Файл: Петербургский государственный университет путей сообщения императора александра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»
Сазонова А.М., Харитоненко А.Л.
Методические указания к выполнению
лабораторных работ в интерактивной форме
для студентов всех специальностей
факультета безотрывных форм обучения
Санкт-Петербург
2022
Введение
Актуальность получения широкого и всестороннего образования в сфере безопасности жизнедеятельности в высшей технической школе продиктована современными темпами развития науки и техники, растущей техногенной опасности, связанной с развитием современных технологий. Молодой специалист должен иметь представление о способах и средствах снижения негативного влияния технического прогресса, о возможности максимальной безопасности своей профессиональной деятельности. Этому должна способствовать не только теоретическая подготовка, но и умение применять полученные знания в практической сфере.
Основные навыки в этом направлении студент получает при выполнении практических заданий. У учащегося должен сформироваться опыт работы с соответствующими источниками информации – нормативными документами, научной литературой, интернет-ресурсами. Он должен уметь применять полученные знания, заниматься активным поиском и анализом новых данных.
В своей деятельности современный инженер не может не учитывать аспекты безопасности предлагаемых им технических решений для окружающего пространства, здоровья населения и собственной профессиональной деятельности.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те образовательные технологии, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано активно использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся по программе дистанционных и заочных форм обучения.
Особенностью практических заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для дистанционных и заочных форм обучения, предлагаемых данным методическим пособием, является использование интерактивных технологий, которые подразумевают максимальную индивидуализацию поставленных перед учащимся задач, формирование заданий с учетом имеющихся знаний и навыков настоящей профессиональной деятельности и выбранной специализацией. Учащийся также имеет возможность контактировать с преподавателем, получать консультации и осуществлять промежуточный и итоговый контроль выполнения задания посредством интернет-общения.
Требования к оформлению отчета по лабораторным работам
1. Работа оформляется Word-файлом. Имя файла: «ЛР.ФИО студента».
2. Работа должна иметь титульный лист (пример см. ниже).
3. Текст работы оформляется следующим образом: шрифт Times New Roman 14; интервал междустрочный 1,5; выравнивание текста – по ширине; таблицы и рисунки пронумеровать.
Пример оформления титульного листа:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»
Отчет
Лабораторные работы
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Выполнил
студент ФИО
группа ХХХ-000
Проверил
доц. Сазонова А.М.
доц. Харитоненко А.Л.
Санкт-Петербург
2022
Алгоритм выполнения лабораторных работ
Данные, необходимые для выполнения работ, берутся на основе реального рабочего места студента (часть1, часть 2).
Часть 1
Естественное освещение рабочего места
Цель: определение и оценка коэффициента естественной освещенности (КЕО) рабочего места.
1). Определение КЕО рабочего места
Для расчета необходимо знать:
1. площадь светового проема, So (м2);
2. площадь освещаемой части пола помещения, Sп (м2);
3. высоту верхней грани светового проема (окна) над уровнем рабочей поверхности, ho (м);
4. глубину помещения от окна до расчетной точки, hп (м).
КЕО (в %) определяется по следующей формуле:
e = a × kп × (So/ Sп),
где а – коэффициент, зависящий от отношения hп/ho (Таблица 1);
kп – поправочный коэффициент, зависящий от типа заполнителя светового проема (Таблица 2).
Таблица 1. Коэффициент а, зависящий от отношения hп/ho
hп/ho | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 |
а | 5,0 | 3,6 | 2,8 | 2,2 | 1,9 | 1,4 |
Таблица 2. Поправочный коэффициент kп, зависящий от типа заполнителя светового проема
Тип остекления | kп |
Однослойное остекление в стальных одинарных глухих переплетах | 1,26 |
Однослойное остекление в стальных открывающихся переплетах | 1,05 |
Один слой оконного стекла в деревянных открывающихся переплетах | 1,05 |
Два слоя оконного стекла в стальных открывающихся переплетах | 0,75 |
Пустотелые стеклянные блоки | 0,70 |
2). Определение допустимого КЕО рабочего места
Минимально допустимое значение КЕО определяется с учетом системы расположения световых проемов и района нормирования значения КЕО для конкретного помещения по формуле:
eN = (ен · m),
где ен - значение КЕО (Таблица 3);
m – коэффициент светового климата (Таблица 4).
