Файл: По отработке практических навыков совершения опасных поворотов в местах с условно ограниченной видимостью дороги (с соблюдением мер безопасности дорожного движения).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОП ПЧ №2 филиала «Сибирь»

ООО «РН - Пожарная безопасность»

__________________ К.А. Сиренко

«____»______________ 2022 г.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения практических занятий с водительским составом ОП ПЧ №2.
Тема: «По отработке практических навыков совершения опасных поворотов в местах с условно ограниченной видимостью дороги (с соблюдением мер безопасности дорожного движения)».
Вид занятия: Практический. Отводимое время: 1 (ч)
Цель занятия: Отработка действий водителей в критических ситуациях.
1.Литература, используемая при проведении занятия: Стандарт ООО «РН-Пожарная безопасность» «Система управления безопасной эксплуатацией транспортных средств № П3-05 Р-0853 ЮЛ-176». Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденным Приказом от 11.12.2020 № 881-н.
2 . Развернутый план занятий:



п/п

учебные вопросы (включая контроль занятий)

время

(мин)

содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1

2

3

4



Вводная часть.

5

Проверить присутствие личного состава по списку. Объявить тему, цель и метод проведения занятия.



Основная часть

Мероприятия по обеспечению безопасности движения на участках с ограниченной видимостью.


30

Зрительное ориентирование водителей

Дорога должна быть зрительно ясной на достаточно большом расстоянии, позволяющем водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия. Видимые участки дороги и придорожной полосы должны своевременно сигнализировать об изменении направления дороги. Расстояние, на котором необходимо обеспечивать зрительную ясность дороги, должно быть в 1,5 - 2 раза больше расстояния видимости при обгоне.

Взгляд водителя последовательно задерживается на привлекающих его внимание опорных точках. Благодаря их расположению у водителя складывается впечатление о дальнейшем направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости. Резкое изменение направления является причиной неправильных действий водителей, повышающих вероятность возникновения ДТП.

Продуманное расположение опорных средств зрительного ориентирования для заблаговременного оповещения водителей о дальнейшем направлении дороги в местах поворотов и ограничения видимости способствует существенному повышению безопасности и организованности движения.

Наиболее опасными являются участки, неверно ориентирующие водителя о дальнейшем направлении дороги, и участки, на которых в течение даже короткого времени (5 с и менее) дальнейшее направление дороги определить невозможно.

Частая ошибка, вызывающая создание так называемого ложного хода и неверно ориентирующая водителя, связана с расположением примыканий дорог на обходах населенных пунктов. Для устранения возникновения ложного хода следует примыкание переносить на кривую (рис. 1).



Рис .  1Пример появления ложного хода (аи его исправление (б)

Средствами зрительного ориентирования водителей являются:

- полотно дороги в целом, границы проезжей части, линии разметки на покрытии, укрепленные обочины, краевые полосы, направляющие столбики и ограждения;

- растительность, особенно высокие деревья, вершины которых возвышаются за переломом продольного профиля, хорошо видна издалека и делает понятным дальнейшее направление дороги. Ряды деревьев с внешней стороны кривой подчеркивают поворот дороги (рис. 2, а). На примыканиях второстепенных дорог к дорогам более высокой категории посадка группы деревьев по направлению оси второстепенной дороги против примыкания (рис. 2, б) указывает на место примыкания и, зрительно создавая впечатление препятствия на дороге, способствует непроизвольному снижению водителями скоростей движения автомобилей, приближающихся к пересечению.

Отдаленные возвышающиеся элементы рельефа в однообразной местности, строения, растительные группы, специально создаваемые близ дороги, или доминирующие архитектурные формы служат средством повышения внимания водителя (рис. 3).

Появляющийся на горизонте контур ориентира, вначале трудно различимый, заинтересовывает водителя и, сосредоточивая его внимание, устраняет усыпляющее влияние однообразия придорожной обстановки.



Рис . 2Использование деревьев для подчеркивания направления дороги:

а - вершины деревьев указывают направление дороги за переломом продольного профиляб - выделение главной дороги на примыкании



Рис . 3Ориентирование длинных прямых участков дороги на возвышающиеся предметы

Обеспечение видимости дороги

Обеспеченная на дороге видимость является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Фактические расстояния видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяют скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления дорожных покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.

Рекомендуется, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Отход от этого требования возможен лишь при наличии экономического обоснования. Минимальное расстояние видимости не должно быть меньше расстояний, установленных действующими стандартами и нормами.

Минимальное расстояние видимости поверхности дороги рассчитано на время реакции водителя 1,0 с. Повсеместно применение этого норматива приводит к созданию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, увеличивается напряженность работы водителя, возрастает вероятность ДТП. При реконструкции, капитальном ремонте, и особенно при проектировании новых дорог, рекомендуется везде, где это возможно, обеспечивать расстояние видимости поверхности дороги из условия времени реакции водителя: для дорог I категории 2,5 с, для дорог II и III категорий 2,0 с и для дорог IV и V категорий 1,5 с. Рекомендуемые расстояния видимости при расчете вертикальных кривых и срезок видимости на кривых в плане приведены в табл. 7.1.

Таблица 1

Условия

применения

Расстояние видимости, м, при скорости движения, км/ч

80

100

120

140

В исключительных условиях (минимальное расстояние видимости)

100

140

175

225

В сложных условиях рельефа

110

170

200

300

Допустимое ограничение видимости (не чаще 1 раза на 2 км) из условия обеспечения зрительной ясности дороги

250

280

340

430

Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается благодаря вписыванию вертикальных выпуклых кривых. Рекомендуемые радиусы их приведены в табл. 2.

Таблица 2

Условия применения

Минимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых, м, при расчетной скорости движения, км/ч

80

100

120

140

Минимально допустимые в сложных условиях (расчетное время реакции водителя 1,0 с)

5000

10000

15000

27000

Рекомендуемые (расчетное время реакции водителя 2,0 с)

10000

20000

30000

450001

 Из условия расчетного времени реакции водителя 2,5 с.

Построение линейного графика видимости является обязательным при разработке мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности дороги. Участки с недостаточной видимостью необходимо перестраивать в первую очередь.

В трудных условиях холмистого рельефа, когда невозможно выполнить рекомендации на всем протяжении дороги, для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3 - 4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка принимают в зависимости от расчетной скорости движения на подходах к этому участку, обеспечиваемой геометрическими элементами.




Заключительная часть.

10

Провести краткий опрос по данной теме, дать задание на самостоятельную подготовку. Выставить оценки в журнал.


3. Пособие и оборудование, используемые на занятии: методический план, плакаты, АЦ7/70, АПТ-5/70.


  1. Задание для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:


Руководитель занятия: 21.03.2022г

(подпись) (Ф.И.О. Дата проведения)

22.03.2022г

(подпись) (Ф.И.О. Дата проведения)

23.03.2022г

(подпись) (Ф.И.О. Дата проведения)

24.03.2022г

(подпись) (Ф.И.О. Дата проведения)

Методический план составил: Мищенко С.А. 15.03.2022г

(подпись) (Ф.И.О., дата составления)