Файл: Рассказ Уроки французского.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина

«Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского»

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Вопросы


От чьего лица ведется повествование? Почему?
О каком времени пишет автор?
Как жилось в деревне?
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
Какие испытания ожидали его?

Вопросы


Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
Почему Вадик и Птаха избили его?
Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Вопросы


Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
Как учительница выясняет, что случилось с героем?
Какие чувства испытывает герой?
Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Вопросы


Какой приём применяет автор в описании портретов мальчика и учительницы?
Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
Какие черты характера проявляет герой?
Какими чертами обладала Лидия Михайловна?

Вопросы


Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Характеристика главных героев


нравственная стойкость;
жажда знаний;
чувство собственного достоинства.


чувство собственного достоинства;
доброта;
смелость;
милосердие;
чуткость;
щедрость;
отзывчивость.

Мальчик

Лидия Михайловна

Понятие «УРОК»


Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.
Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы.
То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок.
Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела
, и так смиренно Урок ваш выслушала я.

Смысл названия


Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.

Тема и идея рассказа


Тема: жизнь мальчика в послевоенные годы.
Идея: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
В чем смысл послесловия?
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает.

Итоги

В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.