ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
Это:
1) проникновение новых конкурентов;
2) угроза появления на рынке товаров-субститутов (товаров- заменителей), произведенных по иной технологии;
3) возможности покупателей;
4) возможности поставщиков;
5) соперничество между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
Угроза появления новых конкурентов выражается в снижении общего уровня прибыльности отрасли, потому что новые предприятия входят в отрасль с дополнительными производственными мощностями, что вызывает рост предложения и уменьшение цен. Существуют определенные препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов. Но тем не менее угроза проникновения новых конкурентов высока. Например, поставщики импортной сельскохозяйственной продукции стремятся отвоевать доли рынка у отечественных предприятий аграрного сектора, что ужесточает конкуренцию.
Появление товаров-субститутов ограничивает возможности получения прибыли в отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить предприятия за свою продукцию. Но благодаря тому, что альтернативы зерну, как натуральному продукту нет, мы считаем, что угрозу появления товаров-заменителей можно не принимать во внимание.
Крупные покупатели или поставщики, в процессе торговли, могут навязывать предприятиям отрасли невыгодные сделки, что вызывает снижение прибыли. В сельском хозяйстве покупатели продукции (в основном мощные перерабатывающие предприятия, например, элеваторы), как и поставщики техники или удобрений (крупные машиностроительные и химические предприятия), сильнее сельскохозяйственных предприятий. Такое неравенство сил приводит к тому, что цены на потребляемую в аграрном секторе промышленную продукцию растут быстрее чем цены на сельскохозяйственную продукцию, а это снова сокращение прибыли.
Компания может сама определить свои сильные и слабые стороны, анализируя силы, которые влияют на конкуренцию в данной отрасли, и причины, лежащие в их основе. При обострении конкуренции предприятиям отрасли приходится увеличивать затраты на рекламу и маркетинг, вкладывать крупные суммы в обновление производственных мощностей.
Названные элементы конкурентной среды действуют совместно и меняют уровень интенсивности конкуренции. Среди факторов, определяющих интенсивность конкуренции действующих на рынке компаний М. Портер, в первую очередь, отмечает «большое число конкурентов или примерное равенство их сил.
Г.Л.Азоев, в оценке взаимодействия факторов конкурентной среды, также рассматривает характер распределения рыночных долей между конкурентами. Второй фактор – это темпы роста рынка; и третий – рентабельность рынка.
Теоретические выводы М.Портера и методика Г.Л.Азоева были использованы нами при определении уровня интенсивности конкуренции на зерновом рынке. С учетом специфики зернового сектора аграрной экономики используемая методика была нами переработана и дополнена.
По мнению ученых, занимающихся этой проблемой «наибольшая конкурентная активность наблюдается при примерном равенстве долей». Потому что в этом случае часто совпадают стратегии предприятий и это приводит при «равномощности предприятий» к конфликтному состоянию рынка, а интенсивность конкуренции повышается. На конкурентном рынке производитель сельскохозяйственной продукции стремится к получению наибольшей прибыли. Поэтому, прежде всего, предприятие старается увеличить свою долю в общем объеме продаж. Доля предприятия в общем объеме согласно экономической теории, зависит от:
- числа конкурентов;
- соотношения спроса и предложения;
- конкурентоспособности предприятий;
- конкурентоспособности продукции.
С помощью "изменения степени сходства рыночных долей конкурентов" через коэффициент вариации определяется интенсивность конкуренции, под влиянием первого фактора из перечисленных выше трех [2].
ИД = 1 – Б(Д) / Дср , (1)
i = 1, … , n
где: ИД – интенсивность конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, измеренная на основе оценки степени сходства долей конкурентов;
Б(Д ) /Дср – коэффициент вариации рыночных долей (Дi) конкурентов;
Б(Д) – среднеквадратическое отклонение Дi;
Дср – среднее арифметическое значение Дi;
n – количество предприятий на рассматриваемом товарном рынке.
