Файл: Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 807

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дефектологический

Кафедра логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине: Психолого-педагогическая диагностика лиц с ТНР

на тему: «Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Обучающейся 3 курса

заочной формы обучения

направления подготовки

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

направленности (профиля)

Логопедия детей и взрослых

Горченковой Анны Григорьевны
Руководитель:

Старший преподаватель

Катаева Наталия Анатольевна

Допустить к защите

_______________/________________

(подпись) (фамилия и инициалы)
«____» _________________ 20____ г.
Курск, 2022




Содержание

Введение…………………………………………………………………….....

3

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы словообразования у детей старшего дошкольного возраста………………...........................................


6

1.1. Лингвистические особенности понятия словообразования……………

6

1.2. Особенности овладения навыком словообразования имен прилагательных дошкольниками с общим недоразвитием……………..….


12

ГЛАВА II. Научно-практическое исследование процесса словообразования на примере имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………..



20

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…..…….

20

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………....

23

2.3. Методические рекомендации по развитию имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………….…



27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………...

39




ВВЕДЕНИЕ

Проблема формированиялексико-грамматическихсредств речи в настоящее время набирает все большую популярность. Данный аспект является актуальным, в связи с постоянным увеличением числа дошкольников с общимнедоразвитием речи.Также, немаловажным остается вопрос ометодике их развития и коррекции[Иванова, 2009].ПОЧЕМУ ЗАМЕЧАНИЯ НЕ СНИМАЕТЕ??????? Я ЭТО ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ???????

Проблема формирования процесса словообразования у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, является одной из важнейших в логопедии.Нарушение словообразовательных операций наблюдаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия ипорождения речевого высказывания.

В настоящее время под словообразованиемпонимают особый вид речемыслительной деятельности, в которой выделяются следующие операции: операция вычленения и опознания морфемы на слух из звучащегослова и операция интеграции словообразовательной частицы в состав новогослова (Р.Л. Лихтман, Г.Р. Шашкина, Т.Б. Филичева и др.)[Лихтман, 2021; Шашкина, 2021; Филичева, 2014].

При исследовании словообразования можно отметить, что у дошкольников с ОНР данный процесс формируется с задержкойи имееткачественное своеобразие. Среди форм словообразования прилагательныхнаиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательныеприлагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные.

Нарушения словообразовательных навыков детей с общимнедоразвитием является причиной нахождения путей решения данной проблемы[Волкова, 2021].

Исследование словообразования показывают, что у дошкольников с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные. Особенности словообразовательных навыков детей с общим недоразвитием речи говорят о необходимости нахождения путей формирования навыков словообразования.

Целью работы является изучение особенностей словообразования на примере имен прилагательных у дошкольников с ОНР и нормальным уровнем речевого развития.

Объект исследования:особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В качестве предмета исследования выступил процесс словообразования на примере имен прилагательных у дошкольников с ОНР и нормальным уровнем речевого развития.



На основании цели исследования нами были выделены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы словообразования в общей и специальной психологии;

2. Выявить особенности развития словообразования имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи;

3. Сравнить показатели словообразования имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи и нормальным уровнем речевого развития;

4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитиемречи.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемойпроблеме;

2. Психолого-педагогический эксперимент;

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили современныепредставления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развитиясловообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устнойречи (Н.С. Жукова, А.Н. Гвоздев, А.А Р.Е. Левина,Л.Г. Парамонова, Т.Н. Ушакова, и др.) [Жукова, 2021; Гвоздев, 2017, Левина, 2018; Парамонова, 2018; Ушакова, 2015]; а такжеисследования структуры и проявлений общего недоразвития речи (Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Л.В.Венедиктова др.)[Филичева, 2014, Лалаева, 2021, Венедиктова, 2021].

Исследование проводилось на баземуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 г. Льгова»

Структура работы:курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


    1. Лингвистические особенности понятия словообразования


Ссылаясь на работу Л.И. Айдаровой, в современных психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях крайне пристально рассматривается проблема овладения детьми словообразованием родного языка [1]. Это обусловлено тем, что словообразование рассматривается учеными не только и не столько, как система операций по производству новых наименований, но как особый вид лингвокреативной деятельности, являющийся неотъемлемым компонентом языковой способности в целом описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [11].


