Файл: Реферат по предмету "Философия" на тему " Позитивизм как философия науки. Его сущность, особенности, этапы развития".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство Образования Российской Федерации
Российская Академия Адвокатуры и Нотариата
Юридический факультет
Реферат
по предмету "Философия" на тему:
" Позитивизм как философия науки. Его сущность, особенности, этапы развития"
Выполнила: Шиманко Мария Александровна
Группа: 11-в 1 курс
Руководитель:
Москва, 2020

2
Позитивизм как философия науки. Его сущность, особенности, этапы
развития
Позитивизм – это философская система, глубоко укорененная в науке и математике. Он основан на представлении, что все существующее может быть проверено с помощью экспериментов, наблюдений и математических/логических доказательств. Все остальное не существует.
Кроме того, позитивисты обычно считают, что научный прогресс искоренит или, по крайней мере, резко сократит проблемы, стоящие перед человечеством.
Позитивисты почти всегда являются сильными реалистами – то есть они верят, что то, что мы воспринимаем как реальность, действительно существует в мире. Другими словами, они верят в объективную истину. Они также склонны отрицать влияние таких вещей, как теоретические и культурные предубеждения, которые мешают науке.
Позитивизм делит все утверждения на три категории: истинные, ложные и бессмысленные (ни истинные, ни ложные). Бессмысленное утверждение – это утверждение, которое недостаточно ясно, чтобы быть проверенным с помощью позитивистских средств. Например, «зеленый цвет спит сердито» – это бессмысленное утверждение. Вы никак не можете проверить, правда это или нет, что означает, что это не правда или ложь. Это просто бессмыслица. Это, конечно, крайний пример, но многие другие предложения попадают в эту категорию, когда их термины четко не определены.
Если утверждение действительно имеет смысл, то оно должно быть либо истинным, либо ложным. Но это не значит, что мы обязательно знаем, каким именно. Например, «в мире ровно 23,8762 миллиарда домашних кошек» имеет определенный смысл, но никто не может сказать наверняка, правда это или нет.
Было бы невозможно пересчитать всех домашних кошек по одному, поэтому никто не может проверить утверждение. В принципе, однако, это может быть проверено с помощью научного наблюдения – которое просто не имеет реальных средств для проведения исследования.

3
Основополагающим принципом позитивизма является, как уже говорилось, то, что чувственный опыт является единственным объектом человеческого познания, а также его единственным и высшим критерием. Следовательно, абстрактные понятия или общие идеи – это не более чем коллективные понятия; суждения – это просто эмпирические совокупности фактов.
Рассуждение включает в себя индукцию и силлогизм: индукция имеет своим заключением пропозицию, которая содержит не что иное, как совокупность определенного числа чувственных переживаний, и силлогизм, принимая это заключение за свое главное предложение, неизбежно бесплоден или даже приводит к порочному кругу.
Таким образом, согласно позитивизму, наука не может быть, как ее понимал Аристотель, познанием вещей через их конечные причины, поскольку материальные и формальные причины непознаваемы, конечные причины- иллюзии, а действенные причины просто неизменные антецеденты, в то время как метафизика в любой форме незаконна. Позитивизм, таким образом, является продолжением грубого эмпиризма, Ассоциационизма и номинализма.
Доводы, выдвигаемые позитивизмом, помимо утверждения о том, что чувственные переживания являются единственным объектом человеческого познания, сводятся главным образом к двум: во-первых, психологический анализ показывает, что все человеческое познание может быть в конечном счете сведено к чувственным переживаниям и эмпирическим ассоциациям; вторая, на которой настаивает Конт, исторична и основана на его знаменитом
«Законе трех стадий», согласно которому человеческий ум в своем развитии должен был последовательно подвергаться влиянию теологических забот и метафизических спекуляций и, наконец, достичь в настоящее время положительной стадии, знаменующей, по мнению Конта, его полное и совершенное развитие.
Как философская идеология и движение позитивизм впервые обрел свои отличительные черты в работах Конта, который также назвал и систематизировал науку социологию. Затем она развивалась через несколько


