Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы" Программа профессиональной переподготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"

Программа профессиональной переподготовки

Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области детской нейропсихологии (1370 ч)

Дисциплина: Дислалия. Коррекция различных вариантов нарушений звукопроизношения

Практическое задание 2, Модуль 2. Дислалия как нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания


Выполнил:

слушатель Астафьева Вероника Владимировна

Преподаватель:

Лебедева Надежда Николаевна

г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Цель: сформировать навыки составления программы логопедического обследования и анализа произносительной стороны речи ребенка.

Задание. Опираясь на лекционный материал, Приложение 1, а также на содержание вебинара «Технология проведения логопедического обследования. Методика обследования произносительной стороны речи», представленного в Архиве вебинаров СДО, дополнительную литературу, составьте подробную программу обследования компонентов произносительной стороны речи для ребенка старшего дошкольного возраста. При составлении программы необходимо подобрать задания для обследования, которые в полном объеме позволят оценить состояние произносительной стороны речи. При описании заданий надо указать его название, цель, инструкцию логопеда.

Ответ представить в виде таблицы:

Строение артикуляционного аппарата

Цель: оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений

Продолжительность выполнения движений — не более 5-7 минут одноразово. При этом задание на удержание позы выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество повторений движения составляет 4-6 раз.

Логопед: руки тщательно дезинфицировать, протереть спиртом

Ребенок должен располагаться так, чтобы его ротовая полость была хорошо освещена

Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата производится в процессе наблюдения.

Исследование губ. Осмотреть губы, слегка приподнять верхнюю губу.

Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.

Исследование зубного ряда.

Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио- дистальное смещение (вне челюстной дуги), сверхкомплектные, деформированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиповидные.

Исследование прикуса.

Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части), открытый боковой прикус (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.

Исследование языка.

Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глоссоптоз (аномалия развития), географический язык.

Исследование твердого и мягкого нёба.

Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.

Наличие (отсутствие) расщелины

Исследование нижней челюсти.

Деформированая, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти).

Артикуляционная моторика

Обследование произвольной мимической моторики

«Давай поиграем с тобой. Ты будешь веселой обезьянкой. Обезьянка любит корчить веселые рожицы. Я буду тебе говорить и показывать, а ты повторять».

Сморщить лицо.

Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта - «высшая степень удивления».

Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины.

Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.

Слегка сомкнуть веки.

Прищурить глаза - взгляд на яркое солнце.

Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век).

Попеременно закрывать правый и левый глаз.

Зажмуриться.

Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.

Сморщить нос.

Надуть щеки - «толстячок».

Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеки.

Попеременно быстро надувать щёки, имитировать

полоскание зубов.

Втянуть щеки - «худышка».

Приемы обследования произвольной артикуляционной моторики

Движения губ.

1) Крепко сжать губы («упрямец»).

2) Сложить губы для свиста.

3) Широко улыбнуться (губы сомкнуты).

4) Попеременно поднимать углы рта. (При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта и наоборот).

5) Поднять верхнюю губу (обнажить верхний ряд зубов).

6) Опустить нижнюю губу (обнажить нижний ряд зубов).

7) Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу.

8) «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, обнажив передние зубы верхнего и нижнего ряда.

9) Вытянуть губы «трубочкой» (губы сомкнуты).

10) Чередовать «улыбку» – «трубочку».

11) Произносить (без голоса) с утрированной артикуляцией цепочку из гласных звуков: [А] – [У] – [И] – [Ы].

12)Широко открыть рот (движение нижней челюсти вниз).

13) Плавно закрыть рот, сомкнуть зубы и губы (движение нижней челюсти вверх).

14) Имитация жевания.

15) Плавные движения нижней челюсти вправо-влево с удержанием челюсти в смещенном положении.

16) Выдвижение нижней челюсти вперед.

17) Максимальное оттягивание нижней челюсти назад

Движения языка.

18) Высунуть широкий язык «лопаточкой» и удержать его 5-7 секунд на нижней губе.

19) Высунуть узкий язык «иголочкой « и потянуть его к подбородку.

20) Чередовать узкий и широкий язык.

21) Высунуть язык и поднять кончик языка к носу.

22) Помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то на нижнюю губу («качели»).

23)Движения языком вправо-влево («маятник»).

24)Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по нижней губе.

25)Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по верхней губе.

26) Высунуть язык «лодочкой» (боковые края языка приподняты).

27) Сделать язык «чашечкой» (язык широкий, передний и боковые края приподняты).

28) Пощелкать (поцокать) языком – «лошадка».

29) Присосать язык к небу («грибок»)

Движения мягкого неба.

30) Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук [А].

31)Широко открыть рот и зевнуть

Звукопроизношение

Инструкция: Логопед просит ребенка назвать звук изолированно, а сейчас мы будем называть этот звук в начале, середине и в конце слова. «Посмотри внимательно на картинку и повтори за мной или назови, кто или что это»

[а], [э], [о], [ы], [у], [и].

-ананас, утюг, осы, дым, игла, паук, кит, гора, ау, эму.

[с] — сумка, бусы, нос;[с'] — синица, апельсин, гусь;

На суку сидит синица, а под сосной лежит лисица.[з] — замок, коза, звезда;[з'] — зебра, магазин, обезьяна, зеркало;

Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стекозу.[ц] — цапля, овца, палец, цыпленок, полотенце, заяц;

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.[ш] — шуба, шахматы, душ, мешок, шишка;[ж] —жук, лыжи, ножницы, жираф, ножи;

Слишком много ножек у сороконожек[ч] — чайник, качели, очки, мяч, бабочка, ключ;

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая[щ] — щётка, овощи, плащ, клещи, прищепка, щука;

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.[л] — лампа, балалайка, дятел, лопата, пила, колокол;[л'] —лимон, пальма, корабль;

Лев уларил себя лапой по лбу.[р] — ракета, картошка, комар;[р'] — репка, карета, дверь, фонарь;

На горе Арарат растёт крупный виноград[j] -юла, яблоко, ель, змея, ёж, майка

Ёж живет в глуши лесной, ёлка дом его родной

[м] — мышь, лимон, корм; [м'] — мел, ремень;

Мила пила молоко.[н] — нож, ванна, слон;[н'] — нитка, книги, пень;

Обезьяна ест бананы.[б] — бант, собака, барабан; [б'] — белка, голуби, бегемот;

Белые бараны били в барабаны.[д] — дом, карандаш, дудочка;[д'] — девочка, дятел, дедушка;

Доктора не бойтесь дети, он добрее всех на свете.

[в] — волк, сова, валенки;[в'] — ветка, дверь, медведь;

Верина мама варит варенье.[к] — кошка, утка, лук; [к'] — кеды, кит, пакет, валенки, утки, ботинки;

Кот катал клубок.

[г] — гора, радуга, снеговик; [г'] — гиря, снегирь, сапоги;

Гусь играет на губной гармошке.[х] — халат, ухо, петух, хлеб, хобот, ах;[х'] — мухи, орехи, духи, хи-хи;

Прохор и Пахом ехели верхом.

[ф] — флаг, фонарь, светофор;[ф'] — конфеты, картофель;

Фёдор и Фома играют в футбол.

Смягчение звуков:

«Назови что изображено» - пень, льдина, сетка

«Послушай внимательно и повтори за мной»: Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Называние картинок, в названии которых есть оппозиционные звуки.

«Назови что изображено, если будет трудно, я подскажу»: коса-коза, уши-ужи, бочка-почка, том-дом, рожки-ложки.

Обследование способности к переключению артикуляционных движений (укладов)

«Послушай внимательно и повтори за мной»: А-И-У, У-И-А

са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча, та-да, га-ка, ра-ла, ре-ли, са-ся, ла-ля. ка-па-та, па-та-ка, та-па-ка; аши-асы-аши. шва-шва-жва, кра-гра-кра, сан-цан-цан, пла-плу-пло, пло-плу-пла, кап-пак-кап-пак, рал-лар-рал-лар, скла, взма, здра

Жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, день-тень-пень

Слоговая структура

слова

Исследование произнесения слов различного слогового состава

«Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это»

трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть,

ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, полотенце, ящерица, простокваша.

Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.

1— двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);2— трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);3— односложные слова (мак, лев);4— двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);5— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);6— двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);7 _ трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);8 — трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);

9 — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);10— трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);11— односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);12—двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);13 — четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея)

Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.• Мальчик слепил снеговика.
• Водопроводчик чинит водопровод.• Полицейский ездит на мотоцикле.• Регулировщик стоит на перекрестке

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

«Послушай внимательно и повтори за мной»:

аши-асы-аши. шва-шва-жва, кра-гра-кра, сан-цан-цан, пла-плу-пло, пло-плу-пла, кап-пак-кап-пак, рал-лар-рал-лар, скла, взма, здра

Жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, день-тень-пень

а) способность различать и опознавать на слух фонемы (на основе заданий по выделению:

  • - заданного звука из звукового ряда:

«Я буду называть звуки, а ты хлопни в ладоши если услышишь звук С: С, Ш, Т, М, С, Л, С, С»;

  • - слогов с заданным звуком из слоговогоряда:

«Я буду называть слоги, а ты хлопни в ладоши если услышишь звук С: СА, ША, ТА, МА, СА, ЛА, СА, СА»;

Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;

баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки;

витанин, митавин, фитамин, витамин;

бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;

птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

  • - слов с заданным звуком из словесного ряда или из фразы (предложения):

«Я скажу предложение, а ты назови слова, в которых есть звук Р: Летом цветут ромашки. Мама мыла раму. У дома стоит забор.»

Слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков (способность отследить собственные дефекты в момент говорения; распознавание дефектов, аналогичных собственным в чужой речи; распознавание дефектов в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон).

Фонематический анализ

Определить способность выделять звук на фоне слова. Звук, который необходимо выделить ребенку, произносится логопедом интонированно.

Инструкция: "Слышишь ли звук Ш в слове Шапка?", "Звук А в слове Аня?", "Звук Р в слове Рыба?"

Определить способность выделять звук из слова. Инструкция: "Какой звук слышишь в слове Шуба?", "в слове паР?", "в слове Лапа?"

Определить способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам.

Инструкция: "Где ты слышишь С в слове Сад: в начале или в конце?" , "Где ты слышишь С в слове НОС: в середине или в конце?" "Где ты слышишь С в слове ОСА: в середине или в конце?"

Определить способность определить количество звуков в слове.

«Послушай внимательно слово какое я скажу и посчитай сколько звуков в слове (ты услышал)

Предлагаются односложные слова /кот, дом, сад, шум, рот, дуб, сом, рак/, двусложные /рама, каша, лиса., рука, лапа, шуба, Луша, сани/, а также слова, состоящие из пяти звуков /кошка, белка, банка, шалаш, марка/.

Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость /дом — том, зайка — сайка, жар — шар, крот — грот, папа — баба, катушка, — кадушка/, мягкость — твердость /угол — уголь, мал — мял, лук — люк, был — бил, рысь — рис/, свистящие-шипящие /касса — каша, крыса •— крыша, миска-мишка, зайка — чайка, сайка — шайка, цок — чок
и т.п./, звуки Р -— Л /рожки — ложки, барка —балка,рука — Лука, бурка — булка/.

Фонематический синтез

Определить способность составлять слова из последовательно данных звуков.

Инструкция: "Послушай звуки и скажи, какое слово получилось". Предлагаются три звука, например, С,О,К — сок, III, У, М — шум,Р, А, К — рак, Д, О, М — дом, Ж, У, К — жук. Затем четыре звука: К, А, III, А каша, Р, У, К, А — рука, У, Т, К, А утка, И, Г, Л, А — игла, К, Р, О, Т —крот, С, Т, О, Л — стол; пять звуков: II, О, Л, К, А —■полка, М, А, Р, К, А — марка, С, А, II, К, И — санки, С, Т, О, Л. Б — столб, Т, У, Ф, Л, И — туфли.

Определить способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Инструкция: "Послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово". Предлагаются три, четыре, пять звуков.

М, Ы, Д — дым, О, С, II —нос, X, С, М — мох, Ж, II, О — нож; 3, О, К, А коза, К, И, О, Ч — очки, Д, О, В, А — вода, О, Л, Т, С — стол, К, У, Л, Ч, О — чулок, 3, А, Л, Г, А —глаза, Щ, Т, Е, А, К — щетка, Р, О, П, Т, О — топор.

Фонематические представления

Нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук. «Выбери картинки, в названии которых есть звук «Д», назови слова которые ты выбрал, выделяй звук Д.

Придумать слово на определенный звук. Сначала, предлагаются звуки сохранные произношении, затем нарушенные.

Инструкция: "Придумай слово со звуком М", "... со звуком Д", "...со звуком К", "Придумай слово со звуком Ш", " ... со звуком Р" и т.д. Можно специально оговорить место звука в слове, например,"Придумай слово со звуком С в начале слова", "... со звуком Р в конце слова"

«Придумай предложение, все слова которого начинаются на заданный звук, например «М» (Мама моет Милу);

Определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).

Представь, что мы с тобой оказались в стране звуков. У каждого звука есть свой дом, жители которого стараются говорить так, чтобы их звук слышался часто, почти в каждом слове. Послушай внимательно и скажи в доме какого звука так говорят:

«У Жени, живут животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи.»

«Маша вышла на опушку и услышала кукушку».

«Барабанщик громко барабанит в барабан».