Таблица 3. Значение КЕО в зависимости от разрядов зрительной работы
Характеристика зрительной работы | Наименьший или эквивалентный размер объекта различения, мм | Разряд зрительной работы | Подразряд зрительной работы | Контраст объекта с фоном | Характеристика фона | Естественное освещение | Совмещенное освещение | ||
КЕО ен, % | |||||||||
при верхнем или комбинированном освещении | при боковом освещении | при верхнем или комбинированном освещении | при боковом освещении | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Наивысшей точности | Менее 0,15 | | а | Малый | Темный | | | | |
| | | | | | | | ||
б | » | Средний | |||||||
I | | Средний | Темный | | | | | ||
| Малый | Светлый | |||||||
| в | Средний | Средний | - | - | 6,0 | 2,0 | ||
| | Большой | Темный | | | | | ||
| Средний | Светлый | |||||||
| г | Большой | » | | | | | ||
| | » | Средний | | | | | ||
Очень высокой точности | От 0,15 до 0,30 | | а | Малый | Темный | | | | |
| | | | | | | | ||
б | » | Средний | |||||||
II | | Средний | Темный | | | | | ||
в | Малый | Светлый | |||||||
| | Средний | Средний | - | - | 4,2 | 1,5 | ||
| | Большой | Темный | | | | | ||
г | Средний | Светлый | |||||||
| | Большой | » | | | | | ||
| | » | Средний | | | | | ||
Высокой точности | От 0,30 до 0,50 | | а | Малый | Темный | | | | |
| | | | | | | | ||
б | » | Средний | |||||||
III | | Средний | Темный | | | | | ||
в | Малый | Светлый | |||||||
| | Средний | Средний | - | - | 3,0 | 1,2 | ||
| | Большой | Темный | | | | | ||
г | Средний | Светлый | |||||||
| | Большой | » | | | | | ||
| | » | Средний | | | | | ||
Средней точности | Св. 0,5 до 1,0 | | а | Малый | Темный | | | | |
б | » | Средний | |||||||
| | | | Средний | Темный | | | | |
в | Малый | Светлый | |||||||
| | IV | | Средний | Средний | 4,0 | 1,5 | 2,4 | 0,9 |
| | | | Большой | Темный | | | | |
г | Средний | Светлый | |||||||
| | | | Большой | » | | | | |
| | | | » | Средний | | | | |
Малой точности | Св. 1 до 5 | | а | Малый | Темный | | | | |
| » | Средний | |||||||
| | | б | Средний | Темный | | | | |
| Малый | Светлый | |||||||
| | V | в | Средний | Средний | 3,0 | 1,0 | 1,8 | 0,6 |
| | | | Большой | Темный | | | | |
г | Средний | Светлый | |||||||
| | | | Большой | » | | | | |
| | | | » | Средний | | | | |
Грубая (очень малой точности) | Более 5 | VI | | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | 3,0 | 1.0 | 1,8 | 0,6 | |
Работа со светящимися материалами и изделиями в горячих цехах | Более 0,5 | VII | | Тоже | 3,0 | 1,0 | 1,8 | 0,6 | |
Общее наблюдение за ходом производственного процесса: постоянное периодическое при постоянном пребывании людей в помещении, при периодическом, общее наблюдение за инженерными коммуникациями | | VIII | а | » | 3,0 | 1,0 | 1,8 | 0,6 | |
б | » | 1,0 | 0,3 | 0,7 | 0,2 | ||||
в | » | 0,7 | 0,2 | 0,5 | 0,2 | ||||
г | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
Таблица 4. Коэффициенты светового климата в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта
Световые проемы | Ориентация световых проемов по сторонам горизонта | Коэффициент светового климата т | ||||
Номер группы административных районов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
В наружных стенах зданий | С | 1 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,8 |
СВ, СЗ | 1 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,8 | |
З, В | 1 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | 0,8 | |
ЮВ, ЮЗ | 1 | 0,85 | 1 | 1,1 | 0,8 | |
Ю | 1 | 0,85 | 1 | 1,1 | 0,75 | |
В прямоугольных и трапециевидных фонарях | С - Ю | 1 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,75 |
св - юз | 1 | 0,9 | 1,2 | 1,2 | 0,7 | |
юв - сз | | | | | | |
В - З | 1 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,7 | |
В фонарях типа «шед» | с | 1 | 0,9 | 1,2 | 1,2 | 0,7 |
В зенитных фонарях | - | 1 | 0,9 | 1,2 | 1,2 | 0,75 |