Файл: 9 Психическое развитие младенцев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1872

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (ЧАСТЬ 2/2)


Группа Ал20П111
Студент
Екешев Максим Александрович


МОСКВА 2023

Практическое занятие 3.

По теме 9: Психическое развитие младенцев.
Задание 1
Пятимесячному малышу дали в ручки новые яркие игрушки из мягкого

материала. Он стал их трогать, рассматривать, брать в рот, проявляя интерес к

игрушкам. Когда же старший брат близко к ребенку поднес свою игрушку – новое

большое черного цвета ружье – младенец стал громко плакать…

Вопросы:

1. Почему младенец берет игрушки в рот?

2. Почему младенец плачем отреагировал на новую большую и темную

игрушку – ружье?

3. Какие советы по выбору игрушек можно дать родителям?

1. Младенцы используют все свои чувства, чтобы изучать мир вокруг них, и один из самых развитых на этом этапе жизни - это чувство осязания. Они часто берут предметы в рот, чтобы исследовать их. Через рот у ребенка проходит большое количество нервных окончаний, поэтому такой способ познания предметов для малыша является самым эффективным. Кроме того, в возрасте до одного года у детей начинается процесс резки зубов, и жевание или грызение предметов может помочь снимать некоторые из связанных с этим дискомфорта.
2. Это может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, большая черная игрушка - ружье - может показаться малышу угрожающей, особенно в сравнении с яркими, мягкими игрушками, с которыми он был знаком ранее. Во-вторых, быстрое приближение большого предмета могло вызвать страх или испуг у малыша. В-третьих, реакция младенца может быть вызвана изменением ситуации и неожиданностью: раньше в его поле зрения были маленькие и яркие игрушки, а тут внезапно появляется большая и темная.
3. Советы по выбору игрушек для младенца:
- Выбирайте игрушки, подходящие для возраста ребенка. На упаковках многих игрушек указан рекомендуемый возраст. Это поможет обеспечить безопасность ребенка и убедиться, что игрушка будет соответствовать его стадии развития.

- Предпочитайте яркие и контрастные игрушки. Младенцы лучше видят контрастные и яркие цвета, поэтому такие игрушки будут привлекать их внимание и стимулировать зрение.
- Обращайте внимание на материалы. Игрушки должны быть изготовлены из негорючих, нетоксичных и долговечных материалов. Они должны быть достаточно крепкими, чтобы выдержать жевание и грызение.
- Избегайте маленьких детал
ей. Убедитесь, что игрушка не имеет маленьких деталей, которые ребенок может откусить и заглотить.
- Выбирайте игрушки, которые стимулируют различные чувства. Игрушки, которые можно трогать, видеть, слышать и даже попробовать на вкус, помогут младенцу развивать свои чувственные навыки.
- Игрушки должны быть достаточно большими, чтобы ребенок не мог их заглотить, но достаточно маленькими, чтобы он мог легко их держать.

По теме 10: Психическое развитие в раннем возрасте.

Задание 1
Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил свое отношение к

приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребенок стал

капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к

ним и толкал, показывая свое недовольство, хотя до этого он положительно и

спокойно реагировал на взрослых. Он также не мог спокойно воспринимать то,

что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял

их. На тот момент мальчик был единственным ребенком в семье и требовал

внимания и исполнения всех своих капризов.

Вопросы:

1. Чем обосновано такое поведение мальчика?

2. Какова причина возникновения подобного явления?

3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?

1. Такое поведение мальчика может быть обосновано несколькими факторами. Он может испытывать чувство ревности или тревоги, когда внимание родителей переключается на других людей. Это нормальная стадия развития, когда ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и старается контролировать свое окружение. Кроме того, ребенок может просто быть уставшим или перегруженным из-за внешнего стимула, особенно во время праздников или больших сборищ.

2. Причины такого явления могут быть разными. Это может быть связано с изменениями в домашней обстановке, с новым этапом развития ребенка или с увеличением его социального осознания. В этом возрасте дети начинают понимать свою уникальность как индивидуумов и могут становиться более требовательными к вниманию и участию взрослых в их жизни.


3. Рекомендации для мамы в этой ситуации:
- Предупреждайте ребенка о предстоящих изменениях. Если вы знаете, что гости придут, поговорите с ребенком об этом заранее. Объясните ему, что внимание мамы может быть временно разделено между ним и гостями.
- Учите ребенка социальным навыкам. Объясните ему, как вежливо вести себя с гостями и как общаться с другими людьми. Моделируйте эти навыки сами.
- Уделите ребенку индивидуальное внимание. Убедитесь, что у вас есть время только для него каждый день, чтобы он знал, что он для вас важен, даже когда в доме есть другие люди.
- Помогите ребенку справиться с эмоциями. Если он чувствует себя ревнивым или тревожным, помогите ему выразить эти чувства и найти способы справиться с ними.
- Вместе с ребенком разработайте план действий на случай прихода гостей. Это может включать определенные игры или активности, которые он может делать, пока взрослые заняты.
- Поддерживайте стабильный режим и п
лан дня. Дети часто чувствуют себя более спокойно и уверено, когда их окружение и распорядок дня предсказуемы.


По теме 11: Развитие психики дошкольников
Задание 2

Наташе пять лет и десять месяцев. Тетя предложила ей такую задачу:

«Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, по две –

дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила

задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и

четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.

