Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2021 Директор мбу Школа 11 В. Н. Апресова Приказ от 03. 09. 21 162од.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИНЯТО
педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № 1 от 30.08.2021
Директор МБУ «Школа №11»
_______________В.Н.Апресова
Приказ от 03.09.21 №162-од
Положение
о наставничестве в МБУ «Школа №11
имени Героя Социалистического Труда Н.В. Разина»
-
Общие положения
-
Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №> 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 24.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». -
Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка». -
Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
-
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформально взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. -
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. -
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. -
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его' помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. -
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. -
Куратор - сотрудник Школы, осуществляющий деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. -
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в Школе. -
Благодарный выпускник - выпускник Школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
-
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования. -
Основными задачами наставничества являются:
-
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; -
разработка и реализация программ наставничества; -
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; -
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; -
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; -
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества; -
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; -
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
-
Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. -
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора. Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. -
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором Школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами Школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников направления наставничества. -
Наставляемыми могут быть обучающиеся:
-
проявившие выдающиеся способности; -
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; -
с ограниченными возможностями здоровья; -
попавшие в трудную жизненную ситуацию; -
имеющие проблемы с поведением; -
не принимающие участие в жизни Школы, отстраненные от коллектива.
-
Наставляемыми могут быть педагоги:
-
молодые специалисты, не имеющие педагогического стажа или менее 3 лет; -
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; -
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; -
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
-
Наставниками могут быть:
-
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; -
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; -
родители обучающихся - активные участники родительских советов; -
выпускники, заинтересованные в поддержке своей Школы; -
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; -
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; -
ветераны педагогического труда.
-
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). -
Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается на добровольном согласии. -
Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.10.Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства с планами работы по наставничеству.
4.11.Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора.
4.12.С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
-
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей Школы в целевой модели наставничества рассматриваются следующие формы наставничества: «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель -учитель», «Работодатель - ученик», «Студент - ученик». Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Работодатель - ученик», «Студент - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. -
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник- наставляемый.
-проведение первой (организационной) встречи наставника и наставляемого;
-проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого;
-проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым;
-регулярные встречи наставника и наставляемого;
-проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.3. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
-
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. -
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
-оценка качества процесса реализации программы наставничества;
-оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
-
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
7. Обязанности наставника
-
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. -
Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. -
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. -
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. -
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. -
Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника
-
Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. -
Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. -
Проходить обучение с использованием федеральных программ.
Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого
9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава Школы, определяющих права и обязанности.
9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации плана наставничества.
10. Права наставляемого
-
Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. -
Участвовать в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. -
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников
-
Мероприятия по популяризации роли наставника:
организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном, городском уровне.
-
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. -
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+». -
Создание на школьном сайте специальной рубрики "Наши наставники"; методической копилки с программами наставничества; доска почета «Лучшие наставники». -
Награждение школьными и районными грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные письма на предприятия и организации наставников. -
Предусмотреть в Положении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работникам школы оплату педагогам за выполнение функций наставника. -
Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании предложений, касающихся развития Школы.