Файл: Практических заданий по дисциплине психология профессионального самоопределения и профориентации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ | ||||
| ||||
Группа | ||||
Студент | | | ||
| | |
Москва
2023
Практическое занятие 1
Тема 4. Диагностика профессионального самоопределения
Задание № 1. Напишите эссе по теме:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ
Профориентационные игры как форма профориентационной работы с подростками.
Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы.
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.
Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.
Целями профориентационной игры являются:
1. Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу.
2. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей.
3. Анализ и осмысление профессиональных перспектив.
4. Управление личным профессиональным планом.
5. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.
Актуальная особенность метода профориентационных игр заключается в следующем:
- в создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками
- в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Существуют также определенные условия проведения профориентационных игр:
- высокая динамика проведения игр, что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах;
- акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;
- соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях;
- даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, чтобы игроки не потеряли интереса к упражнению;
- стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;
- при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;
Приведем примеры нескольких конкретных игровых методик:
1. Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание» Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.
2. Программа семинара-тренинга «Самопрезентации личных и профессиональных качеств» Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
3. Профориентационная игра «Ловушки - капканчики» Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. выбор профессия профориентационный игровой
4. Профориентационная игра «Один день из жизни» Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
5. Профориентационная игра «Поиск выгоды» Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.
6. Профориентационная игра «Профессия - специальность». Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.
7. Профориентационная игра «Самая - самая» Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
8. Профориентационная игра «Сотворение мира» Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
9. Профориентационная игра «Спящий город» Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
10. Профориентационная игра «Суд над безработным» Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки.
11. Профориентационная игра «Угадай профессию» Знакомство участников со схемой анализа профессий.
12. Профориентационная игра «Холодно или горячо?» Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии.
13. Профориентационная игра «Цепочка профессий» Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
14. Профориентационная игра «Человек - профессия» Цель игры -- на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
15. Процедура «Обозначение сферы принадлежности событий» Определение к какой сфере жизни принадлежат события «неуспешной», «успешной» и «реальной» карьеры.
Можно сделать вывод о том, что смысл использования предлагаемых методик состоит в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Задание № 4. Подготовьте рассказ, ответив на вопросы:
1. Почему ты выбрал эту профессию?
2. Какое значение твоя возможная деятельность в будущем будет
иметь для общества?
3. Плюсы специальности, которую ты выбрал?
4. Какие продукты (товары, услуги) ты будешь производить?
5. Где можно получить дополнительное образование в рамках выбранной профессии?
6. Какие организации в регионе (стране) могут стать твоим работодателем?
7. Какой ты ожидаешь карьерный рост по твоей выбранной профессии?
ОТВЕТ: Призвание - это склонность человека к какой-либо деятельности: к науке, искусству, сочинительству, воспитанию детей... Эта деятельность наполняет жизнь человека смыслом, даёт возможность реализовать себя. Вспомним Печорина из романа Лермонтова "Герой нашего времени". Яркая личность, человек умный, образованный и проницательный, Печорин несчастлив, вечно не удовлетворён собой и окружающими, делает несчастными и других людей. Почему так происходит? Все оттого, что он не нашёл своего призвания, "не угадал своего предназначения". Чем заниматься в жизни, в чем себя реализовать - Печорин не смог ответить на эти вопросы, поэтому и вынужден бесцельно скитаться.
Другой пример - Базаров из романа Тургенева "Отцы и дети". Он чётко знает, чего хочет. Несмотря на свой тяжёлый характер, он привлекателен, потому что увлечён наукой и пытается изменить окружающий мир к лучшему. Он нашёл свое место в жизни, своё призвание, и этим вызывает к себе глубокое уважение.
Таким образом, человеку очень важно найти свое призвание в жизни, чтобы оправдать свое существование и жить полной яркой и насыщенной жизнью доставляя удовольствие себе и окружающим людям.
Профессия, выбранная человеком должна подходить человеку по способностям и возможностям, а также быть полезной для людей. Моя профессия – оперуполномоченный уголовного розыска. Почему я выбрала эту профессию? Потому что хочу защищать права и свободы людей, бороться с преступностью, коррупцией, обеспечивать охрану общественного порядка и безопасность граждан. Моя основная работа связана с людьми. Перед сотрудниками полиции постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только высокой юридической культуры, специальных навыков и жизненного опыта, но и хорошего знания практической психологии. Чтобы правильно разбираться в переживаниях, поступках, взаимоотношениях людей, в запутанных ситуациях, которые находят отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.
А для этого необходимо разбираться в людях, находить с ними общий язык. Полицейский в обязательном порядке должен уметь убеждать. Для подобных задач очень важно обладать нужными коммуникативными навыками. Знать, когда менять подходы к человеку в той или иной ситуации. И как взаимодействовать с ним в процессе диалога.
Ведь знания о закономерностях психической регуляции деятельности людей в различных условиях, умения по внешним поведенческим признакам человека понимать его внутреннее психологическое состояние и управлять поведением людей необходимы в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников полиции.
При работе с людьми важно уметь предугадывать возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, особенностях психологии человека в условиях группы, в ситуациях сотрудничества и конфликтах. Необходимо разбираться в психологии преступников, закономерностях психологии преступных групп.
Условием эффективной работы с людьми является знание своих собственных личностных особенностей и индивидуальных качеств — характера, способностей темперамента, свойств мышления, памяти, внимания, интеллекта в целом.
Сотрудник полиции зачастую вынужден действовать в сложных экстремальных условиях. Следствием работы в сложных условиях является значительная психологическая нагрузка, поэтому высокая психологическая готовность сотрудника полиции к экстремальным воздействиям и способность эффективно действовать в этих условиях — его неотъемлемые профессиональные качества.
Поэтому возникла необходимость пойти учиться на психолога. Что же интересует меня в этой профессии? Ответ прост.
Во-первых, работа психолога заключается в общении с людьми, это привлекает меня больше всего, так как мои коммуникативные способности довольно-таки развиты. Во-вторых, я считаю, что работа психолога востребована в наши дни, так как многим людям нужна психологическая помощь. В-третьих, работа психолога не только помогает людям разобраться в своих проблемах, но и обогащает внутренний мир человека, решившего посвятить себя этому делу. Ведь общение с разными людьми положительно влияет на человека, учит его находить подход к разным личностям и помогает разбираться в проблемах окружающего мира.
Также я считаю, что эта профессия позволит узнать лучше людей, предоставит целую коллекцию характеров.