Файл: Кинематическая схема машинного агрегата.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

10 Конструктивная компоновка привода

10.1 Конструирование зубчатых колес

10.2 Конструирование валов

Шестерня выполняется заодно с валом.

10.3 Выбор соединений

10.4 Конструирование подшипниковых узлов

10.6 Конструирование элементов открытых передач /1 с.230/

Ведущий шкив.

Ведомый шкив.

10.7 Выбор муфты /1 с.236/

10.8 Смазывание. /1 с.240/

11 Проверочные расчеты

11.1 Проверочный расчет шпонок /1 с.251/

11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов

Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.

11.3 Уточненный расчет валов

Условный объем редуктора

V = LBH = 345∙178∙280 = 17,19∙106 мм3

L = 345 мм – длина редуктора;

В = 178 мм – ширина редуктора;

Н = 280 мм – высота редуктора.

Масса редуктора

где φ = 0,40 – коэффициент заполнения редуктора

ρ = 7300 кг/м3 – плотность чугуна.

Литература

  1. Кинематическая схема машинного агрегата





1.2 Срок службы приводного устройства


Привод к ленточному транспортеру устанавливается в заводском цеху и предназначен для транспортировки сыпучих грузов, работа в две смены по 8 часов, нагрузка маломеняющаяся, режим реверсивный.

Срок службы привода определяется по формуле

Lh = 365LГКГtcLcKc

где LГ = 6 лет – срок службы привода;

КГ – коэффициент годового использования;

КГ = 300/365 = 0,82

где 300 – число рабочих дней в году;

tc = 8 часов – продолжительность смены

Lc = 1 – число смен

Кс = 1 – коэффициент сменного использования.

Lh = 365·6·0,82·8·1·1 = 14366 часов

Рабочий ресурс принимаем 15000 часов

Таблица 1.1

Эксплуатационные характеристики машинного агрегата

Место установки

Lг

Lс

tс

Lh

Характер

нагрузки

Режим

работы

Заводской цех

6

1

8

15000

С малыми колебаниями

Реверсивный


  1. Выбор двигателя, кинематический расчет привода

2.1 Определение требуемой мощности.


Требуемая мощность рабочей машины

Ррм = Fv = 1,6·0,9 = 1,44кВт

2.2 Общий коэффициент полезного действия


η = ηмηз.пηпк2ηо.пηпс,

где ηм = 0,98 – КПД муфты [1c.40],

ηз.п = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической передачи,

ηо.п = 0,97 – КПД открытой цепной передачи,

ηпк = 0,995 – КПД пары подшипников качения,

ηпс = 0,99 – КПД пары подшипников скольжения.

η = 0,98·0,97·0,9952·0,97·0,99 = 0,904.

2.3 Требуемая мощность двигателя


Ртр = Ррм
/η = 1,44/0,904 =1,59 кВт.

Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т. п.

Ближайшая большая номинальная мощность двигателя 2,2 кВт [1c. 41]
    1. Определение передаточного числа привода и его ступеней


Двигатели серии 4А выпускаются с синхронной частотой вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.

Таблица 2.1

Выбор типа электродвигателя

Вариант

Двигатель

Мощность

Синхронная частота вращения, об/мин

Номинальная частота вращения

1

4АМ80В

2,2

3000

2850

2

4AМ90L

2,2

1500

1425

3

4AМ100L

2,2

1000

950

4

4AV112M

2,2

750

700


Частота вращения барабана

nрм = 6·104v/(πD) = 6·104·0,9/(π200) = 86 об/мин

Общее передаточное число привода

u = n1/nрм

где n1 – частота вращения вала электродвигателя.

Принимаем для зубчатой передачи u1 = 5, тогда для открытой передачи

u2 = u/u1 = u/5

Таблица 2.2

Передаточное число


Передаточное число

Варианты

1

2

3

4

Привода

33,14

16,57

11,05

8,14

Редуктора

5

5

5

5

Открытой передачи

6,63

3,31

2,21

1,63


Анализируя полученные значения передаточных чисел делаем выбор в пользу варианта 3, так как только в этом случае передаточное число клиноременной передачи попадает в рекомендуемые границы (2÷3).


2.5 Определение силовых и кинематических параметров привода


Числа оборотов валов и угловые скорости:

n1 = nдв = 950 об/мин 1 =950π/30 =99,5 рад/с

n2 = n1/u1 =950/2,21=430 об/мин 2=430π/30 = 45,0 рад/с

n3 = n2/u2 =430/5,0 = 86 об/мин 3= 86π/30 = 9,0 рад/с

Фактическое значение скорости вращения рабочего вала

v = πDn3/6·104 = π·200·86/6·104 = 0,90 м/с

Отклонение фактического значения от заданного

δ = 0 < 6%


Мощности передаваемые валами:

P1 = Pтр = 1,59 кВт

P2 = Pтрηо.пηпк = 1,59·0,97·0,995 = 1,53 кВт

P3 = P2ηз.пηпк = 1,53·0,97·0,995 = 1,48 кВт

Pрв = P3ηмηпс = 1,48·0,98·0,99 = 1,44 кВт

Крутящие моменты:

