Файл: П п. 1 Алгоритма психологического сопровождения осужденных, состоящих на учете в уголовноисполнительных инспекциях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
На тему: п.п. 1.1 Алгоритма психологического сопровождения осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях
Сегодня мы рассмотрим психодиагностическое обследование несовершеннолетних осужденных к наказанию и мерам уголовно-правового характера не связанным с изоляцией от общества.
При постановке на учет несовершеннолетнего осужденного начальник инспекции в течении 3 дней направляет заявку на имя начальника Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции для организации психологического сопровождения несовершеннолетнего осужденного.
С целью сбора психологического анамнеза личности необходимо изучить материалы личного дела осужденного, а также изучить результаты психодиагностического обследования в других учреждения (при наличии).
Затем в присутствии законного представителя несовершеннолетнего осужденного необходимо составить соглашение на работу с психологом (в случае отказа составить Акт об отказе работы с психологом).
Далее мы приступаем к психодиагностическому обследованию, для этого используем 3 базовых методики:
1.Тест Шмишека – Леонгарда
2.Тест Кеттелла, 16PF, форма C
3.Методика СР-45
Дополнительные стандартизованные и проективные методы исследования применяются в случае необходимости на усмотрение психолога.
Рассмотрим подробнее каждую из методик:
Тест Шмишека – Леонгарда
Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация - это "заострение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Тест содержит 88 утверждений, касающиеся характера, осужденному предложено два варианта ответа «да» или «нет».
После того как мы получили бланк с ответами мы обрабатываем полученные результаты с помощью компьютерной программы.
С помощью компьютерной обработки мы получаем интерпретацию результатов по шкалам Демонстративность Застревание Педантичность Возбудимость Гипертимность Дистимность Тревожность
Экзальтированность Эмотивность Циклотимностьи график:
1. Шкалы активности. — Гипертимность — Дистимность — Циклотимия | 2.Шкалы реактивности — Возбудимость — Застревание — Неуравновешенность | 3. Шкалы эмоциональной сферы — Эмотивность - Экзальтация — Тревожность | 4. Шкалы контроля — Педантичность —Демонстративность |
Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7-18 баллов).
Тест Кеттелла, 16PF, форма C
Опросник универсален, практичен, дает нам многогранную информацию об индивидуальности человека, опросник диагностирует черты личности. Имеет 16 первичных шкал.
Форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для групповой работы. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно.
Тест содержит 105 утверждений на каждое из которых, предложено три варианта ответа.
После того как мы получили бланк с ответами мы обрабатываем полученные результаты с помощью компьютерной программы.
С помощью компьютерной обработки мы получаем интерпретацию результатов по шкалам.
Фактор A: «замкнутость – общительность»
Фактор B:интеллект
Фактор C: «эмоциональная нестабильность – стабильность»
Фактор E: «подчиненность – доминантность»
Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»
Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
Фактор H: «робость – смелость»
Фактор I: «жесткость – чувствительность»
Фактор L: «доверчивость – подозрительность»
Фактор M: «практичность – мечтательность»
Фактор N: «прямолинейность – дипломатичность»
Фактор O: «спокойствие – тревожность»
Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»
Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»
Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
Фактор Q4: «расслабленность – напряженность»
Вторичные Факторы
Фактор F1: «низкая тревожность – высокая тревожность»
Фактор F2: «интроверсия – экстраверсия»
Фактор F3: «чувствительность – уравновешенность»
Фактор F4: «конформность – независимость»
Контрольные шкалы
В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются (шкалы валидности):
Шкала MD- стремление выглядеть в благоприятном свете.
Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая, возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:
1. Это может свидетельствовать о том, что испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу).
2. Высокую оценку по шкале MD могут получить обследуемые, которых очень беспокоит вопрос о том, как они выглядят в глазах окружающих. В интервью они обычно признают этот факт, но при этом утверждают, что на вопросы отвечали искренне.
3. Иногда люди получают высокую оценку по шкале MD, хотя они и не искажают результаты. Например, это характерно для людей, поступающих на религиозную службу.
3. Методика выявления склонности к суицидальным реакциям (СР-45)
Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией «да», если ответ положительный, и «нет», если ответ отрицательный.
Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям.
Использование данных вопросов и утверждений в качестве дополнительного стимульного материала позволяет при проведении обследования выявлять лиц, имеющих склонность к суицидальным реакциям, и формировать из них группу риска.
При интерпретации полученных данных следует учитывать, что методики констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования эта склонность может развиваться.
«Ключ»
«ДА» (+) | «НЕТ» (-) |
1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 14, 15, 16, 19, 22, 24, 28, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 43, 44 | 4, 6, 8, 10, 17, 20, 26, 27, 30, 32, 45 |
Таблица 6.3. «Ключ» шкалы «лжи» (L)
«ДА» (+) | «НЕТ» (-) |
11, 12, 18, 21, 23, 25, 29, 34, 39 | 42 |
Подсчитывается количество совпадений с «ключом». Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений:
Sr = N/35 ± 0,07
Где N - количество совпадающих с «ключом».
Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне склонности к суицидальным реакциям, близкие к нулю - о низком уровне.
Sr | Уровень проявления | Оценка |
0,01-0,23 | Низкий | 5 |
0,24 - 0,38 | Ниже среднего | 4 |
0,39 - 0,59 | Средний | 3 |
0,60 - 0,74 | Выше среднего | 2 |
0,75 - 1 | Высокий | 1 |
У обследуемых, получивших оценку «4», может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
«3» - потенциал склонности к суицидным реакциям не отличается высокой устойчивостью.
«2» - обследуемые относятся к группе риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям. При испытывании затруднений они могут реализовать саморазрушающее поведение.
«1»- обследуемые обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям. Нуждаются в помощи.
Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений.
L = N/10,
где N - количество совпадающих с «ключом».
Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к нулю - о низком уровне и относительно надежной (при условии L < 0,6 + 0,16) достоверности результатов.
По окончанию психодиагностического обследования вносится информация о проделанной работе в «Журнал учета осужденных прошедших психодиагностическое обследование (ПДО)»
Далее на основании проведенного психодиагностического обследования составляется психологическая характеристика с прогнозом вероятных форм деструктивного поведения, значимых для уголовно-исполнительной инспекции и рекомендации по работе с осужденным для инспекторского состава инспекции с последующей передачей в личное дело характеристики и соглашения на работу с психологом.
Вносится запись в журнале перемещения психологической информации об ознакомлении заинтересованных лиц и передаче материалов психологического характера в личное дело несовершеннолетнего.
Также составляется индивидуальная программа психологического сопровождения несовершеннолетнего (ИППС). Индивидуальная программа в формате Word хранится у психолога в электронном виде.
Ежеквартальный отчет (приобщается к личному делу)-??????
Благодарю за внимание!