т.п.).

Для эффективного построения отношений с аудиалом необходимо:

  • подавать информацию богато интонируя голос;

  • больше рассказывать, чем показывать;

  • дать ученику возможность выговориться;

  • излагать свои мысли четко и точно, чтобы стимулировать ученика на необходимую вам деятельность и получить желаемый результат.

Для эффективного построения и поддержания отношений с кинестетиком в беседе с ним следует:

  • дать ему ощутить заинтересованность в обсуждаемом вопросе;

  • периодически задавать вопросы о его отношении к тому или иному вопросу, теме.


Список литературы

  1. Гагин Т.В. // Пластилин мира, или Курс «НЛП-практик» как он есть. 2 изд. М.: Психотерапия, 2009. 272 с

  2. 4BRAIN [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/nlp/reprezentacija.php

  3. 3. Новикова В.В. НЛП в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http:// www.rusnauka.com/4_SND_2009.Pedagogica/ 39923.doc.htm