Развитие спроса и предложения во времени может быть выражено в темпах роста объема продаж. При измерении интенсивности конкуренции это необходимо учесть. "Высокие темпы, например, на быстро развивающихся рынках, обеспечиваемые растущим спросом и предложением товаров, отодвигают на задний план многие проблемы, в том числе и конкуренции. Происходит это, главным образом, из-за того, что увеличение рыночных долей предприятий происходит не за счет конкурентов, а за счет увеличения количества потребителей или объемов кратности покупок уже существующим потребителям. В этой ситуации интенсивность конкуренции падает" [2]. Основываясь на практике бизнеса, распределяются значения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего темпы роста объемов продаж на рассматриваемом рынке (ИТР) в диапазоне от 70% до 140%.
ИТР = 1 – (Тр – 70) / (140 – 70), (2)
где Тр – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляционной составляющей, %.
Мы считаем, что применительно к сельскохозяйственному производству эту формулу необходимо совершенствовать и представить в следующем виде:
ИТР=1-(Тр-kmin) / (kmах-kmin), (3)
где kmax, kmin можно установить эмпирическим путем для конкретного товарного рынка, рассматривая динамику реализации зерновых за длительный промежуток времени.
По мнению Л.Г.Азоева рынок с высокой рентабельностью (Рр) характеризуется превышением спроса над предложением. "Чем выше рентабельность, тем меньше давление конкурентной среды и, следовательно, ниже интенсивность конкуренции и, наоборот". Данный вывод может быть обобщен в виде формулы:
Ир= 1 – П / Ф = 1 – Рр, (4)
где Ир – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий уровень рентабельности рынка.
П – совокупная прибыль;
Ор – общий объем продаж [1].
Нам представляется целесообразным для сельскохозяйственного производства, в высокой степени зависящего от погодно-климатических условий, сделать поправку в этой формуле на уровень рентабельности, при котором становится возможным расширенное воспроизводство. По мнению многих экономистов – аграрников, таковым может считаться 20-процентный уровень. Тогда формула примет вид:
1) Ир = (1-Рр) + (20 / 100 – Рр), (5)
или
2) Ир = (1-Рр) х (1 + (20 / 100 –Рр)), (6)
Практика конкуренции показывает, что большинство изменений конкурентной среды находит отражение "в динамике рыночных долей конкурентов, темпах роста и рентабельности рынка", поэтому "для удобства проведения сравнительного анализа интенсивности конкуренции на различных рынках сегментах рынкаи оценки их привлекательности с точки зрения конкурентной активности представляется полезным оперирование обобщенной характеристикой интенсивности конкуренции.
(7)
где Ик – обобщенный показатель интенсивности, 0 ≤ Ик ≤ 1" [2].
Для определения интенсивности конкуренции мы предлагаем учесть также влияние качества продукции. Если продукция будет примерно одинакового качества, интенсивность конкуренции возрастет, так как потребителю все равно у кого ее приобретать. Чем сильнее различия в качестве продукции, тем ниже интенсивность конкуренции, так как продукция высокого качества, являясь более конкурентоспособной, будет реализовываться в первую очередь. Предприятия, имеющие продукцию с низким качеством понесут потери, а интенсивность конкуренции в целом снизится.
Влияние качества на интенсивность конкуренции определим используя известный коэффициент вариации.
, (8)
где Q интегр. – произведение коэффициента зачета /Q1/ и коэффициента, выражающего отношение зерна в весе после доработки к зерну в первоначально оприходованной массе Q2);
Qср – среднее качество зерна по совокупности сельскохозяйственных предприятий;
n – число предприятий.
Теперь обобщающий коэффициент интенсивности конкуренции можно рассчитать по формуле:
, (9)
Обобщенный показатель интенсивности конкуренции изменяется в пределах от 0 до 1. Необходимо отметить, что представленные факторы не исчерпывают все возможные направления влияния конкурентной среды на интенсивность конкуренции.
В итоге, основное значение конкуренции, с различным уровнем интенсивности, в активной ориентации предприятий на повышение конкурентоспособности своей продукции, вызывающей функционирование и развитие рыночной экономики.
Список использованной литературы
1. Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. - М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000 г.
2. Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 479 с. - (Правовая библиотека).
3. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.: Ил. - (Серия «учебник для ВУЗов»).
4. Зинченко А.П. Аграрная политика М «КолосС», 2004 г.
5. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2000 г. - №6. - С. 5-13.
6.Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.,стр. 38
7. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. - Саратовский университет, 2000 г. - 20 с.