Т1 = P1/1 = 1590/99,5 = 16,0 Н·м

Т2 = 1530/45,0 = 34,0 Н·м

Т3 = 1480/9,0 = 164,4 Н·м

Результаты расчетов сводим в таблицу

Таблица 2.3

Силовые и кинематические параметры привода

Вал

Число оборо­тов

об/мин

Угловая ско­рость

рад/сек

Мощность

кВт

Крутящий момент

Н·м

Вал электродвигателя

950

99,5

1,59

16,0

Ведущий вал редуктора

430

45,0

1,53

34,0

Ведомый вал редуктора

86

9,0

1,48

164,4

Рабочий вал

86

9,0

1,44

160


3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений


Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:

шестерня: термообработка – улучшение – НВ235÷262 [1c.53],

колесо: термообработка – нормализация – НВ179÷207.

Средняя твердость зубьев:

НВ1ср = (235+262)/2 = 248

НВ2ср = (179+207)/2 = 193

Допускаемые контактные напряжения:

[σ]H = KHL[σ]H0,

где KHL – коэффициент долговечности

KHL = (NH0/N)1/6,

где NH0 = 1·107 [1c.55],


N = 573ωLh = 573·9,0·15·103 = 7,74·107.

Так как N > NH0, то КHL = 1.

[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.

[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.

[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.

Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F = KFL[σ]F0,

где KFL – коэффициент долговечности

Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.

[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.

[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.

[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.

[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.

Таблица 3.1

Механические характеристики материалов зубчатой передачи

Элемент

передачи

Марка

стали

Dпред

Термоо-бработка

НВср

σв

σ-1

[σ]Н

[σ]F

Sпред

Н/мм2

Шестерня

45

125/80

Улучш.

248

600

260

513

255

Колесо

45

-

Норм-ия

193

780

335

414

199


4 Расчет закрытой цилиндрической передачи


Межосевое расстояние

,

где Ка = 43,0 – для косозубых передач [1c.58],

ψba = 0,40 – коэффициент ширины колеса,

КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.



принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 125 мм.

Модуль зацепления

m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),

где Km = 5,8 – для косозубых колес,

d2 – делительный диаметр колеса,

d2 = 2awu/(u+1) = 2·125·5,0/(5,0 +1) = 208 мм,


b2 – ширина колеса

b2 = ψbaaw = 0,40·125 = 50 мм.

m > 2·5,8·164,4·103/(208·50·199) = 0,92 мм,

принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 1,5 мм.

Основные геометрические размеры передачи

Угол наклона зуба

βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·1,5/50) = 6,70°

Принимаем β = 10°

Суммарное число зубьев:

zc = 2awcosβ/m

zc = 2·125cos10°/1,5 = 165

Число зубьев шестерни:

z1 = zc/(u+1) = 165/(5,0 +1) = 28
Число зубьев колеса:

z2 = zc–z1 = 165 – 28 = 137;

уточняем передаточное отношение:



Отклонение фактического значения от номинального

меньше допустимого 4%

Действительное значение угла наклона:

cos = zcm/(2aW)= 1651,5/(2125) = 0,9900   = 9,01°

Фактическое межосевое расстояние:

aw = (z1+z2)m/(2cosβ) = (28+137)·1,5/(2cos 9,01°) = 125 мм.

делительные диаметры

d1 = mz1/cosβ = 1,5·28/0,9900 = 42,42 мм,

d2 = mz2/cosβ = 1,5·137/0,9900 = 207,58 мм,

диаметры выступов

da1 = d1+2m = 42,42+2·1,5 = 45,42 мм

da2 = d2+2m =207,58+2·1,5 = 210,58 мм

диаметры впадин

df1 = d1 – 2,4m = 42,42 – 2,4·1,5 = 38,82 мм

df2 = d2 – 2,4m = 207,58 – 2,4·1,5 = 203,98 мм

ширина колеса

b2 = baaw = 0,40·125 = 50 мм

ширина шестерни

b1 = b2 + (3÷5) = 50 + (3÷5) = 54 мм

Окружная скорость

v = ω2d2/2000 = 9,0·207,58/2000 = 0,93 м/с

Принимаем 8-ую степень точности.


Силы действующие в зацеплении

- окружная

Ft = 2T1/d1 = 2·34,0·103/42,42 = 1603 H

- радиальная

Fr = Fttg/cosβ = 1603tg20º/0,9900 = 526 H

- осевая сила:

Fa = Fttg = 1603tg 9,01° = 228 Н.

Проверка межосевого расстояния

аw = (d1+d2)/2 = (42,42+207,58)/2 = 125 мм

Проверка пригодности заготовок

Dзаг = da1+6 = 45,42+6 = 51,42 мм

Условие Dзаг < Dпред = 125 мм выполняется

Для колеса размеры заготовки не лимитируются

Расчетное контактное напряжение

,

где К = 376 – для косозубых колес [1c.64],

КНα = 1,06 – для косозубых колес,

КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,

КНv = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки [1c.65].