Файл: Учебный план внеурочной деятельности в начальной школе на 20222023 учебный год 1 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69
Калининского района Санкт-Петербурга
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в начальной школе
на 2022/2023 учебный год
1 класс
Принят на Педагогическом совете
ГБОУ СОШ № 69 Калининского района СПб
Протокол № 6 от 27.05.2022
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 69
Калининского района СПб
_____________ В.И. Этнис приказ № 108 от 27.05.2022
Этнис
Владислав
Исаакови ч
Подписано цифровой подписью: Этнис
Владислав
Исаакович
Дата: 2022.09.09 17:28:57 +03'00'

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».1.3. Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательная организация разрабатывает образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего образования и с учетом основных образовательных программ начального общего образования.-Письмо
Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
-Инструктивно методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 N 03-20-2057/15-00
-Письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ , в том числе в части проектной деятельности» No 09-1672 от
18.08.2017
-Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;


4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико- ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности Санкт-Петербурга
Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение
При отборе направлений внеурочной деятельности образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого- педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельностьнаправлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.


Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр, кванториум.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, логопед, воспитатели, библиотекарь).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
«Основы самопознания»
Форма организации: факультатив; лаборатория здоровья.
«Движение есть жизнь!»
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная студия:учебный курс физической культуры.
2. Проектно-исследовательская деятельность
Возможные темы проектов:
«Великие математики и их открытия»
«История родного края»
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой
Родине».
Форма
организации: факультативный курс краеведения; творческие проекты
«Достопримечательности родного края».
«История письменности в России: от Древней Руси до современности»


Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.
Форма организации: факультатив «История письменности в России: от Древней Руси до современности»; выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой, например: «На чём писали в Древней Руси», «Берестяные грамоты и современные sms-сообщения: в чём сходство и различия», «Первый русский букварь», «Русские летописи» и др.
«Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края»
Цель: углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе.
Форма организации: экологическая лаборатория; исследовательские проекты.
«Мир шахмат»
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс — факультатив; игры-соревнования в шахматы «Юные шахматисты».
3. Коммуникативная деятельность
«Создаём классный литературный журнал»
Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде.
Форма организации: творческая студия «Создаем классный литературный журнал», создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, его редактирование, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала.
«Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми»
Цель: расширение знаний о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии, развитие языковой интуиции.
Форма организации: дискуссионный клуб.
«Хочу быть писателем»
Цель: развитие художественного словесного творчества, умений создавать и редактировать собственные тексты; формирование знаний о писательском труде, о творчестве писателей — выдающихся представителей детской литературы; становление аналитической и творческой деятельности участников.
Форма организации: литературный кружок, встречи с писателями, дискуссионный клуб
(«Темы и жанры детской литературы»).
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система практических занятий).
«Говорить нельзя молчать!»


Цель: развитие познавательной мотивации к изучению русского языка, привлечение внимания к передаче смысла с помощью интонации и пунктуации, развитие воображения в процессе подбора ситуаций, предполагающих разную интонацию.
Форма организации: учебный курс — факультатив.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
«Рукотворный мир»
Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские («Природа и творчество», «Куклы своими руками», «Юные художники»); выставки творческих работ.
«Ритмика»
Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров.
«Школьный театр «Путешествие в сказку»
Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.
«Выразительное чтение»
Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров.
Форма организации: литературный клуб, творческая студия.
«Искусство иллюстрации»
Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации.
Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников.
«В мире музыкальных звуков»
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов.
5. Информационная культура
«Мои помощники — словари»
Цель: формирование представлений младших школьников о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и др. — по выбору педагога); знакомство с малоизвестными младшим школьникам словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник
«Прописная или строчная» и др. (по выбору педагога); совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера (4 класс).
Форма организации: учебный курс — факультатив.
«Моя информационная культура»