М.А. Бондаренко выделяет несколько способов словообразования в русском языке:лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающие как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима [Бондаренко, 2019].

Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. При этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.

Средствами словообразования выступают различные морфемы, которые принято называть словообразующими. К таким морфемам относятся приставки, суффиксы или постфиксы, а также их сочетание, которое обеспечивает одновременное присоединение к производящей основе суффикса и приставки и т.д. Другими средствами словообразования являются различные операции: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются[Земская, 2021].

Е.А. Земская выделяет следующие средства словообразования [Земская, 2021]:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): «специалист – спец»;

2) объединение компонентов производящих основ, в процессе которого чаще всего данные основы сокращаются, но при этом в пределах производного слова происходит четкая фиксация объединенных основ, с четкой позицией ударения: «снег падает – снегопад», «сам сваливает – самосвал»;

3) изменение принадлежности слова к определенной части речи, например, имя прилагательное «чайный» обозначает форму мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, в то время как имя существительное «чайная» обозначает лишь формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Лингвистический аспект словообразования разговорной речи исследовался Е.А. Земской. Он отмечала, что словообразование разговорной речи характеризуется спецификой, которая обусловлена тем, что в разговорной речи существуют специфические способы словопроизводства, специфические суффиксы, деривационные значения. Такой тип словообразования находится под влиянием ведущих признаков разговорной речи, к которым следует отнести непринужденность, теснуюсвязь с контекстом, экспрессивность [Земская, 2021].


В словообразовании участвуют различные части речи. Одним из наиболее распространенных является словообразование существительных. Существительные располагают следующими способами словообразования: суффиксацией (включая нулевую), префиксацией, субстантивацией, сложением, аббревиацией, а также смешанными способами: префиксально-суффиксальным и суффиксально-сложным, сращением в сочетании с суффиксацией. Грамматический характер мотивирующего слова позволил выделить суффиксальные существительные, образующие такими частями речи как существительные, прилагательные, глаголы, а также и другие части речи (например, числительные, наречия). В ряде существительных, которые образованы от глаголов, слова с общим словообразовательным значением «носитель процессуального признака» противопоставлены словам со значением отвлеченного действия (состояния). Первое из этих значений конкретизируется в отдельных типах как «субъект действия» (обычно лицо), «орудие, средство осуществления действия», «объект действия», «результат действия». В существительных со значением отвлеченного действия те или иные конкретные значения могут развиваться как вторичные [Бондаренко, 2019].

Прилагательное появляется очень поздно. До двух лет А.В. Гвоздевым лишь три примера прилагательных, тогда как к этому времени в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых уже сформировались некоторые грамматические категории. Даже наречия появились раньше прилагательных: от 1, 11 до 2 лет уже отмечено несколько наречий, имеющих одинаковую основу с прилагательными. Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.В. Гвоздев отмечает их появление в 2,1. Суффиксы увеличительности (-ущ-, -ищ-) встречаются в единичных случаях в три года. Суффиксы принадлежности и отношений к предметам (-ин-, -ов-, -ев-) встречаются часто, начиная с 2,3. Позднее, в 7,10 лет появляется сложный суффикс -инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, обозначающий склонность к действию (-уч-, -ач-). При словообразовании прилагательных позже 5 лет не наблюдается каких-либо изменений в основах слов[Гвоздев, 2017].

Словообразование прилагательных относится к процессу образования новых слов имен прилагательных. Например, «веселиться – веселый». В современном русском языке выделяются следующие способы образования имен прилагательных­– приставочный: для него характерно образование прилагательных от основ прилагательных. Второй способ словообразования прилагательного – суффиксальный. Виды суффиксального образования новых прилагательных:красный – красненький, существительных: весна –весенний, глаголов: громадина – громкий, числительных: двое – двойной, наречий: внутри – внутренний[Грибова, 2015].