Файл: Жизнь и философия Сократа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Социология управления»

Реферат на тему: «Жизнь и философия Сократа»


ФИО студента

Бобков Артем Андреевич

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Группа

№ ЛС/ФЭИУ/0000002 от 01.02.2023


Москва


Содержание:

Введение

  1. Биография

  2. Философские взгляды

  3. Сократовы парадоксы

  4. Сократический метод

  5. Сократ о религии и политике

  6. Смерть

Заключение

Введение

Сократ - великий древнегреческий философ. Этот великий древний мудрец занимает выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и юридических знаний. Оказываемое им влияние на прогресс человеческих знаний ощущается и по сей день. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Сократ всегда был заинтересован и увлечен. Образ жизни Сократа, моральные и политические конфликты в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал окружали его имя притягательной аурой легенды. Слава, которой Сократ удостоился при жизни, легко пережила целые эпохи и, не угасая, сквозь толщу почти трех тысячелетий дошла до наших дней.
В центре сократовской мысли находится тема человека, проблем жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, прав и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И беседы Сократа - поучительный и авторитетный пример того, как можно чаще ориентироваться в этих вечно актуальных проблемах. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всей оригинальности нашей эпохи и новизне задач, не исключение.



  1. БИОГРАФИЯ

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне— сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе.

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, воспитанника его друга Перикла, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души.

В 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов). Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.

  1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Довольно сложно дать полное описание учения Сократа, поскольку, за исключением пары поэтических транскрипций на темы Эзопа, сделанных им за несколько дней до смерти, он ни разу в жизни не написал ни одной строчки. И все, что мы знаем о нем или о его учении, мы почерпнули в основном из Воспоминаний Ксенофонта о Сократе и из диалогов Платона



«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество

Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель(«Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм)

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Книги, в том числе философские, писались уже тогда, но устное слово и интерес к нему явно преобладали. Это был период расцвета афинской демократии, и афиняне проводили большую часть своей жизни на публике, на различных публичных собраниях и мероприятиях, на площадях, в судах и т. д., Ценили это слово, питали к нему слабость и вообще любили говорить. Поэтому, думаю, правильнее будет говорить не о доктрине, а о философствовании Сократа.  

  1. СОКРАТОВЫ ПАРАДОКСЫ

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:

- Никто не желает зла.

- Никто не делает зла по своей воле.

- Добродетель — это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».


Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

В системе Платона (427 - 347 до н. э.) постулируется существование мира идей – вечных и неизменных сущностей, являющихся субстанцией, основой чувственно данных вещей.

  1. СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познание «всеобщего» как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям. Основная задача «сократического» метода - найти «всеобщее» в нравственности, установить нравственную всеобщую основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

1. «Индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения.

2. «Определение» - это установление родов и видов, их соотношения.

Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать. Но если вы собьетесь на монолог, вы проиграете. Избегайте монолога - диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа.


Метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы. Его достоинства:

1. Он держит внимание собеседника, не дает отвлечься.

2. Если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите.

3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).

5. СОКРАТ О РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКЕ

Мы не осмеливаемся сказать, что Сократ поднялся в эпоху политеизма до безусловного признания Единого Бога и ясного представления о бессмертии души и загробной жизни. Но нет сомнений в том, что эти идеи уже были, хотя и смутно, ношены в его уме и что его концепции в любом случае стояли неизмеримо выше, чем у любого из его современников. Греческий политеизм уже перестал его удовлетворять: он уже видел в Божестве Разумного Создателя и Правителя вселенной, для которого концепции нашего ограниченного разума совершенно почти неизменны.

Вдобавок, опираясь на разумное понимание, а не на авторитеты или традиции, Сократ был первым, кто систематически доказывал существование и всемогущество Бога таким образом, который позже, под названием теологического, получил такое широкое значение в Христианское богословие. Исходя из того, что рациональное и целеустремленное не может не предполагать творческого и упорядочивающего разума, Сократ пытается показать эту рациональность и целеустремленность в природе, ее структуре и явлениях.

На площадях Афин, перед толпой слушателей, чьи религиозные представления не поднимались выше Олимпа, Сократ с обычной логикой и силой речи впервые начал развивать аргумент о всепроникающем и всестороннем Божественном Разуме.. Для среднестатистического ума того времени такое абстрактное мышление было не под силу, оно было плохо понято и навлекло на Сократа обвинения в ереси.

Что же касается его социально-политических взглядов, то при их оценке не следует упускать из виду тот факт, что афинская демократия все еще находилась в расцвете сил, и все попытки убрать массы с политической арены и поставить аристократическую олигархию у власти были бессильны и народ по-прежнему оставался носителем власти.