4 этапов, известных под различными названиями, таких как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, окончательно слившись в середине ХХ-го века с уже существующей традицией, известной как аналитическая философия.
Основными утверждениями позитивизма являются то, что все знание о фактах основано на «положительных» данных опыта и то, что за пределами области фактов находится чистая логика и чистая математика. Эти две дисциплины уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком XVIII века Дэвидом Юмом как имеющие отношение только к «отношениям идей», и на более поздней стадии позитивизма они были классифицированы как чисто формальные науки.
С негативной и критической стороны позитивисты стали известны своим отказом от метафизики-то есть от спекуляции относительно природы реальности, которая радикально выходит за пределы любых возможных доказательств, которые могли бы либо поддержать, либо опровергнуть такие
«трансцендентные» утверждения знания. Таким образом, позитивизм в своей основной идеологической позиции является мирским, секулярным, антитеологическим и антиметафизическим. Строгое следование свидетельству наблюдения и опыта является важнейшим императивом позитивизма. Этот императив отразился также в вкладах позитивистов в этику и моральную философию, которые были в целом утилитарными в той мере, в какой их этической максимой было нечто вроде «величайшего счастья для наибольшего числа людей». Примечательно в этой связи, что Конт был основателем недолговечной религии, в которой объектом поклонения было не божество монотеистических верований, а человечество.
Непосредственные корни позитивизма лежат во французском просвещении, которое подчеркивало ясный свет разума, и в британском эмпиризме XVIII века, в частности в философии Юма и епископа Джорджа
Беркли, которые подчеркивали роль чувственного опыта. На Конта особенно повлияли энциклопедисты эпохи Просвещения (такие как Дени Дидро, Жан

5 д'Аламбер и другие), и особенно в его социальном мышлении решающее влияние оказал основатель французского социализма Клод-Анри, Граф де Сен-
Симон, учеником которого он был в ранние годы и от которого происходит само название позитивизма.
Позитивизм Конта был основан на утверждении так называемого закона трех фаз (или стадий) интеллектуального развития. Существует параллель, по мнению Конта, между эволюцией моделей мышления во всей истории человечества, с одной стороны, и в истории развития индивида от младенчества до зрелости, с другой. На первом, или так называемом Богословском, этапе природные явления объясняются как результаты сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является ли религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события порождаются чудесными силами или волей. Эта стадия критиковалась Контом как антропоморфная, то есть опирающаяся на слишком человеческие аналогии.
Как правило, анимистические объяснения, сделанные в терминах волеизъявлений душеподобных существ, действующих за внешними проявлениями, отвергаются как примитивные проекции непроверяемых сущностей.
Вторая фаза, называемая метафизической, в некоторых случаях является просто обезличенной теологией: наблюдаемые процессы природы предполагаются возникающими из безличных сил, оккультных качеств, жизненных сил или энтелехий (внутренних совершенствующих принципов).
В других случаях царство наблюдаемых фактов рассматривается как несовершенная копия или имитация вечных идей, как в метафизике чистых форм Платона. Опять же, Конт утверждал, что никаких подлинных объяснений не возникает; таким образом, вопросы, касающиеся конечной реальности, первопричин или абсолютных начал, объявляются абсолютно неразрешимыми.
Метафизический поиск может привести только к выводу, выраженному немецким биологом и физиологом Эмилем дю Буа-Реймондом: «Ignoramus et ignorabimus» (лат.: «мы невежественны и будем невежественны»). Это обман с


6 помощью словесных приемов и бесплодное представление понятий как реальных вещей [4].
Та плодотворность, которой ему недостает, может быть достигнута только на третьей фазе, научной, или «позитивной», - отсюда и название великого опуса Конта: «Cours de philosophie positive» (1830-1842), потому что он претендует на то, чтобы иметь дело только с положительными фактами.
Задача наук и познания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности природы и общества, и формулировать закономерности как
(описательные) законы; объяснения явлений могут состоять не более чем в подчинении частных случаев общим законам. Человечество достигло полной зрелости мысли только после отказа от псевдоэкспланаций теологической и метафизической фаз и замены их неограниченной приверженностью научному методу.
В своих трех стадиях Конт соединил то, что он считал объяснением исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну на другой в пирамиде,
Конт подготовил путь для логического позитивизма, чтобы «свести» каждый уровень к тому, что ниже его. Он поставил на фундаментальный уровень науку, которая не предполагает никаких других наук, а именно: математика, и затем упорядочил уровни над ней таким образом, что каждая наука зависит и использует науки ниже ее по шкале: таким образом, арифметика и теория чисел объявляются предпосылками для геометрии и механики, астрономии, физики, химии, биологии (включая физиологию) и социологии. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, добавляет к знанию содержание науки или наук на уровнях ниже, обогащая таким образом это содержание последовательной специализацией.
Психология, которая не была основана как формальная дисциплина до конца 19-го века, не была включена в систему наук Конта. Предвосхищая некоторые идеи бихевиоризма и физикализма XX века, Конт предполагал, что психология, какой она была в его время, должна стать разделом биологии

