ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клуб любознательных «Симметрия вокруг нас»
Цель учителя: формировать понятия о симметрии и умения видеть явления симметрии в окружающем мире;
Цель учащихся: научиться распознавать симметрию в окружающем мире.
Планируемые результаты:
-
Личностные:
-
мотивация к познанию, учебной деятельности; -
осознавать важность учёбы и познания нового.
-
Метапредметные:
- регулятивные УУД
-
формулировать тему занятия с помощью учителя; -
оценивать свою деятельность.
- познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний; -
осознавать необходимость нового знания; -
извлекать информацию из разных источников, делать выводы.
- коммуникативные УУД
-
высказывать своё мнение; -
организовывать учебное взаимодействие; -
выражать свои мысли.
-
Предметные:
-
рассмотреть различные виды симметрии; -
выяснить, как проявляются виды симметрии в природе, русском языке, архитектуре;
I.Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности учащихся-
- Ребята, отгадайте загадку:
-Что необычного в написании?
-Как вы думаете, о чем идет речь? («симметрия», так как это понятие проявляется в каждом из перечисленных в загадке объектов.)
- Итак, какова тема нашего занятия?
Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии.
II.Повторение основных фактов
-Что такое симметрия?
В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония».
Термин «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей»
- Давайте прочитаем высказывания известных людей о симметрии.
Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.
«…быть прекрасным, значит быть симметричным и соразмерным»
Древнегреческий мыслитель Платон
Вокруг нас существует много предметов.
-А как определить, симметричный или нет? (сложить его пополам).
Давайте проверим симметричны ли грибы, лежащие на вашем столе.
( складываем пополам).
Вывод: боровик - симметричен, а лисичка – нет.
-Почему так решили? (когда их складываем пополам, они совпадают).
-А как называется эта линия, которая делит фигуру на 2 одинаковые половинки? (ось симметрии)
Если ось делит фигуру по вертикали, значит она называется: вертикальная.
А если ось делит фигуру по горизонтали, значит она- горизонтальная.
Итак, симметрия относительно прямой — это осевая симметрия.
Давайте посмотрим, сколько осей имеют некоторые фигуры. (учащиеся путём складывания подсчитывают количество осей симметрии)
Сколько осей у квадрата? 4
Р авностороннего треугольника 3
Прямоугольника 2
Вывод: фигуры могут иметь несколько осей симметрии.
-Посмотрите на нашу картину. Чего в ней не хватает? (листьев на берёзе).
А можем мы покрыть дерево листьями?
Вырезание листьев.
- Как вырезать лист, чтобы он был симметричным?
Осевую симметрию ещё называют другим словом. А каким нам поможет догадаться загадка:
Загадка:
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец- глупца.
Баран – барана.
Овцу в нём видела овца.
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова.
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало).
- Значит осевую симметрию называют ещё… зеркальной.
-Почему? (если поставить зеркало вдоль линии сгиба, то отражённая в зеркале половинка фигуры дополнит её до целой).
-А какие вы помните особенности изображения в зеркале? ( левая - правая).
- Посмотрите на матрёшку и снежинку.
- Оба ли эти предмета симметричные?
-А в чём отличие?
( у матрёшки симметрия относительно прямой, а у снежинки относительно точки и осей несколько. Давайте посчитаем сколько их.
Это Центральная (лучевая симметрия). Главный закон – здесь что ни повернётся, таким же остаётся.
- На картине пустая клумба…что на ней не хватает?
- Как вырезать симметричный цветок?
(Вырезание цветка.)
Посмотрите, что у нас получилось. ( вывешиваю)
Замечательные картины. И что поспособствовало тому, чтобы они были такие чудесные?( симметрия).
Для листьев характерна зеркальная симметрия. Цветок ромашки обладает центральной симметрией, только в случае четного количества лепестков.
Симметрия в природе – это мир вокруг нас. Наука, изучающая её, называется биосимметрией.
- Какой ещё вид симметрии вам знаком?
переносная симметрия - параллельный перенос вдоль прямой.
Данный вид симметрии характерен для архитектуры или искусства. В природе же такая симметрия встречается редко и чаще всего не обладает 100% точностью.
-В этих владеньях, у кого ни спросят,
Всё что-то и куда-то переносят.
Иль просто так за рядом ряд
Все одинаково стоят.
Узор с переносной симметрией называют – бордюр и орнамент.
На Руси люди украшали орнаментом терема, дома.
До сих пор можно встретить такую красоту:
-Давайте раскрасим узор с переносной симметрией.
-Итак, есть симметрия в математике, есть симметрия в природе….
III. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнение практический заданий
-Где ещё можно встретиться с симметрией?
- Давайте это мы с вами выясним!
- Сейчас каждой группе нужно провести исследование.
Доказать, или опровергнуть наличие симметричности в своей области.
1 группа – Симметрия в русском языке - МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ
2 группа -Симметрия в мире животных - БИОЛАБОРАТОРИЯ
3 группа- Симметрия в мире архитектуры- АРХИТЕКТУРНЫЙ ОТДЕЛ
- Каждая группа получит сейчас задание, которое нужно выполнить за 10 минут. Затем выступить с выводом о проделанной работе.
- Вспомните правила работы в группе.
1 группа. МАСТЕРСКАЯ СЛОВЕСНОСТИ
( Симметрия в русском языке )
Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, «Н» имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии,
а «В» - только горизонтальную,
а «У» вообще не имеет оси симметрии
Задание: Выяснить есть ли в русском языке симметрия?
У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную
, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:
Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии | Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии | Буквы, не имеющие ось симметрии | Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии |
| | | |
А; Д; Л; М; П; Е; Ф; Ш. (вертикальная ось симметрии)
В; Е; З; К; С; Э; Ю. (горизонтальная ось симметрии)
Ж; Н; О; Х. (и вертикальные и горизонтальные оси симметрии)
Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. (ни вертикальные, ни горизонтальные оси)
По окончанию работы сделайте соответствующие выводы.
Вывод: В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что симметрия в русском языке….
Все буквы алфавита делятся на 4 группы:
обладающие … симметрией;
обладающие … симметрией;
обладающие … и … симметрией;
…не обладающие симметрией.
- Ребята в русском языке есть слова и даже целые предложения можно составить которые читаются слева направо и справа налево одинаково. Их называют - ПАЛИНДРОМЫ
-Прочитайте палиндром:
Т ОП АннаКазак
Мадам
Потоп
Шалаш
2 группа. Биолаборатория. (Симметрия в мире животных )
-Симметрии много в природе, поверь!
Если не веришь, возьми и проверь!
Задание:
1. Выяснить есть ли симметрия в мире животных? Какой вид симметрии характерен для представителей животного мира.