Вопросы:

1. Почему для решения задачи Наташе потребовались вырезанные из

бумаги деревья и птички?

2. Какие особенности восприятия и мышления дошкольника проявились?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

1. В возрасте пяти лет дети обычно еще находятся на этапе конкретного мышления, когда они лучше понимают и обрабатывают информацию, используя физические предметы или визуальные подсказки. Вырезанные из бумаги деревья и птички позволили Наташе визуализировать проблему и воспользоваться конкретными предметами для ее решения. Это делает процесс понимания и решения задачи более наглядным и понятным для детей этого возраста.
2. В этой ситуации проявились особенности восприятия и мышления дошкольника, а именно преимущественное использование наглядно-действенного мышления. Дети в дошкольном возрасте еще активно используют свои чувственные органы для понимания мира вокруг них и нуждаются в визуальных или тактильных образах для понимания абстрактных идей. Также в этом возрасте дети только начинают формировать навыки логического мышления и могут испытывать трудности с решением проблем, которые требуют абстрактного или теоретического рассуждения.

3. Эти особенности следует учитывать в процессе обучения дошкольников. Здесь несколько способов, как это можно сделать:
- Использовать манипулятивные материалы: Предметы, которые дети могут физически манипулировать, могут помочь им лучше понять абстрактные понятия и решать проблемы.
- Обеспечивать визуальные подсказки: Картинки, графики и другие визуальные материалы могут помочь детям визуализировать идеи и концепции.
- Делать обучение интерактивным: Игры, деятельности и другие интерактивные методы обучения могут быть очень эффективными для детей этого возраста, поскольку они поддерживают активное участие и обучение на практике.
- Объяснять и демонстрировать: Дошкольники часто нуждаются в конкретных инструкциях и демонстрации, как что-то делать. Так что постоянно объ

сняйте и показывайте, что от них требуется.

По теме 12: Психологические особенности младших школьников.

Задание 1

Девочка семи лет, придя в первый учебный день из школы, сказала гордо:

«Наконец-то я стала человеком!» На вопрос матери: «А раньше что же –

человеком не была?» – ответила мимикой, выражающей величайшее презрение к

прежней жизни.

Вопросы:

1. Какую особенность младшего школьника характеризует данная

ситуация?

2. Как данную особенность необходимо учитывать в обучении младшего

школьника?

1. Данная ситуация характеризует особенность младшего школьника, связанную с формированием нового социального и личностного статуса. Вступление в школу является важным моментом в жизни ребенка. Это период, когда они начинают относить себя к более "взрослой" группе, видят себя более самостоятельными и ответственными. В данном случае, девочка ассоциирует статус "школьника" с понятием "человека", что подчеркивает ее восприятие значимости этого нового этапа в ее жизни.
2. Учитывая эту особенность в обучении младшего школьника, важно поддерживать их стремление к самостоятельности и ответственности. Например:
- Подчеркивайте значение обучения: помогайте ребенку понять, что обучение – это важная часть становления "взрослым". Это может помочь мотивировать их к учебе.
- Давайте возможность принимать решения: включите ребенка в принятие решений о своем обучении. Это может быть выбор темы проекта или выбор книги для чтения. Это укрепляет их чувство самостоятельности.

- Вовлекайте в ответственные задания: дайте ребенку возможность взять на себя некоторые ответственности, связанные с учебой, например, быть старостой класса или управлять классными проектами.
- Поддерживайте их усилия: покажите ребенку, что вы цените их старания и успехи в учебе. Это поможет укрепить их уверенность и чувство значимости.
Учитывая это, учитель может помочь укрепить самооценку ребенка и укрепить его учебную мотивацию.


Практическое занятие 4.

По теме 13: Психологические проблемы подросткового возраста.
Задание 2

В трамвае подросток на резкое и грубое требование в раздраженном тоне

пожилой женщины уступить ей место ответил отказом, сославшись на то, что в

вагоне есть свободные места, которые расположены дальше от двери.

Вопросы:

1. Какие особенности подросткового возраста проявились в данной

ситуации?

2. Предложите взрослым (учителям и родителям) несколько тактичных

способов поведения в данной ситуации.

1. В данной ситуации проявились следующие особенности подросткового возраста:
- Стремление к автономии: Подростки стремятся к независимости и автономии, и могут отвергать или сопротивляться тому, что они воспринимают как авторитарное или несправедливое поведение.
- Критическое мышление: Подростки начинают демонстрировать способность к более сложному, аналитическому и критическому мышлению. Они могут задать вопросы о социальной справедливости и правилах.
- Эмоциональная волатильность: Подростки также могут быть более эмоциональными и реагировать более интенсивно на стрессовые ситуации, чем взрослые.
2. Вот несколько тактичных способов поведения для взрослых в подобной ситуации:
- Понимание и уважение: Важно понимать и уважать потребности подростка в автономии и самостоятельности. Необходимо избегать грубых и резких требований, которые могут восприниматься как авторитарные или несправедливые.
- Коммуникация: Вместо того чтобы сразу делать требования, взрослые могут попробовать обсудить ситуацию и попросить подростка подумать о других точках зрения или последствиях его действий.
- Моделирование поведения: Взрослые могут продемонстрировать те виды поведения и общения, которые они хотели бы видеть у подростка. Например, они могут показать способы вежливо и с уважением общаться с другими.