7
(особенно нейрофизиологии мозга), с одной стороны, и социологии с другой.
Будучи «отцом» социологии, Конт утверждал, что общественные науки должны исходить из наблюдений к общим законам, подобно тому, как это делают (по его мнению) физика и химия. Он скептически относился к интроспекции в психологии, будучи убежден, что при внимательном рассмотрении собственных психических состояний эти состояния будут безвозвратно изменены и искажены. Настаивая таким образом на необходимости объективного наблюдения, он был близок к основному принципу методологии бихевиоризма XX века.
Среди учеников Конта были Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и криминалист, а также Поль-Эмиль Литтре, Ж.-Э. Ренан и Луи Вебер.
После смерти Конта в 1857 году среди позитивистов возникло разделение между ортодоксальной группой под руководством Пьера Лаффита (которая поддерживала как научное, так и религиозное учение позитивизма) и диссидентской группой, сформированной при поле-Максимилиане-Эмиле
Литтре (1801 - 1881). Православные группы (вместе со своим культом, таинствами и церемониями) формировались в Англии, Швеции, Бразилии и
Чили. Для Литтре, однако, позитивизм был по существу методом, который ограничивает человеческое знание изучением экспериментальных фактов и не утверждает и не отрицает ничего относительно того, что может существовать вне опыта. Поэтому Литтре и его последователи отвергли религиозную организацию и культ позитивизма [5].
Несмотря на то, что «Société de Sociologie» (1872-4) было первым социологическим обществом в мире и основанным Эмилем Литтре и несколькими другими мыслителями, хорошо известными за пределами социальных наук, оно было быстро и полностью устранено из коллективной памяти. Дискредитированное последующими поколениями академических социологов, общество Литтре быстро впало в забвение.
Дело в том, что, как указывалось выше, научная религия Конта самым замечательным образом повлияла на мировоззрение и представление о жизни в


8 том виде, в каком они были приняты в промышленно развитых и социально развитых странах на протяжении XIX и XX веков.
Влияние позитивистской ментальности не ограничивается только областями науки и философии, но оказывает влияние и на другие сферы, например, на литературу; стоит только упомянуть работы Жюля Верна и
Артура Конан Дойля, чтобы найти немедленное подтверждение такого воздействия. Безграничная уверенность в научном прогрессе автоматически перетекает в проекты, направленные на реформирование общества и повышение качества человеческой жизни, как, например, промышленная революция, рассматриваемая таким образом с точки зрения ее позитивных аспектов.
Позитивизм, однако, быстро нашел очень ценного союзника с эволюционизмом Чарльза Дарвина (1809-1882), представляя как описательные, так и нормативные характеристики. В нем описывалось, как человеческая мысль развивалась на протяжении всего времени, и в то же время устанавливались нормы относительно того, как она должна развиваться в будущем. Здесь становится ясной связь между идеей «неизбежного прогресса» и эволюционистским типом этики. Долг человечества состоит в том, чтобы способствовать историко-естественному процессу, которому невозможно противопоставить себя, поскольку он является неотъемлемой частью самого порядка природы.
Подчеркивание неизбежности прогресса, основанного на имманентных
«историко-естественных законах», присутствует и в марксизме, хотя было отмечено, что позитивистское влияние совершенно отчетливо проявляется в трудах Фридриха Энгельса, а не в трудах самого Карла Маркса.
Хорошо известна и полемика в отношении историзма, которую вел Карл
Поппер в 20 веке; историзм понимается как теория, согласно которой история имеет цель, то есть план, который должен быть осуществлен в соответствии с некоторой последовательной моделью, наделенной природой неизбежности.
Во второй половине XIX века распространение позитивизма было

9 поддержано теорией эволюции Дарвина. Например, большое влияние оказал британский философ Герберт Спенсер (1820-1903): он считал, что существует общий закон эволюции, действительный для всех областей действительности, тогда как Дарвин ограничил свое изложение законом эволюции человеческого рода на земле. Однако еще во второй половине XIX века наступила вершина позитивистской ментальности, с утверждением «механистической теории», которая обеспечила позитивистов необходимыми инструментами, чтобы предложить всеобъемлющий и единый синтез всего научного знания.
Таким образом, начал формироваться проект, то есть понимание того, что в механистическую модель мира был включен каждый естественный факт наряду с теми, которые наука открывала в то конкретное время.
В этот момент стало очевидно, что, несмотря на теоретические формулировки, позитивисты выдвигают новый материалистический и имманентный тип метафизики. Механистическая модель – это фактически попытка познать предельные принципы реальности, точно так же, как это пытались сделать аристотелевские или Гегелевские методы. Реальность рассматривается как «целое», представляя классические характеристики материалистического монизма: вся реальность материальна и только наука способна исследовать ее. Именно это убеждение определило последующий кризис классического позитивизма, наступивший позднее в XIX веке и обусловленный определенными, очевидными фактами. Во-первых, тот факт, что вместо ее устранения позитивизм принял новую форму метафизики, которая со временем также будет склонна к критике и опровержению. Во- вторых, не все были готовы принять такой четкий «монистический» подход к действительности. В-третьих, почти «религиозная» привязанность, проявленная позднейшим графом, казалась совершенно абсурдной для тех, кто якобы рассматривал позитивизм как инструмент освобождения человечества от влияния религии [2].
Ко всему этому можно добавить тот факт, что именно успехи, достигнутые в научных исследованиях, создали самые большие проблемы. В физике


