Файл: Занятие 1 Вступление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие 1

  1. Вступление. Ведущие представляются, говорят о том, что они рады каждому участнику, особо отмечая благородную спасительную миссию замещающей семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей. Дать краткую информацию о целях, задачах тренинга и особенностях его проведения. Обсуждают условия и режим работы.

Примерный текст

Как известно, каждый ребёнок нуждается в заботе, ласке, взаимопонимании, позитивном общении. Всё это ребёнок получает в семье. Ребёнок, который растёт и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное явление. Как бы комфортно и уютно не было ребёнку в детском доме, какие бы не были созданы для него условия, ничто не сможет заменить ребёнку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что вы не остались равнодушными к искалеченным судьбам наших воспитанников и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.

Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение и понимание, ведь и самому ребёнку, и, вам, “новоиспечённым родителям”, будет очень трудно приспособиться друг к другу, к новым условиям. Поэтому необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи помог ребёнку почувствовать себя своим в семье.

Цели программы «Школы принимающих родителей»

– Подвести граждан, имеющих намерение принять ребенка в свою семью, к осознанному выбору – стать ему родителями.

– Сформировать установку – быть успешными родителями и организовать психологическую поддержку семьи.

– Дать комплексные знания, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.

Условия и режим работы

  1. Знакомство участников. Ожидания и опасения. Заполнение бейджиков. Каждый участник по кругу представляется (ФИО, откуда, состав семьи, выбранная форма СУ) и рассказывает о своих ожиданиях и опасениях от тренинга, о своем эмоциональном состоянии).

  2. Дерево ожиданий, стикеры. Вы пришли из органов опеки. Знаете только, что школа называется «Школа принимающего родителя». Напишите на стикерах, чего Вы ожидаете от ШПР?

  3. Заполнение анкет, заявления, подписание правил прохождения ШПР.

  4. Упражнение «Веселая Вера». В кругу участники перебрасывают мяч, называя свое имя и прилагательное на первую букву имени (например Вера-Веселая, Ольга – Остроумная). Мяч должен побывать у каждого.

  5. Принятие правил. Ведущий предлагает правила, которые будут действовать в группе во время тренинга. Обсуждает их с участниками, при необходимости корректирует.


- Присутсвие на каждом занятии.

- Правило «Я-высказывание» (говорить только от своего имени).

- Искренность высказывания (Говорить только то, что думаешь)

- Уважение к говорящему (один говорит – другие слушают)

- Правило конфиденциальности

- Правило «Стоп» (любой может отказаться отвечать на какой-то вопрос)

- Недопустимость оценок

- Не опаздывать, не уходить раньше, выключать телефон вовремя занятий.

- Обращаться по имени.

  1. Упражнение «Будем хвастаться».

Каждый участник пишет несколько достижений своей семьи, которыми можно гордиться (не менее 5). Представляют их по очереди в общем кругу.

  1. Мини-лекция. Виды замещающих семей. Усыновление. Опека. Приемная семья. Особенности каждого вида. Преимущества семейных форм жизнеустройства.

Усыновление это приоритетная форма устройства ребенка, которая устанавливается решением суда. По решению суда все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.

Опека в настоящее время представляет собой устройство ребенка в семью родственников (престарелых бабушек, реже дедушек), которые являются законными представителями взятых под опеку детей. Опекуны выполняют свои обязанности безвозмездно. Пособие на ребенка выплачивается при условии доказанной невозможности со стороны родителей содержать своих детей.

Приёмная семья- семья граждан (муж и жена), которые воспитывают не более 8 детей вместе с кровными. Они выполняют функции опекунов, получают за свой труд заработную плату и пособия на всех приемных детей. Приёмные родители действуют на основании трудового соглашения между ними и органами местного самоуправления.

Специальные исследования доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребенка- сироты. У детей происходит скачок в интеллектуальном развитии, они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, говорить, становятся более успешными. Действительно, воспитание в семье содержит больше возможностей для развития ребенка, чем воспитание в детском доме. Но воспитывать сироту, конечно, нелегкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утенок, попав наконец в семью, к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома.



  1. Обсуждение мотивов и опасений принятия ребенка.

Каждый участник получает 2 листочка разного цвета и пишет на листке ответ на один вопрос, не подписывая:

1-й листок: Почему Вы хотите воспитывать приемного ребенка?

2-й листок: Чего Вы опасаетесь в своих будущих отношениях с ребенком?

Ведущий собирает листки, перемешивает и предлагает каждому взять по два листка разного цвета. Ответы читают по очереди. Ведущим составляется общий список мотивов и опасений. Полученные результаты обсуждаются в общем кругу.

  1. Упражнение «Ромб» (Каким должен быть приемный родитель)

Участникам в мини-группах предлагается по 9 листочков с качествами замещающего родителя: строгость, доброта, последовательность в воспитании, чувство юмора, знание детской психологии, умение наладить отношения в семье, образованность (эрудиция), умение обращаться за помощью, способность к изменению.

Задание мини-группам: разложить листочки с качествами замещающего родителя в виде ромба, ранжируя по степени значимости каждого качества для выполнения роли принимающего родителя от самого важного к наименее важному (сверху – самое важное качество для приемного родителя, затем два меньших по значимости, в середине – три качества, потом в обратном порядке – два и одно).

  1. Групповая работа «Зачем люди хотят стать замещающими родителями».

Участникам в мини-группах предлагаются несколько ситуаций с историями из жизни потенциальных принимающих родителей.

Задание: прочитать ситуацию и ответить на вопрос, правильно ли поступают люди в приведенных ситуациях, принимая решение взять ребенка. Все желающие участвуют в обсуждении.

  1. Упражнение «Ответь себе и другим».

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы, которые они уже слышали от близких людей, а возможно сами не раз задавали себе, принимая непростое решение взять ребенка в семью. По очереди каждый участник вытаскивает карточку и отвечает на вопрос. Затем указывает на участника, чье мнение по этому поводу ему хотелось бы услышать. Желающие могут участвовать в обсуждении.

Вопросы на карточках:


- Зачем создавать новые сложности, если их и так в жизни хватает?

- Зачем брать чужого ребенка, если есть свои дети, и еще можно родить?

- Зачем брать такую ответственность, если ситуация в стране очень нестабильная и нет уверенности в завтрашнем дне?

- Кто вырастет из ребенка, если у него «дурные» гены?

13. завершение занятия. Участники делятся своими впечатлениями о первой групповой встрече. Что было наиболее важным, что можно было бы изменить в процессе тренинга? Изменились ли ваши представления о принимающей семье?