Файл: Практическое задание 5 Лазаревой Светланы Владимировны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 747

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 5

Лазаревой Светланы Владимировны

  1. Раскройте общие положения системной теории. Дайте определение понятию «система». Определите набор факторов, влияющих на семейную систему, попробуйте показать, как они проявляют себя. Дайте общую характеристику семейной системы.

Теория систем — это междисциплинарная область науки, изучающая природу сложных систем в природе, обществе и науке. Более конкретно, это структура, с помощью которой можно анализировать и / или описывать любую группу объектов, которые работают согласованно, чтобы получить некоторый результат. Это может быть отдельный организм или экосистема, любая организация или общество, или любой электромеханический или информационный артефакт. Системная психология — это раздел психологии, который рассматривает группы и, в некоторой степени, отдельных людей как системы, демонстрирующие гомеостаз. Это означает, что в открытых системах у них есть активный способ оставаться стабильными благодаря динамической взаимосвязи между частями. Основные положения системной теории:

1) понятие «система» отражает внутренний порядок мира, обладающего собственной организацией и структурой, в отличие от хаоса (отсутствие организованного порядка). Поведение системы зависит от ее структуры. Для каждого человека как системы характерны свои особенности, характерные и привычные мысли, эмоции и поведение. Его действия и переживания зависят от субъективной структуры его психики, от того каким именно образом она организована в его конкретном случае в результате персонального жизненного опыта.;

2) целое больше суммы его частей.

3) познать часть можно только при одновременном рассмотрении целого. На психику влияют и мысли, и эмоции, и поведение, а также в целом настроение, они ее и формируют. Таким образом, системный подход в психологии заключается в восприятии всех проявлений личности в комплексе, а не в акцентах на чем-то одном, например, только лишь на анализе мыслей, или только лишь на анализе эмоций или поведения.;

4) части целого находятся в постоянной взаимосвязи и взаимной зависимости.

5). Принцип стабильности. Система привержена сама себе. Поэтому она защищает свою стабильность. Отсюда вывод, что любые реформы психики будут восприниматься в штыки. Применительно к психологии речь идет о действии всевозможных психических защит, которые мешают пациенту менять свою жизнь к лучшему. Он привык адаптироваться к жизни именно так и бессознательно сопротивляется новым способам по причине страха и недоверия.


6). Принцип рычага. Он заключается в том, что если воздействовать на неправильный элемент системы психики, она будет сопротивляться переменам. Но если найти правильный элемент системы психики и надавить на него, то она легко будет меняться в нужном направлении. Чтобы сделать это, важно как можно лучше узнать, как это все работает в целом.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

В психологии под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

Существует некий обычный набор факторов, воздействующий на семейную систему. Все они так или иначе структурируют время и содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличивать стресс и тревогу в семье или успокаивать и снижать напряжение. Понятно, что с ними нераздельно связаны реакции системы на них:

1. Родственники со стороны мужа и со стороны жены. Это воздействие может быть организационным – дают материальную помощь или берут материальную помощь, помогают по хозяйству и с детьми, или сами нуждаются в помощи, требуют регулярных посещений или нет, и т.п., а также это воздействие может быть психологическим, например, общение с родственниками увеличивает напряжение и тревогу в семье или уменьшает.

2. Работа, коллеги и начальники. Воздействие этого фактора разнообразно. Работа структурирует время пребывания всех членов семьи вместе (много работают и редко видятся), определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения семьи. Все это сопровождается определенной динамикой тревоги и напряжения в семейной системе.

3. Воспитатели детских садов, школьные учителя, соседи, друзья. Воспитатели и учителя могут очень влиять на времяпрепровождение и самочувствие семьи. Ежедневные сообщения о плохом поведении, домашние задания, которые необходимо делать всей семьей – стрессоры для семьи.



Применительно к открытым системам правильнее было бы говорить о воздействиях на систему и состояниях системы. Например, появление ребенка – воздействие на семейную систему, – неизбежно приведет к изменению состояния системы. Люди, которые выполняли функции супругов по отношению друг к другу, начинают вдобавок выполнять функции родителей по отношению и к новому элементу – ребенку, – и по отношению друг к другу.

Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения.

  1. Великий голландский философ Б. Спиноза сформулировал оригинальный взгляд на любовь. Он писал, что если мы полюбим кого-либо, кого прежде ненавидели, то эта любовь будет сильнее, чем в случае, если бы ее не предваряла ненависть. Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение?

