Файл: Мастерство детали в рассказе А. П. Чехова Толстый и тонкий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект урока по литературе

в 6 классе

А.П.Чехов - Мастер детали.
Художественные детали в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»


Тема: Мастерство детали в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока:

  • Формирование читательской компетентности через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста.

Познавательные УУД:

  • Анализировать эпическое произведение (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

  • Смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации),

Коммуникативные УУД:

  • излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД:

  • оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

  • осуществлять выбор жизненных позиций, соотнося свои поступки с поступками литературных героев.


Технология продуктивного чтения
Задачи:

  • выяснить особенности стиля Чехова, раскрыть мастерство стиля, детали;

  • уметь определять авторскую позицию в тексте;

  • на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя, постановка цели урока

- Мы продолжаем разговор о творчестве Антона Павловича Чехова. Это великий мастер художественного слова. Одним словом, деталью может многое сказать. Он замечает едва уловимые мелочи в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. Чехов заставляет нас смеяться и грустить одновременно.


Сегодня мы поразмышляем над рассказом «Толстый и тонкий», постараемся дать оценку героям и понять выразительность чеховской детали.

2. Организационный момент. Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

3. Актуализация знаний.

- О рассказах Чехова говорят, что в них звучит смех сквозь не видимые миру слезы. Как вы понимаете это высказывание?

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном рассказе. Что вы ожидали узнать по названию рассказа и о чем узнали, прочитав рассказ?

- Какой это рассказ: смешной или грустный?
Конкурс «Внимательный читатель». Вспомните, о чем вы читали и проверьте, насколько вы внимательный читатель. Заполните кроссворд, работая в паре:


Нам нужно ответить на вопрос: «Как чинопочитание лишает человека чувства собственного достоинства?»
4.Осмысление

Обратимся к тексту, выявим художественные особенности рассказа:

  1. Что вы можете сказать о заглавии? (Краткое, конкретное, построено на противопоставлении – антитезе).

  2. Обратимся к завязке рассказа. Что мы узнаем?

  3. Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого и тонкого.

На какие детали обращает наше внимание автор?
Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.


Толстый



Тонкий


1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

Вывод: самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

Вывод: бедный, нет денег на носильщика.


4.Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза, противопоставление).

5.А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

Вывод: «говорящая» деталь заменяет подробное описание.

6. Комментированное чтение фрагментов. Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?

  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

  • О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

  • Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом? (Со слов «Ну, как живёшь, друг?...»

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

  • С каким чувством говорит об этом тонкий? (С чувством гордости).

  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

  • А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником).

  • Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?

  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).


- Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.

Работа с таблицей.

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

  • Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

  • Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

  • Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова? (Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

  • Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

  • Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).
8. Рефлексия.


- Скажите, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы?
9. Вывод

- Школьная дружба – это искреннее общение равных по возрасту и интересам людей, она крепко соединяет людей на долгие. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. В завершение урока хочется вспомнить слова А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».

10. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.

Составьте рассказ об одном из героев рассказа: толстом или тонком.