Файл: Российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немцева Е.И.
2023

Российский психолог и
психотерапевт,
специалист в
области клинической психологии,
патологии речи и
нейрореабилитации.
Д-р психологических наук
(1976),
профессор (1984), чл.-кор. РАО (1995), д. чл.
РАО (2001).
Основным направлением научной деятельности разработка проблем клиники,
диагностики,
патогенеза и
терапии коммуникативных расстройств,
прежде всего патологии речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых.

Заикание – системный речедвигательный невроз.
1. Диагностический период.
2. Перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности.
3. Закрепление достигнутых результатов.
4. Диспансеризация и профилактика рецидивов.
Продолжительность комплексного лечения 2,5—3 месяца с обязательным профилактическим контролем.

10-15 дней
• Невропатолог, психиатр психотерапевт, логопед, нейропсихолог
(выявление микросимптомов органического поражения ЦНС,
обследование вегетативной нервной системы, особенностей общей моторики)
• Установление окончательного диагноза и составление плана лечения:
– Медикаментозное лечение
– Физиотерапия, гидро- и электропроцедуры
– Логопедические мероприятия

1-1,5 месяца
• Коррекционные логотерапевтические занятия по нормализации дыхательной и голосовой функции
• Выработка речевых «эталонов»
• Аутогенные тренировки
• Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Через 15-20 дней
• Сеанс внушения в бодроствующем состоянии
• Активные логопедические занятия

1 месяц
• Тренировка речи в обычном для больного жизненной обстановке
Основное содержание 3 и 4 этапов: воспитание речевой активности и укрепление в сознании больного веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых для него ситуациях.

• Конференции 1 раз в 1-2 месяца в течение полугода.
• Из наиболее активной группы организуется постоянно действующий коллектив прошедших лечение,
который осуществляет самостоятельную работу пациентов,
проводит диспуты и концерты.
• После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, при ухудшении речи направляются для повторного лечения или для поддерживающей терапии, что позволяет добиться снижения числа рецидивов заикания


1. Подготовительный этап
- Коррекция дыхания, регистра и тембра речи
- Выработка навыков плавной и слитной речи
- Овладение «эталонами», «формулами» речи
- Выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся
2. Этап активной тренировки плавной и слитной речи.

Грудобрюшное дыхание. Мягкая атака голоса. «Обычные лого терапевтические приемы».
- Больному предлагается произнести фрикативный звук, добиваясь при этом правильного выдоха, затем на выдохе произносятся гласные звуки, вначале один, затем ряд из двух, трех и четырех звуков.
- После того как вырабатывается спокойное ритмичное дыхание на гласных звуках, проводится тренировка дыхания с произнесения ряда цифр от 1 до 10 – в прямом, обратном порядке
Указанные упражнения дают возможность определить ритм будущей речи, регистра и тембр голоса.

NB! Необходимо произносить ряды гласных звуков и цифр без всякого
напряжения, в ритме естественной речи. Замедленное произнесение допускается лишь в исключительных случаях, по особым показаниям.
Исключается заучивание логопедических правил.
Вместо правил используются короткие речевые отрезки (ряды гласных и цифр)
которые произносятся четко, слитно, плавно и являются эталоном слитной и плавной, богато модулированной речи.

В подготовительном периоде лого терапевтической работы выявляются потенциальные речевые возможности заикающихся при пользовании различными видами речи и в различных ситуациях.
Это имеет прогностическое значение и облегчает работу во время занятий и специальных сеансов внушения при сильном эмоциональном напряжении больных.

• Логопедические занятия наряду с активной психотерапией.
• Занятия начинаются после сеанса внушения в бодрствующем состоянии или после какого другого суггестивного приема.
• Закрепление навыков слитной речи, доведение ее до автоматизма.
• Обучение заикающегося различным приемам, помогающим ему справиться в сложных ситуациях.
• Воспитание уверенности в своих силах.


• Говорить нужно легко и свободно, так, как произносится ряд гласных звуков и цифр – «эталонов».
• После достаточной автоматизации речевых «эталонов» следует переход к фразам, которые следует произносить так же, как и ряд гласных звуков и цифр.
1. Заниматься следует в течение каждого часа 10-15 минут на работе и в любых других условиях, используя речевой материал ситуации с учетом указаний логотерапевта и психотерапевта.
2. Заниматься в специально отведенное время дома.
В общей сложности на тренировке речи в течении дня отводится не
менее 3-4 часов.