На этот вопрос сложно ответить, все зависит от того, что было поводом для ненависти, в каком возрасте была ненависть, а потом на этой почве развилась любовь, так же зависит от личностных качеств самих людей, которые ненавидели друг друга. Хотя если ориентироваться по художественным фильмам, то такое возможно. Почему, ответ закономерен, когда ты начинаешь кого-то ненавидеть, первое это эмоции, второе начинается пристальное внимание к объекту ненависти и взаимодействия с ним и вот тут появляется, так сказать ловушка, ты изучаешь человека и начинаешь его понимать, ты как бы его открываешь для себя и» пошло - поехало» и вполне возможно возникает и любовь, но вернусь к своим первым словам – все зависит от того, что являлось поводом для ненависти и возраст людей включенных в данный процесс.

  1. На основе анализа научной литературы составить описание причин семейных дисфункций, составить описание здоровой семьи, перечислить принципы взаимодействия в здоровой семье.

Причины дисфункции в семье.






Здоровая семья: Проблемы признаются и решаются Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества) Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности Родители делают то, что говорят Ролевые функции выбираются, а не навязываются В семье есть место развлечениям Ошибки прощаются, на них учатся Семейная система существует для индивида, а не наоборот Правила и законы в семье гибкие, их можно обсуждать.

Принципы взаимодействия:



  1. Американский психолог Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. В чем суть данной теории? Какие три составляющих компонента в любви он рассматривал?

Согласно данной теории, она включает три компонента - близость (интимность), страсть и обязательства (решения). Без интимности сложно ощутить единение в любовных отношениях. Она проявляется в общих интересах, взглядах, ощущению близости с партнером. Страсть проявляется в возбуждении, приводящему к физическому и сексуальному влечению. и сексуальному поведению в отношениях. Но страсть не ограничивается только стремлением к удовлетворению половых потребностей. Близость выражается также в стремлении получить поддержку в трудную минуту. могут также играть свою роль. Решение/обязательство могут быть кратковременным и долговременным. При кратковременном обязательстве человек влюбляется в другого. А вот при долговременном - дается обязательство сохранить любовь.

Об этом мечтают все - чтобы любили долго. Но так ли происходит всегда? Роберт Стернберг отмечает, что любовные отношения могут быть разные в зависимости от комбинации этих трех компонентов. И отношения, которые основываются только на одном, практически обречены на потерю отношений. Напротив, если присутствуют все три компонента, отношения могут быть прочными. 



 Форма треугольника отражает «стиль» любви, который может меняться с течением отношений:

Самая желаемая - совершенная любовь, при которой отношения в паре характеризуются полной гармонией во взглядах, интересах. И, как показатель,  отличный секс спустя более 15 лет отношений. Но и совершенная любовь не может быть непрерывной. При утрате страсти совершенная любовь может перейти в дружескую.


Дружеская любовь более спокойна, в ней минимальна или отсутствует страсть. Основа отношений - в долгосрочных обязательствах. Такой тип любви присутствует в длительных браках, в которых преобладают глубокая привязанность и взаимные обязательства. 

Близок, но не идентичен другой вид любви - симпатия/дружба. Несмотря на столь приятные слуху термины, данные отношения в меньшей степени относятся к любви, и в большей степени к дружбе. Да, людям нравятся общаться друг с другом, но в отношениях отсутствует страсти и долгосрочные обязательства.

Как часто люди путают любовь с влюблённостью/увлечённостьюОна характеризуется романтизацией партнера, вспыхивает внезапно. Но, как и любая вспышка, может погаснуть быстро, т.к. не имеет под своей основой долговременных обязательств. 

Близка с влюбленностью романтическая любовь, включающая близость и страсть. Но вновь в этом виде любви нет долговременных обязательств. 

В роковой любви очень много страсти. Но на одной страсти такие отношения, не базируясь на общих взглядах и долговременных обязательств, обречены на провал.

Пустая любовь основана на долговременных обязательствах без близости,  страсти. Такая любовь может быть в браках по расчету, фиктивных браках. 

Отсутствие любви - это большинство наших отношений в социуме, повседневное взаимодействие.

  1. Подготовьте письменный отчет по следующим вопросам:
    - Что происходит с семьей в современном мире?

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей.


- Почему около 80% браков заканчиваются разводом?

Считается, что 80% разводов приходится именно по первым двум причинам – поспешная свадьба и психологическая неподготовленность людей к семейной жизни.

Данные факторы проявляются в эгоистичности, отсутствии стремления обеспечивать семью, не желании выполнять домашние дела, не участии в воспитании детей, неумении уступать друг другу, решать внутренние конфликты и т.д.