Файл: Закрепление знаний о психологических причинах, лежащих в основе трудностей в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми формирование умения применять их для решения практических задач.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся :
Кочеткова Мария Викторовна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
Цель занятия: закрепление знаний о психологических причинах, лежащих в основе трудностей в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми; формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание1:
а) Артур М(6 лет) демонстративный ребенок, так как он преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.
обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе.
Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.
Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.
Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности: «Я круче всех - у меня есть телефон».
Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.
б) Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них:
♦ неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками;
♦ неумение ребенка играть;
♦ возможно, влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников;
♦ разный уровень интеллектуального, физического развития;
♦ неверно выбранный стиль общения мамы с сыном, например преобладание дисциплинарной модели общения.
Причины_непопулярности_детей_среди_сверстников_и_стратегия_психолого-педагогической_помощи'>Задание 2:
Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи:
Причины | Стратегия |
Непривлекательный внешний вид ребенка | Консультирование родителей |
Негативное отношение педагога к ребенку | Анализ причин, самоконтроль педагога за проявлением эмоций |
Несформированность игровых навыков у ребенка | Развитие игровых навыков |
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность) | Развитие коммуникативных навыков |
Отсутствие у ребенка потребности в общении | Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребёнка и родителей |
Частые болезни ребенка | Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребёнком |
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) ребёнка | Решение личностных проблем ребёнка |
Задание 3:
Цель: закрепление знаний о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, формирование умения использовать невербальные и вербальные средства поддержки детей.
Позиция 1. Вести беседу в таком положении будет некомфортно как ребенку, так и взрослому, вы не сможете найти общего языка и контакта с ребенком. И взрослый, и ребенок быстро устанут и разговор сойдет на нет.
А также детям более привычнее и удобнее, когда с ними общаешься на уровне их лица, им легче и комфортнее, так можно построить более доверительные отношения.
Позиция 2. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок – как проявление безразличия.
Позиция 3. Такая позиция поможет найти наилучший контакт с ребенком. Так будет легче договориться с ним, общаться. Ребенок будет чувствовать себя на ровне с вами в психологическом плане, он не будет себя чувствовать менее значимым.
Задание 4:
А) Отец должен объяснить причину своего отказа и договориться с сыном о том, что в следующий раз (завтра, через неделю) он обязательно сходит с ним в магазин за шоколадкой.
«Сын, я понимаю, что ты очень хотел шоколадку и расстроился, что мы за ней не зашли, но у нас осталось мало времени до автобуса, если мы сейчас пойдем за шоколадкой мы потеряем много времени и опоздаем на последний автобус и нам придется идти пешком, я обещаю тебе купить шоколадку в следующий раз» И тогда ребенок войдет в положение и обязательно прислушается к вам, стоит чаще разговаривать с детьми.
Б) Мама должна сказать: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
– А что случилось?
– Ты что, на него обиделся?
Почему первая фраза мамы более удачна? Потому что она сразу показывает, что мама настроилась на «эмоциональную волну» сына, что она слышит и принимает его огорчение, во втором же случае ребенок может подумать, что мама вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть совсем не так, и мама, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях агрессивных и обидчивых дошкольников, приводящих к нарушениям общения со сверстниками, формирование умения планировать и разрабатывать индивидуальную стратегию взаимодействия с агрессивными и обидчивыми детьми
.
Задание 5:
-
Причиной во всех 4-х случаях являются родители, которые не уделяют должного внимания или при ребенке позволяют себе конфликтовать с другими людьми. Детки – это наше отражение, стоит быть более строгими, в первую очередь, к себе и меняться, чтобы не сталкиваться с такими проблемами. -
Воспитателю стоит устранить причины агрессии, провести беседу с детками, разобраться в причинах.
Чаще уделяйте внимание агрессивным детям: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например, «Какой ты молодец! Ты сегодня помог Олегу убрать в игровой комнате перед тихим часом».
Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Проявляйте больше ласки, не ругайте, а общайтесь с ребенком и выясняйте причины его неудовлетворительного поведения.
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях застенчивых и демонстративных детей дошкольного возраста, формирование навыков составления методических рекомендаций для родителей по информированию об особенностях детей с проблемами в общении и причинах их возникновения.
Задание 6:
Ребенок, предлагающий главную роль другому, обычно заручается обещанием, что тот, другой, в свою очередь, тоже выберет его на какую–либо значительную роль в игре. Возможно, у этих детей не слишком высокий уровень притязаний.
Задание 7:
Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.
«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).
Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.
Задание 8:
Рекомендации родителям застенчивых деток:
-
Давать ребенку больше самостоятельности, чтобы он проявлял себя, понимал, что он сам может чего-то добиться, без помощи родителей. А также поощрять самостоятельность, чтобы ребенку хотелось делать что-либор самому. -
Не формируйте картину мира полную опасностей. «Не лезь туда, там опасно»; «не ходи туда – упадешь» и т.д. -
Стоит объяснять ребёнку, что совершать ошибки – это нормально и естественно. Что за ошибки не ругают, ведь они учат и помогают получать опыт. -
Давайте ребенку право слова. Чаще давайте ему право выбора, чтобы он понимал, что он значим и с его мнением считаются. -
Чаще хвалите. Ведь, когда хвалишь ребенка он становится более уверенным в себе и это может помочь ему раскрепоститься. -
Стоит помогать ребенку расширять его кругу общения. Ходить в интересные места, где он может познакомиться со сверстниками или записать ребенка на какие-то доп. занятия (по его желанию). -
И самое главное! Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Все дети разные, каждый индивидуален и не стоит преподносить это как минус.
Рекомендации родителям демонстративных детей:
-
Уделяйте ребенку больше внимания, проводите с ним время, созванивайтесь в течении дня, чтобы он чувствовал себя нужным, ценным. -
Меньше обращайте внимания на плохое поведение ребенка, игнорируйте его (в пределах нормы), больше хвалите за его хорошие поступки, чтобы ему хотелось их совершать. -
Необходимо ему отыскать занятие, в котором он сможет реализовать собственную демонстративность, например, театральные занятия. -
Не бойтесь испортить ребенка тем, что хвалите его. Демонстративность часто является чертой личности малыша, которому не хватает этой ласки, тепла, хвалы. -
Говорите спокойно и сдержанно. Будьте тверды и последовательны. Не кричите и не поднимайте руку на ребенка, ведь это может только усугубить проблемы. -
Не ждите мгновенного успеха, запаситесь терпением, принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите его.