ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды стороп и канаты
Условно все виды грузовых строп по их конструктивному исполнению можно разделить на три категории:
- текстильные стропы;
- канатные стропы;
- цепные стропы.
Разберем подробнее свойства, достоинства и недостатки каждого вида строп.
Текстильные стропы. Они бывают ленточными и круглопрядными. На сегодняшний день этот вид строп является самым распространенным, так как имеет ряд неоспоримых достоинств по сравнению с другими видами. Основными преимуществами текстильных строп является их гибкость и легкость, что упрощает работу с ними, а также их невысокая стоимость. Кроме того стропы текстильные устойчивы к атмосферным воздействиям и перепадам температуры, что делает возможным их применение в любых погодных и климатических условиях и они не повреждают груз при работе. Из недостатков текстильных строп можно отметить их огнеопасность, неустойчивость к воздействию кислот и щелочей, а также невозможность использовать для работы с грузами, имеющими острую кромку.
Канатные стропы. Представляют собой сплетенные стальные канаты. Стропы канатные используются для работы с большими и тяжелыми грузами, они имеют относительно высокую стоимость.
Цепные стропы. Представляют собой цепи, состоящие из металлических звеньев. Этот вид строп отличается повышенной прочностью, но они и самые дорогостоящие. Кроме того, металлические цепи склонны к коррозии.
КАНАТНЫЕ СТРОПЫ
Рабочим телом такого стропа является канат, сплетенный из множества стальных проволок одинакового диаметра. В зависимости от числа канатов различают одноветвевой или многоветвевой тип строп. Последний состоит из двух и более канатов соединенных кольцом. Кроме этого изготавливаются кольцевые и двухпетлевые изделия. Последние представляют собой канат, формирующий кольца с двух сторон стропа. Они способны проходить сквозь отверстия и обеспечивать высокую прочность крепления. С помощью канатных строп удобно перемещать крупногабаритные или особо тяжелые грузы, укомплектованные скобами, кольцами или проушинами для захвата. Выбор способа захвата груза и количества канатов в стропе зависти от типа груза и характера работ.
Основные достоинства строп заключаются в их надежности, гибкости, высокой несущей способности и низкой цене.
Помимо этого следует выделить следующие характеристики:
Сохранение работоспособности в интервале температур от -45 до +400ºС;
Исключительную устойчивость к динамическим нагрузкам;
Равномерную выработку составных элементов;
Исключение возможности разрыва.
Одновременно канатные стропы имеют довольно большой вес и подвержены воздействию коррозии. Их не следует использовать в агрессивных средах.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРОПЫ
Текстильные стропы по праву можно назвать бережливыми. Для их изготовления используется текстильная полиэстеровая лента шириной 30-300 мм, обеспечивающая грузоподъемность от 0,5 до 15 т. Для легкого ориентирования стропы окрашиваются в разные тона в зависимости от номинальной рабочей нагрузки. Различают петлевые, кольцевые и круглопрядные изделия. Применение строп этого вида идеально для перемещения хрупких грузов: полиэтиленовых и пластиковых заготовок, древесины, пиломатериалов или окрашенных конструкций. При использовании изделий из текстиля минимален риск получения травм работниками.
Несомненным достоинством строп является их малый вес и высокая гибкость. По этой причине с ними удобно работать и легко транспортировать.
Дополнительно можно выделить следующие характеристики изделий:
Высокую устойчивость к истиранию;
Сохранение рабочих качеств в интервале температур от -60 до +100°С;
Стойкость к воздействию растворителей, нефти, большинства кислот, морской воды и щелочей;
Минимальное удлинение при максимально допустимой нагрузке. Этот параметр составляет всего 4%;
Высокое электросопротивление;
Низкое водопоглощение. При 20ºС оно составляет не более 4%.
К минусам следует отнести чувствительность строп к острым и шероховатым поверхностям.
ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ
Цепные стропы являются самыми универсальными. Они используются для перемещения любых грузов. Их основные преимущества перед другими изделиями аналогичного назначения – стойкость к механическим повреждениям и гибкость. Внешне строп представляет собой цепь из высокопрочных звеньев, соединенных методом сварки. Различают следующие виды изделий: кольцевые, петлевые, одно- и многоветвевые. Их выбор и применение зависят от характера груза.
Цепные стропы являются единственным видом подъемных приспособлений, срок использования которых не ограничен.
Дополнительно следует отметить следующие характеристики изделий:
Способность выдерживать высокие температуры вплоть до открытого огня;
Возможность легкой очистки и удобного складирования;
Длительный период эксплуатации;
Невозможность нанесения повреждений острыми предметами;
Ремонтопригодность.
Определенным недостатком является сравнительно высокая цена строп и их большой вес. Окончательный выбор вида грузоподъемного приспособления следует делать исходя из условий проведения работ и характера груза.
