Файл: Клуб любознательных Симметрия вокруг нас.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клуб любознательных «Симметрия вокруг нас»


Цель учителя: формировать понятия о симметрии и умения видеть явления симметрии в окружающем мире;
Цель учащихся: научиться распознавать симметрию в окружающем мире.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

  • мотивация к познанию, учебной деятельности;

  • осознавать важность учёбы и познания нового.




  1. Метапредметные:

- регулятивные УУД

  • формулировать тему занятия с помощью учителя;

  • оценивать свою деятельность.

- познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • осознавать необходимость нового знания;

  • извлекать информацию из разных источников, делать выводы.

- коммуникативные УУД

  • высказывать своё мнение;

  • организовывать учебное взаимодействие;

  • выражать свои мысли.




  1. Предметные:

  • рассмотреть различные виды симметрии;

  • выяснить, как проявляются виды симметрии в природе, русском языке, архитектуре;


I.Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности учащихся-
- Ребята, отгадайте загадку:



-Что необычного в написании?

-Как вы думаете, о чем идет речь? («симметрия», так как это понятие проявляется в каждом из перечисленных в загадке объектов.)

- Итак, какова тема нашего занятия? 

Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии.
II.Повторение основных фактов

-Что такое симметрия?

В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония».

Термин «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей»

- Давайте прочитаем высказывания известных людей о симметрии.

Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.


«…быть прекрасным, значит быть симметричным и соразмерным»

Древнегреческий мыслитель Платон

Вокруг нас существует много предметов.

-А как определить, симметричный или нет? (сложить его пополам).

Давайте проверим симметричны ли грибы, лежащие на вашем столе.

( складываем пополам).



Вывод: боровик - симметричен, а лисичка – нет.

-Почему так решили? (когда их складываем пополам, они совпадают).

-А как называется эта линия, которая делит фигуру на 2 одинаковые половинки? (ось симметрии)

Если ось делит фигуру по вертикали, значит она называется: вертикальная.

А если ось делит фигуру по горизонтали, значит она- горизонтальная.



Итак, симметрия относительно прямой — это осевая симметрия.

Давайте посмотрим, сколько осей имеют некоторые фигуры. (учащиеся путём складывания подсчитывают количество осей симметрии)

Сколько осей у квадрата? 4



Р авностороннего треугольника 3

Прямоугольника 2



Вывод: фигуры могут иметь несколько осей симметрии.

-Посмотрите на нашу картину. Чего в ней не хватает? (листьев на берёзе).

А можем мы покрыть дерево листьями?

Вырезание листьев.

- Как вырезать лист, чтобы он был симметричным?



Осевую симметрию ещё называют другим словом. А каким нам поможет догадаться загадка:

Загадка:

Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец- глупца.

Баран – барана.

Овцу в нём видела овца.

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова.

И Федя увидел неряху лохматого.



(Зеркало).

- Значит осевую симметрию называют ещё… зеркальной.

-Почему? (если поставить зеркало вдоль линии сгиба, то отражённая в зеркале половинка фигуры дополнит её до целой).

-А какие вы помните особенности изображения в зеркале? ( левая - правая).

- Посмотрите на матрёшку и снежинку.

- Оба ли эти предмета симметричные?

-А в чём отличие?

( у матрёшки симметрия относительно прямой, а у снежинки относительно точки и осей несколько. Давайте посчитаем сколько их. 



Это Центральная (лучевая симметрия). Главный закон – здесь что ни повернётся, таким же остаётся. 

- На картине пустая клумба…что на ней не хватает?

- Как вырезать симметричный цветок?

(Вырезание цветка.)





Посмотрите, что у нас получилось. ( вывешиваю)

Замечательные картины. И что поспособствовало тому, чтобы они были такие чудесные?( симметрия).

 Для листьев характерна зеркальная симметрия. Цветок ромашки обладает центральной симметрией, только в случае четного количества лепестков. 

Симметрия в природе – это мир вокруг нас. Наука, изучающая её, называется биосимметрией. 
- Какой ещё вид симметрии вам знаком?

переносная симметрия - параллельный перенос вдоль прямой.

Данный вид симметрии характерен для архитектуры или искусства. В природе же такая симметрия встречается редко и чаще всего не обладает 100% точностью.

-В этих владеньях, у кого ни спросят,

Всё что-то и куда-то переносят.

Иль просто так за рядом ряд

Все одинаково стоят.
Узор с переносной симметрией называют – бордюр и орнамент.

На Руси люди украшали орнаментом терема, дома.




До сих пор можно встретить такую красоту:


-Давайте раскрасим узор с переносной симметрией.

-Итак, есть симметрия в математике, есть симметрия в природе….

III. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнение практический заданий

-Где ещё можно встретиться с симметрией?

- Давайте это мы с вами выясним!

- Сейчас каждой группе нужно провести исследование.

Доказать, или опровергнуть наличие симметричности в своей области.
1 группа – Симметрия в русском языке - МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ

2 группа -Симметрия в мире животных - БИОЛАБОРАТОРИЯ

3 группа- Симметрия в мире архитектуры- АРХИТЕКТУРНЫЙ ОТДЕЛ

- Каждая группа получит сейчас задание, которое нужно выполнить за 10 минут. Затем выступить с выводом о проделанной работе.
- Вспомните правила работы в группе.


1 группа.  МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ

( Симметрия в русском языке )
Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, «Н» имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии,



а «В» - только горизонтальную,



а «У» вообще не имеет оси симметрии



Задание: Выяснить есть ли в русском языке симметрия?

У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную
, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:

Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии

Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии













А; Д; Л; М; П; Е; Ф; Ш. (вертикальная ось симметрии)
В; Е; З; К; С; Э; Ю. (горизонтальная ось симметрии)
Ж; Н; О; Х. (и вертикальные и горизонтальные оси симметрии)
Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. (ни вертикальные, ни горизонтальные оси)

По окончанию работы сделайте соответствующие выводы.

Вывод: В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что симметрия в русском языке….

Все буквы алфавита делятся на 4 группы:

обладающие … симметрией;

обладающие … симметрией;

обладающие … и … симметрией;

…не обладающие симметрией.

- Ребята в русском языке есть слова и даже целые предложения можно составить которые читаются слева направо и справа налево одинаково. Их называют - ПАЛИНДРОМЫ

-Прочитайте палиндром:

Т ОП Анна
Казак
Мадам
Потоп
Шалаш




2 группа.  Биолаборатория. (Симметрия в мире животных )

-Симметрии много в природе, поверь!

Если не веришь, возьми и проверь!
Задание:

1. Выяснить есть ли симметрия в мире животных? Какой вид симметрии характерен для представителей животного мира.