Файл: Характеристика основных методологических подходов. (Конкретнонаучный уровень методологического знания).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика основных методологических подходов.

(Конкретно-научный уровень методологического знания)



Название подхода


Основы теоретических положений



Методы и технологии реализующие данный подход.

Системно-деятельностный



Интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию, т. е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов.

Описывает основные психологические условия и
механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Антропологический


Предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о
природе человека и позволяет проектировать образовательный
процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового.

В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки педагога. Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т. е. научного обоснования целей педагогической деятельности. Педагогическая антропология выполняет ряд функций, являясь теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области образования.

Аксиологический


Дает возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии личности, что позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая
служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Культурологический


Культура при этом понимается как специфический способ чело­веческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гу­манистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятель­ности.




Компетентностный


Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход появился в результате изучения рынка труда и определения тех требований, которые
складываются на нем по отношению к работнику.

Компетенция представляет собой открытую систему, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются (актуализируются) и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

Является своего рода новым видом стандарта, с учетом которого ведется набор персонала, планирование карьеры, определение типа и размера компенсаций, развитие и обучение персонала организации.
Это стандарт, который подлежит постоянной коррекции: путем анкетирования, мониторинга уточняются словари и элементы компетенций, они насчитывают десятки, а то и сотни составляющих.

Создаются «портфели компетенций» для различных профессий, схемы карьерного роста, оценочные программы, методы стимулирования.



Личностно-ориентированный


Настоятельно требует призна­ния уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потен­циала личности, создание для этого соответствующих условий.


Ориентация при конструировании и осуществлении педаго­гического процесса на личность как цель, субъект, результат и глав­ный критерий его эффективности.

Основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.

Технологический



Набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического мате­риала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания

В каждом отдельном педагогическом или психологическом исследовании должно соблюдаться требование целостности, непротиворечивости уровней методологии. Это означает, что философские взгляды автора исследования должны соответствовать принципам анализа исследуемого им феномена на общенаучном и конкретно-научном уровнях, исследовательскому инструментарию, а также характеру исследуемого образовательного феномена.