Канаты изготовляют из стальной светлой или оцинкованной проволоки марок В, I или II по ГОСТ 7372–79 диаметром от 0,2 до 3 мм; высокий предел прочности проволоки при растяжении σв≤ 2600 МПа достигают многократным холодным волочением с промежуточной термической и химической обработкой. Однако в грузоподъемных машинах наибольшее применение находят канаты с пределом прочности σв= 1600 ÷ 2000 МПа. Использование проволоки с более низким пределом прочности приводит к увеличению диаметра каната, а с более высоким пределом прочности — к снижению срока службы из-за большей жесткости проволок. Проволоку марки В применяют в особо ответственных случаях, например в устройствах для подъема людей. Для специальных целей канаты изготовляют из проволок из нержавеющей стали.
Канаты
В грузоподъемных машинах применяют преимущественно канаты двойной свивки (рис. 1): проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника. Число проволок в пряди и число прядей в канате может быть различно. В грузоподъемных машинах применяют главным образом шестипрядные канаты с числом проволок в пряди 19 и 37. При этом получается наиболее рациональное соотношение диаметра прядей и диаметра центрального сердечника и хорошо используется поперечное сечение каната при достаточной его гибкости. Восьмипрядные канаты используют в кранах и подъемниках, если применяются шкивы трения и барабаны малого диаметра.
Конструкция каната. Конструкция стальных канатов.
Рис. 1: а – ТК (6х19 + с.); б – ЛК-О (6х19 + 7х7); в – ЛК-Р (6х19 + с.); г – ЛК-РО (6х36 + с.); д – ЛК-З (6х25 + 7х7); е – ТЛК-О (6х37 + с.)
В зависимости от материала сердечника бывают канаты с органическим сердечником из лубяных (пенька) или из синтетических (нейлон, капрон) волокон, а при работе в условиях повышенных температур или химически агрессивной среды — из асбестовых волокон и канаты с металлическим сердечником, в качестве которого используют также проволочный канат двойной свивки (рис. 65, б, д). Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивке на барабан, поскольку этот канат не теряет формы под действием нагрузки от вышележащих витков, а также при резко меняющейся нагрузке и при работе в условиях высоких температур, исключающих применение канатов с органическим сердечником. Канат с металлическим сердечником, хотя и имеет более высокий коэффициент заполнения поперечного сечения металлом, из-за различных условий работы прядей сердечника и прядей каната практически не становится более прочным. Канаты с органическим сердечником более гибки, чем канаты с металлическим сердечником, и лучше удерживают смазку, так как смазка к проволокам поступает не только снаружи (в процессе работы канаты регулярно смазываются), но и из сердечника, пропитанного смазкой.
Классификация канатов по роду свивки
По роду свивки проволок в прядях различают:
канаты типа ТК (рис. 1, а) с точечным контактом отдельных проволок между слоями прядей;
канаты типа ЛК с линейным касанием проволок в пряди. Канаты типа ЛКимеют несколько разновидностей:
ЛК-О (рис. 1, б), где проволоки отдельных слоев пряди имеют одинаковый диаметр;
ЛК-Р (рис. 1, в), у которых проволоки в верхнем слое пряди имеют разные диаметры;
ЛК-РО (рис. 1, г) — в прядях имеются слои, составленные из проволок одинакового диаметра и из проволок разного диаметра;
ЛК-З (рис. 1, д) — между двумя слоями проволок размещаются заполняющие проволоки меньшего диаметра.
канаты типа ТЛК-О и ТЛК-Р с комбинированным точечно-линейным контактом между проволоками в пряди (рис. 65, е).
Канаты типа ТК с точечным касанием проволок применяются только для ненапряженных режимов работы, когда длительность срока службы определяется в основном не качеством каната, а условиями его использования. Канаты с линейным касанием имеют лучшее заполнение сечения, они более гибки и износостойки. Их срок службы на 30–100% выше, чем срок службы канатов типа ТК. Вследствие лучшего заполнения сечения они при той же разрывной нагрузке имеют несколько меньший диаметр.
Классификация канатов по типу свивки
По типу свивки канаты подразделяют на:
обыкновенные или раскручивающиеся канаты (в этих канатах проволоки и пряди после снятия перевязок концов стремятся выпрямится);
нераскручивающиеся канаты, свиваемые из заранее деформированных проволок и прядей: их форма соответствует положению в канате. Проволоки нераскручивающихся канатов в ненагруженном состоянии не испытывают внутренних напряжений. Эти канаты имеют значительно более долгий срок службы. Растягивающая нагрузка в них более равномерно распределяется между прядями и между проволоками в прядях. Они обладают большей сопротивляемостью переменным изгибам. Оборванные проволоки в них сохраняют свое прежнее положение и не выходят из каната — это облегчает его обслуживание и уменьшает износ поверхности барабана и блока лопнувшими проволоками.
некрутящиеся канаты — это многослойные канаты, которые имеют противоположное направление свивки прядей по отдельным слоям. Однако отдельные слои при огибании блока легко сдвигаются друг относительно друга, что приводит иногда к выпучиванию прядей и преждевременному выходу каната из строя.