Файл: Ценарий литературно музыкальной композиции У войны не женское лицо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ценарий литературно – музыкальной композиции
« У войны не женское лицо»
Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за женщин, воевавших в годы войны, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений.
Задачи:развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения; воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, сохранять историческую память.
Участники:классные коллективы, учителя, родители учащихся, ветераныВеликой Отечественной войны, вдовы, труженики тыла.
Действующие лица:
Героиня 1 - Клавдия Григорьевна Крохина
Героиня 2 - Ольга Яковлевна Омельченко
Героиня 3 - Ксении Сергеевны Осадчевой
Героиня 4 - Вера Сергеевна Романовская
Героиня 5 - Александра Никифоровна Захарова
Героиня 6 - Нона Александровна Смирнова
Героиня 7 - Александра Семеновна Масаковская
Героиня 8 - Мария Степановна Детко
Ведущий 1: Юноша
Ведущий 2: Девушка
Ход мероприятия.
Ведущий 1: (на фоне музыки 1)
Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему – то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Ведущий 2: Война… Великая Отечественная… Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским. Но давайте сегодня мы посмотрим на войну другими глазами – женскими.
Ведущий 1: Кто сказал, что у войны не женское лицо? За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Они шли вместе с нами плечом к плечу, они сеяли, стирали, вытаскивали нас из поля боя, они
ночами стояли у станков, чтобы мы делали эту победу.
Они ждали нас.
Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
Ведущий 1:
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Ролик 2: «Женское лицо Победы…»
Ведущий 1:
Эти женские лица
В профиль или анфас:
Брови, губы, ресницы,
Выражение глаз…
Эти женские лики –
Всюду, там или здесь…
Вы навеки велики
Тем, что были и есть.
Ведущий 2: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей…
Звучит музыка 3 (В. А. Моцарт « Реквием»).
В белых плащах со свечами в руках появляются 8 девушек, становятся в определенном порядке. (Монтаж)
Ведущий 1: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья…
А завтра была война…
Ведущий 1:
Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?
Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.
Ведущий 2: Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины...
Пройдем их путь вместе с автором документальной повести «У войны не женское лицо…» Светланой Алексеевич.
Ведущий 2: Вот что вспоминает старший сержант, снайпер Клавдия Григорьевна Крохина.
(На фоне музыки 4 «Адажио»)
Героиня 1 (выходит вперед): «Мы залегли, и я наблюдала. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: как это я убила человека?
Потом прошло это. И вот как прошло. Мы шли, это было возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, не знаю, все это горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, а среди них звездочки обгоревшие, это наши пленные или раненые, не могла прийти в себя, только зло и мщение осталось.
…Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала. «Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты, же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой».
(гасит свечу, уходит на авансцену)
Ведущий 2:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И тысячу - во сне….
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ведущий 1: Эти девушки, как многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышали грохот снарядов, заставляли себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.
Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Вот что она вспоминает...
(На фоне музыки 4 «Адажио»)
Героиня 2 (выходит вперед): «Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще 5— 10 минут и атака, тебя начинает трясти... Но это до первого выстрела. Как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь... И тебе не страшно. Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Вот у меня такие чувства были, я до сих пор не верю, что живая осталась. И раненая, и контуженная, но живая.
Под Севском немцы атаковали нас по 7—8 раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Ему же нужно срочно отрезать руку и перевязать. Иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка телепалась-телепалась у меня на боку, а они и выпали. Что делать! И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала. Бинтую, а раненый: «Скорей, сестра, я еще повоюю...» (гасит свечу, уходит на авансцену)
Песня «Закаты алые» фонограмма 5 (исполняют учащиеся)
Ведущий 1:
Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, –
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль стала сразу не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!
Ведущий 1: Тяжелый труд – быть защитником Родины. Минуты отдыха были редки, хотя они были…
Из воспоминаний Ксении Сергеевны Осадчевой, сестры - хозяйки в военном госпитале.
(На фоне музыки 4 «Адажио»)
Героиня 3 (выходит вперед): «Девятого июня сорок первого года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война... добровольно пошла в госпиталь. Бои шли очень жестокие. Раненых было много. Меня поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро и надо подавать завтрак, а мы еще раздаем ужин. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала.
Потом дали еще должность сестры-хозяйки, это тоже надо быть на месте круглосуточно. Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая до колена, забинтована, руки прооперировали, тоже перебинтовали. Голова забинтована. В школьные годы я сдавала нормы ГТО, но нет еще спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакал двадцать месяцев круглосуточно. Я проскакала и перенесла все.
… У меня и сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала…
Я прошла очень тяжелый путь. На сегодняшний день нет еще книг и фильмов, чтобы сравнить с тем, что я пережила.
(гасит свечу, уходит на авансцену)
Ведущий 2:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Ведущий 2:
Фронт проходил всюду — на передовой и в тылу. Воевали все — отцы, матери, дети...
Вот что вспоминает Вера Сергеевна Романовская, партизанка.
(На фоне музыки 4 «Адажио»)
Героиня 4 (выходит вперед): «…Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребенка… Вот и разбирайтесь с этим, что это были за люди.
История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Вы представляете, беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка… Любила, хотела жить… Но она шла…»
(гасит свечу, уходит на авансцену)
Ведущий 1: Дороги... Нескончаемые трудные и горестные дороги войны пролегли через весь тыл. Местное население помогало партизанскому движению всем, чем могло...
Рассказывает Александра Никифоровна Захарова, партизанский комиссар.
(На фоне музыки 4 «Адажио»)
Героиня 5 (выходит вперед): «Помню, как раненые ели ложками соль... Как в строю называют фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от слабости. Народ нам помогал. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они, же сеяли, пахали, чтобы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну. Пахали ночью, пока не стреляют... У нас было оружие, чтобы защищаться. А они? За то, что буханку хлеба дал партизану, — расстрел; я переночевала и ушла, а если кто донесет, что я в этой хате ночевала, — им всем расстрел. А там женщина одна, без мужика, а с ней трое маленьких детей. Она не прогоняла, когда придем. И печку вытопит, и обстирает нас... Она нам последнее отдаст. Мы едим, а дети сидят, плачут, голодные... Что бы мы без них сделали в войну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей, которые отдавали последнее, веря в нашу победу».
(гасит свечу, уходит на авансцену)
Ведущий 2: Не всем повезло вернуться с войны живыми.
И у мертвых, безгласных.
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали.
Но она спасена.
Наши очи померкли.
Пламень сердца погас.
На Земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это. Живые,
Нам - отрада одна.
Что недаром боролись
Мы за Родину - мать.
Пусть не слышен наш голос -
Вы должны его знать.
Ведущий 1:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть твердят, что надеяться не на что,
Что идёте судьбой наугад.