• Оптимальное число участников — 10— 12 человек.
• Крайне желательно, чтобы среди участников были хотя бы 3—4 женщины (известно, что заикание значительно больше распространено среди мужского населения).
• Пациенты моложе 18 лет могут объединяться в отдельную группу, при этом необходимо учитывать особенности их психического и физического развития и соответственно приблизить задачи психокоррекционной работы к их проблемам и трудностям, изменить некоторые формулировки, обратить внимание на значимые сферы отношений.
• Длительность одного занятия 1,5—2 часа, причем лучше проводить его без перерыва. В рамках самого занятия возможны паузы, имеющие характер переключения и релаксации, иногда во избежание утомления пациентов достаточно предложить им в течение нескольких минут молча посидеть с закрытыми глазами. Важно, чтобы такие паузы устраивались своевременно,
соответствовали ощущениям участников, а не навязывались им произвольно.
• В эффективно работающей группе уже на втором этапе уровень самоорганизации оказывается достаточно высоким, и возникшая потребность в коротком отдыхе и переключении реализуется самостоятельно, не нарушая течения занятия.
• Оптимальная организация амбулаторного курса лечения предполагает проведение 3-х групповых занятий в неделю (весь курс включает 35—40 встреч)."

I упражнение подготовительное — общее расслабление. Больной сидит на стуле, голова опущена на грудь, глаза закрыты, предплечья рук на бедрах. Больной проговаривает про себя, вначале вслед за проводящим сеанс, а затем самостоятельно формулу «Я совершенно спокоен».
II упражнение — ощущение тяжести в одной руке. «Моя правая рука становится тяжелой, отяжелела» (у левши —«моя левая рука становится тяжелой, отяжелела»).
III упражнение — ощущение тяжести в обеих руках. «Обе руки отяжелели».
IV упражнение — переход к ощущению теплоты. «Правая рука теплая» (у левши «левая рука теплая»).
V упражнение — ощущение теплоты в обеих руках. «Обе руки теплые»
VI, VII, VIII, IX упражнения аналогичны предыдущим — ощущение тяжести и теплоты в ногах.
X упражнение — «сердце бьется спокойно, равномерно».
XI упражнение — «я дышу совершенно спокойно».
XII упражнение — «мышцы груди, живота, диафрагмы расслаблены».
XIII упражнение — «мышцы лица расслаблены».
XIV упражнение — «нижняя челюсть, свободно опускается вниз».
XV упражнение — «язык становится совершенно свободным, мягким».
XVI упражнение — «я говорю легко, свободно, без всякого напряжения». Можно еще более конкретизировать речевую ситуацию.


Сеансы проводятся 3 раза в день. Длительность сеанса в начале занятия аутогенной тренировкой — 10—12
минут. Сеанс оканчивается вскидыванием рук со сжатыми кулаками, глубоким вдохом и открыванием глаз.
Необходимо исключать во время сеанса возможный пере ход пациента в гипнотическое состояние. Третий;
последний, сеанс больной может проводить в постели вечером, без открывания глаз, что позволяет после сеанса аутогенной тренировки спокойно уснуть.
Сеанс рекомендуется проводить в такой последовательности: вначале больной должен принять удобное положение тела с закрытыми глазами, в течение определенного времени сосредоточиться, расслабиться,
произнося формулу: «Я совершенно спокоен». Затем произносится формулировка, вызывающая чувство тяжести в мышцах рук и ног и т. д. На освоение первого и второго упражнения затрачивается около 1—2
недель, после чего можно переходить к следующему упражнению. В этот период время тренировки доводится до 10—15 минут. Постепенно длительность сеанса увеличивается до 20—40 минут. Такова примерно схема проведения сеансов аутогенной тренировки.
После сеанса больные в устной или письменной форме отмечают в дневниках свое состояние во время занятия. Для достижения быстрой реализации внушения длительность первых сеансов может быть значительно увеличена. После проведения сеанса аутогенной тренировки можно рекомендовать
проведение сразу же сеанса гипноза, внушая больным усиление ощущений во время самостоятельных
занятий аутогенной тренировкой. Не следует смешивать аутогенную тренировку с самовнушением,
которое является самостоятельным методом, использующимся при лечении больных с заиканием, и тем
более нельзя превращать сеансы аутотренинга в сеансы гипноза, что можно наблюдать у неопытных
специалистов, не понимающих смысла аутотренинга.