Файл: Решение а Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов Наименование статей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания к теме 3.
Задание 1. На основании данных бухгалтерской отчетности необходимо:

  1. провести горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов;

  2. провести факторный анализ прибыли до налогообложения;

  3. рассчитать показатели рентабельности;

  4. провести факторный анализ рентабельности активов.

Для выполнения задания используйте бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» за 2011 год.
Решение:
а) Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов

Наименование статей

2010

Доля, %

2011

Доля, %

Изменения тыс. руб.

Изменения,

%

Изменения доля, %

Выручка

4961081

100

4640148

100

-320933

-6,47

0

Себестоимость продаж

2959024

59,64

2987242

64,38

+28218

+0,95

+4,73

Валовая прибыль

2002057

40,36

1652906

35,62

-349151

-17,44

-4,73

Коммерческие расходы

142921

2,88

133084

2,87

-9837

-6,88

-0,01

Управленческие расходы

1021217

20,58

1129113

24,33

+107896

+10,57

+3,75

Прибыль от продаж

837919

16,89

390709

8,42

-447210

-53,37

-8,47

Доходы от участия

-

0,00

12046

0,26

+12046

+100,00

+0,26

Проценты к получению

20741

0,42

12550

0,27

-8191

-39,49

-0,15

Проценты к уплате

195

0,00

287

0,01

+92

+47,18

+0,00

Прочие доходы

396481

7,99

153997

3,32

-242484

-61,16

-4,67

Прочие расходы

786800

15,86

471971

10,17

-314829

-40,01

-5,69

Прибыль до налогообложения

468146

9,44

97044

2,09

-371102

-79,27

-7,34

Текущий налог на прибыль

151861

3,06

37962

0,82

-113899

-75,00

-2,24

Чистая прибыль

298503

6,02

24112

0,52

-274391

-91,92

-5,50



б) Факторный анализ валовой прибыли. 

Исходной моделью является формула определения валовой прибыли

Пв = В – С, (1)

где В – выручка;

С – себестоимость продаж.

Пвпрош. = 2002057 тыс. руб.;

Пвотч. = 1652906 тыс. руб.

Аналитическая модель имеет вид:

ΔПв = ΔВрп + ΔСр,                                         (2)

где ΔВрп  – прирост валовой прибыли вследствие изменения выручки, т.р.,

ΔСр – прирост валовой прибыли вследствие изменения себестоимости продаж, т.р.

ΔПв = –320933 – 28218 = –349151 тыс. руб.

Изменение факторов определяется следующим образом:

ΔВрп= Врп1 – Врп0,                                        (3)

где Врп1, Врп0 – выручка отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔВрп = 4640148 – 4961081 = –320933 тыс. руб.

ΔСр= Ср0 – Ср1,                                         (4)

где Ср1, Ср0 – себестоимость продаж отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔСр= 2959024 – 2987242 = –28218 тыс. руб.

Факторный анализ прибыли от продаж. 

Исходной моделью является формула определения прибыли от продаж:

Прп = Пв – Кр – Ур, (5)

где Кр – коммерческие расходы;

Ур – управленческие расходы.

Прппрош.=837919 тыс. руб.;

Прпотч.=390709 тыс. руб.

Аналитическая модель имеет вид:

ΔПрп = ΔПв+ ΔСк + ΔСу,                          (6)

где ΔПв  – прирост валовой прибыли, т.р. Определяется по формуле (2);

ΔСк – прирост прибыли от продаж вследствие изменения коммерческих расходов, т.р.,

ΔСу – прирост прибыли от продаж вследствие изменения управленческих расходов, т.р.

ΔПрп = –349151 + 9837 – 107896 = –447210 тыс. руб.

Изменение факторов определяется следующим образом:

ΔСк= Ск0 – Ск1,                                                 (7)

где Ск1, Ск0 – коммерческие расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔСк= 142921 – 133084 = +9837тыс. руб.

ΔСу= Су0 – Су1,                                              (8)

где Су1, Су0 – управленческие расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔСу = 1021217 – 1129113 = –107896тыс. руб.



Факторный анализ сальдо внепроизводственных доходов и расходов. 

Исходной моделью является формула определения сальдо внепроизводственных доходов и расходов:

Sвнп = Sд – Sр, (9)

где Sд – сальдо прочих доходов;

Sр – сальдо прочих расходов.

Sвнппрош. = –369773 тыс. руб.;

Sвнпотч. = –293665 тыс. руб.

Аналитическая модель имеет вид:

ΔSвнп =  ΔДвнп + ΔРвнп,                                             (10)

где ΔДвнп – прирост сальдо вследствие изменения внепроизводственных доходов, т.р.,

ΔРвнп – прирост сальдо вследствие изменения внепроизводственных расходов, т.р.