10 ньютоновская модель действия на расстоянии была заменена моделью поля сил через электричество и электромагнетизм. В математике открытие неевклидовой геометрии поставило под сомнение Евклидову концепцию пространства.
Также в философии наблюдалась антипозитивистская реакция, обусловленная некоторыми представительными представителями спиритуализма, неоидеализма и неокантизма. Что касается прагматических мыслителей, таких как К. С. Пирс (1839-1914) и В. Джеймс (1842-1910) был обеспокоен, хотя и будучи близок к позитивизму в некоторых областях, они также отметили, что научное знание, будучи внутренне ошибочным, не может быть преобразовано в новую метафизику. Позитивизм 19-го века должен был вдохновить в следующем столетии неопозитивизм или логический эмпиризм, который обновил свои тезисы наряду с самыми последними научными открытиями
Несмотря на некоторые принципиальные разногласия с Контом, английский философ XIX века Джон Стюарт Милль, также логик и экономист, должен считаться одним из выдающихся позитивистов своего века. В своей
«Системе логики» (1843 год) он развил основательно эмпирическую теорию познания и научного рассуждения, дойдя даже до того, что рассматривал логику и математику как эмпирические (хотя и очень общие) науки. Широко известный философ Герберт Спенсер, автор учения о «Непознаваемом» и общей эволюционной философии, был, наряду с Миллем, выдающимся выразителем позитивистской ориентации.
Влияние Юма и Конта также проявилось в важных событиях в немецком позитивизме, непосредственно перед Первой мировой войной. выдающимися представителями этой школы были Эрнст Мах-философский критик физики
Исаака Ньютона, оригинальный мыслитель как физик и историк механики, термодинамики и оптики, и Ричард Авенариус, основатель философии, известной как эмпириокритицизм.
Мах во вступительной главе своей книги «Beiträge zur Analyse der
Empfindungen» (1886; вклад в анализ ощущений), возрождая юмористическую

11 антиметафизику, утверждал, что все фактическое знание состоит из концептуальной организации и разработки того, что дано в элементах, то есть в данных непосредственного опыта. В духе Конта он отрекся от трансцендентального идеализма Иммануила Канта. Для Маха самой неприятной чертой в философии Канта было учение о «Dinge an sich» то есть о
«вещи в себе»: предельных сущностях, лежащих в основе явлений, которые
Кант объявил абсолютно непознаваемыми, хотя они тем не менее должны пониматься как частичные причины человеческих восприятий. Напротив,
Герман фон Гельмгольц, широко известный ученый и философ, один из величайших умов XIX века, считал, что теоретические сущности физики-это именно вещи в себе-точка зрения, которая, хотя и была в целом эмпирической, была, таким образом, явно противопоставлена позитивистской доктрине [6].
Теории и теоретические концепции, согласно позитивистскому пониманию, были всего лишь инструментами предсказания. Из одного набора наблюдаемых данных теории образовывали мост, по которому исследователь мог перейти к другому набору наблюдаемых данных. Позитивисты обычно утверждали, что теории могут приходить и уходить, тогда как факты наблюдения и их эмпирические закономерности представляют собой твердую почву, с которой может начинаться научное рассуждение и к которой оно всегда должно возвращаться, чтобы проверить свою обоснованность.
Вследствие этого большинство позитивистов неохотно называли теории истинными или ложными, предпочитая рассматривать их просто как более или менее полезные.
Задачей наук, как ранее выразился немецкий физик Густав Кирхгоф, было стремление к компендиентному и скупому описанию наблюдаемых явлений.
Забота о первых или конечных причинах должна была быть исключена из научного поиска как бесплодная или безнадежная (если не бессмысленная).
Даже само понятие объяснения становилось подозрительным и в лучшем случае принималось (как уже у Конта) не более чем за упорядочение и соединение наблюдаемых фактов и событий эмпирически устанавливаемыми