Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время под развращающим влиянием денежной экономики основы афинского общества незаметным, но роковым образом начали подрываться моральной и политической деморализацией, и на общественном горизонте стала появляться надвигающаяся тень деспотизма и рабства. все яснее и яснее.
Для Сократа, как и для любого грека того времени, личность, отделенная от общества и общественных интересов, казалась немыслимой. Его представления о призвании и ответственности политика были настолько высоки, что он требовал специального образования для всех, кто хотел посвятить себя общественным делам. Он был готов отстранить от прямого контроля политики, внешней и внутренней, любого, кто в силу своей неспособности или по другим причинам мог принести своей деятельностью больше вреда, чем пользы. Те, кто знает, должны править - это требование, применимое ко всем формам правления. Короли и правители - это не те, кто носит скипетры, не те, кого выбрали знаменитые дворяне, и не те, кто добился власти по жребию, насилию, обманом, а те, кто умеет править.
Сократ резко отрицательно относился к тирании, здесь нет режима беззакония, произвола и насилия. В более мягкой форме Сократ критиковал демократию. Главный недостаток он видел в некомпетентности чиновников, избранных по жребию, то есть случайным образом. Он также очень низко оценил политическую мудрость народного собрания, которое в условиях афинской демократии играло ведущую роль в решении важных государственных дел. По иронии судьбы по поводу всемогущества афинского демоса, который своим решением превращал невежественных людей в стратегов и т. д., Сократ, когда дело дошло до нехватки лошадей, посоветовал решить этот вопрос на народном собрании и путем голосования обратиться ослов в лошадей.
При этом не следует забывать, что он никогда не думал отнимать у народа государственность, а наоборот, считал, что народная санкция есть закон. Безусловная лояльность гражданина своей политике и ее законам является отправной точкой всей его политической и правовой позиции Сократа. Соглашаясь стать членом данного государства, гражданин тем самым входит, согласно Сократу, в соглашение с политикой и обязуется свято чтить его порядки и институты. Таким образом, Сократ первым в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его гражданами.
Согласно этой сократической теории, гражданин и полис неравны, как, например, отец и сын, хозяин и подчиненный не равны в своих правах. Но Отечество и законы выше и дороже отца и матери; они верховные родители, воспитатели и правители для граждан. А любой афинянин, достигнув совершеннолетия, может по законам покинуть государство, если ему не нравится его порядок. А оставшиеся граждане тем самым фактически соглашаются выполнять все поручения государства и его органов.
Эта законопослушность, ярко продемонстрированная Сократом на протяжении всей его жизни и драматической смерти, восходит к традиционным эллинским представлениям о роли закона для упорядоченной и справедливой жизни в полисе.
-
СМЕРТЬ СОКРАТА
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха(обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление) символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти.
И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:
Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет.
После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат.
Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я рассмотрел основные вопросы философии Сократа и метод его философии. Я узнала, что философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание - есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Было выяснено, что свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя".
Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стало источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.
Список используемой литературы
1. "История философии"
Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина.
Том I - Философия античного и феодального общества.
2. "У колыбели науки"
Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.
3. А.Н.Чанышев. «Курс лекций по древней философии».Москва.«Высшая школа».1981.