ΔSвнп = –238629 + 314737= +76108 тыс. руб.
Изменение факторов определяется следующим образом:

ΔДвнп= Двнп1 – Двнп0,                                      (10)

где Двнп1,  Двнп0 – внепроизводственные доходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔДвнп = 178593 – 417222 = –238629тыс. руб.

ΔРвнп = Рвнп0 – Рвнп1,                                           (11)

где Рвнп1, Рвнп0 – внепроизводственные расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, т.р.

ΔРвнп = 786995 – 472258 = +314737 тыс. руб.

Факторный анализ прибыли до налогообложения. 

Исходной моделью является формула определения прибыли до налогообложения:

Пдно = Прп ± Sвнп, (12)

Пднопрош. = 468146 тыс. руб.;

Пдноотч. = 97044 тыс. руб.

Аналитическая модель имеет вид:

ΔПдно = ΔПрп + ΔSвнп,                                            (13)

где ΔПрп – прирост прибыли от продаж, т.р.

ΔSвнп – прирост сальдо внепроизводственных доходов и расходов, т.р.

ΔПдно = –447210 + 76108 = –371102 тыс. руб.
в) Анализ рентабельности капитала и деятельности представлены в таблицах.


Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2010 г.

2011 г.

(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: не менее 13%.

16,9

8,4

-8,5

-50,1

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

9,4

2,1

-7,3

-77,8

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

6

0,5

-5,5

-91,4

Cправочно:
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)

20,3

9,2

-11,1

-54,8

Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более.

2 401,7

339,1

-2 062,6

-85,9



Далее в таблице представлены три основные показателя, характеризующие рентабельность использования, вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.


Показатель рентабельности

Значение показателя, %

Расчет показателя

2011 г.

1

2

3

Рентабельность собственного капитала (ROE) (не норма)

24112/(13304721+13281673)*0,5=0,18

0,18

Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение: 16% и более.

Рентабельность активов (ROA) (не норма)

24112/(15251767+14954958)*0,5=0,16

0,16

Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: 8% и более.

Прибыль на задействованный капитал (ROCE)

97044/13304721+413563=5,65%


5,65

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Рентабельность производственных фондов

390709/9918019=3,94%

3,94

Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов.


г) факторный анализ рентабельности активов представлен следующими расчетами:

RA = (X-1)×Y×H×L,

где Х = S / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;

Y = Oa/ A – доля оборотных активов в формировании активов;

H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;

L = C / Z – оборачиваемость запасов.

ΔRX = (X1 – X0) × Y0 × H0 × L0 ;

ΔRY = (X1 – 1) × (Y1 - Y0) × H0 × L0 ;

ΔRH = (X1 – 1) × Y1 × (H1 - H0) × L0;

ΔRL = (X1 – 1) * Y1 × H1 × (L1 - L0 ).

где ΔRi – влияние i–го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.

ΔRX = (1,0919 – 1,2032) × 0,319 × 0,4325 × 1,998 = –0,0307;

ΔRY = (1,0919 – 1) × (0,3145 – 0,319) × 0,4325 × 1,998 = –0,00036;

ΔRH
 = (1,0919 – 1) × 0,3145 × (0,5476 – 0,4325) × 1,998 = 0,0665;

ΔRL = (1,0919 – 1) × 0,3145 × 0,5476 × (1,6178 – 1,998) = –0,006.


Анализ и оценка рентабельности активов организации

Показатель

Предыдущий период

Текущий период

Исходные данные

1. Прибыль от продаж, тыс. руб. (П), (стр. 2200 ф. 2)

837919

390709

2. Объем продаж, тыс. руб. (S), (стр. 2110 ф. 2)

4961081

4640148

3. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (С), (стр.2 – стр.1)

4123162

4249439

4. Средние остатки запасов, включая НДС, тыс. руб. (Z), (стр.1210 ф.1 + стр. 1220 ф.1)

2063717

2626754

5. Средние остатки оборотных активов, тыс. руб. (Оa), (стр.1200 ф.1)

4771866

4796675

6. Средние остатки активов, тыс. руб. (АC), (стр. 1600 ф.1)

14954958

15251767

Расчетные данные - факторы

7. Выручка на 1 руб. себестоимости, стр.2 / стр.3 (Х)

1,2032

1,0919

8. Доля оборотных активов в формировании активов, стр.5 / стр.6 (Y)

0,319

0,3145

9. Доля запасов в формировании оборотных активов, стр.4 / стр.5 (H)

0,4325

0,5476

10. Оборачиваемость запасов в оборотах, стр.3 / стр.4 (L)

1,998

1,6178

11. Рентабельность активов, (Ra)

0,056

0,026

12. Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему

х

-0,03

Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов

13. Выручка на 1 руб. себестоимости, Х

х

-0,0307

14. Доля оборотных активов в формировании активов, У

х

-0,00036

15. Доля запасов в формировании оборотных активов, H

х

0,0665

16. Оборачиваемость запасов в оборотах, L

х

-0,006

Совокупное влияние всех факторов

х

-0,03