Файл: Мастерство детали в рассказе А. П. Чехова Толстый и тонкий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по литературе
в 6 классе
А.П.Чехов - Мастер детали.
Художественные детали в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Тема: Мастерство детали в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:
-
Формирование читательской компетентности через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста.
Познавательные УУД:
-
Анализировать эпическое произведение (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения), -
Смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации),
Коммуникативные УУД:
-
излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами -
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД:
-
оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности -
осуществлять выбор жизненных позиций, соотнося свои поступки с поступками литературных героев.
Технология продуктивного чтения
Задачи:
-
выяснить особенности стиля Чехова, раскрыть мастерство стиля, детали; -
уметь определять авторскую позицию в тексте; -
на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя, постановка цели урока
- Мы продолжаем разговор о творчестве Антона Павловича Чехова. Это великий мастер художественного слова. Одним словом, деталью может многое сказать. Он замечает едва уловимые мелочи в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. Чехов заставляет нас смеяться и грустить одновременно.
Сегодня мы поразмышляем над рассказом «Толстый и тонкий», постараемся дать оценку героям и понять выразительность чеховской детали.
2. Организационный момент. Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.
3. Актуализация знаний.
- О рассказах Чехова говорят, что в них звучит смех сквозь не видимые миру слезы. Как вы понимаете это высказывание?
- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном рассказе. Что вы ожидали узнать по названию рассказа и о чем узнали, прочитав рассказ?
- Какой это рассказ: смешной или грустный?
Конкурс «Внимательный читатель». Вспомните, о чем вы читали и проверьте, насколько вы внимательный читатель. Заполните кроссворд, работая в паре:
Нам нужно ответить на вопрос: «Как чинопочитание лишает человека чувства собственного достоинства?»
4.Осмысление
Обратимся к тексту, выявим художественные особенности рассказа:
-
Что вы можете сказать о заглавии? (Краткое, конкретное, построено на противопоставлении – антитезе). -
Обратимся к завязке рассказа. Что мы узнаем? -
Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого и тонкого.
На какие детали обращает наше внимание автор?
Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.
Толстый | Тонкий |
1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». Вывод: самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек | 1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…» Вывод: бедный, нет денег на носильщика. |
4.Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза, противопоставление).
5.А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
Вывод: «говорящая» деталь заменяет подробное описание.
6. Комментированное чтение фрагментов. Итак, встретились два школьных товарища.
-
Какие чувства испытывают герои при встрече? -
Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных). -
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга). -
Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом? (Со слов «Ну, как живёшь, друг?...»
-
Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары). -
С каким чувством говорит об этом тонкий? (С чувством гордости). -
Какую роль играют жена и сын Нафанаил? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого). -
А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником). -
Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе? -
Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).
- Как меняется поведение тонкого и толстого?
Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.
Работа с таблицей.
-
Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость? -
Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно). -
Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»). -
Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова? (Лицемерное отношение к старшим по должности).
7.Вывод по уроку.
-
Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство). -
Рассказ Чехова юмористический или сатирический?
(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).
8. Рефлексия.
- Скажите, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы?
9. Вывод
- Школьная дружба – это искреннее общение равных по возрасту и интересам людей, она крепко соединяет людей на долгие. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. В завершение урока хочется вспомнить слова А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».
10. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.
Составьте рассказ об одном из героев рассказа: толстом или тонком.