ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
10 Конструктивная компоновка привода
10.1 Конструирование зубчатых колес
Шестерня выполняется заодно с валом.
10.4 Конструирование подшипниковых узлов
10.6 Конструирование элементов открытых передач /1 с.230/
11.1 Проверочный расчет шпонок /1 с.251/
11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
V = LBH = 345∙178∙280 = 17,19∙106 мм3
В = 178 мм – ширина редуктора;
Н = 280 мм – высота редуктора.
где φ = 0,40 – коэффициент заполнения редуктора
-
Кинематическая схема машинного агрегата
1.2 Срок службы приводного устройства
Привод к ленточному транспортеру устанавливается в заводском цеху и предназначен для транспортировки сыпучих грузов, работа в две смены по 8 часов, нагрузка маломеняющаяся, режим реверсивный.
Срок службы привода определяется по формуле
Lh = 365LГКГtcLcKc
где LГ = 6 лет – срок службы привода;
КГ – коэффициент годового использования;
КГ = 300/365 = 0,82
где 300 – число рабочих дней в году;
tc = 8 часов – продолжительность смены
Lc = 1 – число смен
Кс = 1 – коэффициент сменного использования.
Lh = 365·6·0,82·8·1·1 = 14366 часов
Рабочий ресурс принимаем 15000 часов
Таблица 1.1
Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки | Lг | Lс | tс | Lh | Характер нагрузки | Режим работы |
Заводской цех | 6 | 1 | 8 | 15000 | С малыми колебаниями | Реверсивный |
-
Выбор двигателя, кинематический расчет привода
2.1 Определение требуемой мощности.
Требуемая мощность рабочей машины
Ррм = Fv = 1,6·0,9 = 1,44кВт
2.2 Общий коэффициент полезного действия
η = ηмηз.пηпк2ηо.пηпс,
где ηм = 0,98 – КПД муфты [1c.40],
ηз.п = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической передачи,
ηо.п = 0,97 – КПД открытой цепной передачи,
ηпк = 0,995 – КПД пары подшипников качения,
ηпс = 0,99 – КПД пары подшипников скольжения.
η = 0,98·0,97·0,9952·0,97·0,99 = 0,904.
2.3 Требуемая мощность двигателя
Ртр = Ррм
/η = 1,44/0,904 =1,59 кВт.
Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т. п.
Ближайшая большая номинальная мощность двигателя 2,2 кВт [1c. 41]
-
Определение передаточного числа привода и его ступеней
Двигатели серии 4А выпускаются с синхронной частотой вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Таблица 2.1
Выбор типа электродвигателя
-
Вариант
Двигатель
Мощность
Синхронная частота вращения, об/мин
Номинальная частота вращения
1
4АМ80В
2,2
3000
2850
2
4AМ90L
2,2
1500
1425
3
4AМ100L
2,2
1000
950
4
4AV112M
2,2
750
700
Частота вращения барабана
nрм = 6·104v/(πD) = 6·104·0,9/(π200) = 86 об/мин
Общее передаточное число привода
u = n1/nрм
где n1 – частота вращения вала электродвигателя.
Принимаем для зубчатой передачи u1 = 5, тогда для открытой передачи
u2 = u/u1 = u/5
Таблица 2.2
Передаточное число
-
Передаточное число
Варианты
1
2
3
4
Привода
33,14
16,57
11,05
8,14
Редуктора
5
5
5
5
Открытой передачи
6,63
3,31
2,21
1,63
Анализируя полученные значения передаточных чисел делаем выбор в пользу варианта 3, так как только в этом случае передаточное число клиноременной передачи попадает в рекомендуемые границы (2÷3).
2.5 Определение силовых и кинематических параметров привода
Числа оборотов валов и угловые скорости:
n1 = nдв = 950 об/мин 1 =950π/30 =99,5 рад/с
n2 = n1/u1 =950/2,21=430 об/мин 2=430π/30 = 45,0 рад/с
n3 = n2/u2 =430/5,0 = 86 об/мин 3= 86π/30 = 9,0 рад/с
Фактическое значение скорости вращения рабочего вала
v = πDn3/6·104 = π·200·86/6·104 = 0,90 м/с
Отклонение фактического значения от заданного
δ = 0 < 6%
Мощности передаваемые валами:
P1 = Pтр = 1,59 кВт
P2 = Pтрηо.пηпк = 1,59·0,97·0,995 = 1,53 кВт
P3 = P2ηз.пηпк = 1,53·0,97·0,995 = 1,48 кВт
Pрв = P3ηмηпс = 1,48·0,98·0,99 = 1,44 кВт
Крутящие моменты:
Т1 = P1/1 = 1590/99,5 = 16,0 Н·м
Т2 = 1530/45,0 = 34,0 Н·м
Т3 = 1480/9,0 = 164,4 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Таблица 2.3
Силовые и кинематические параметры привода
Вал | Число оборотов об/мин | Угловая скорость рад/сек | Мощность кВт | Крутящий момент Н·м |
Вал электродвигателя | 950 | 99,5 | 1,59 | 16,0 |
Ведущий вал редуктора | 430 | 45,0 | 1,53 | 34,0 |
Ведомый вал редуктора | 86 | 9,0 | 1,48 | 164,4 |
Рабочий вал | 86 | 9,0 | 1,44 | 160 |
3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка – улучшение – НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка – нормализация – НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL – коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55],
N = 573ωLh = 573·9,0·15·103 = 7,74·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.
[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL – коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Таблица 3.1
Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термоо-бработка | НВср | σв | σ-1 | [σ]Н | [σ]F |
Sпред | Н/мм2 | |||||||
Шестерня | 45 | 125/80 | Улучш. | 248 | 600 | 260 | 513 | 255 |
Колесо | 45 | - | Норм-ия | 193 | 780 | 335 | 414 | 199 |
4 Расчет закрытой цилиндрической передачи
Межосевое расстояние
,
где Ка = 43,0 – для косозубых передач [1c.58],
ψba = 0,40 – коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 125 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),
где Km = 5,8 – для косозубых колес,
d2 – делительный диаметр колеса,
d2 = 2awu/(u+1) = 2·125·5,0/(5,0 +1) = 208 мм,
b2 – ширина колеса
b2 = ψbaaw = 0,40·125 = 50 мм.
m > 2·5,8·164,4·103/(208·50·199) = 0,92 мм,
принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 1,5 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Угол наклона зуба
βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·1,5/50) = 6,70°
Принимаем β = 10°
Суммарное число зубьев:
zc = 2awcosβ/m
zc = 2·125cos10°/1,5 = 165
Число зубьев шестерни:
z1 = zc/(u+1) = 165/(5,0 +1) = 28
Число зубьев колеса:
z2 = zc–z1 = 165 – 28 = 137;
уточняем передаточное отношение:
Отклонение фактического значения от номинального
меньше допустимого 4%
Действительное значение угла наклона:
cos = zcm/(2aW)= 1651,5/(2125) = 0,9900 = 9,01°
Фактическое межосевое расстояние:
aw = (z1+z2)m/(2cosβ) = (28+137)·1,5/(2cos 9,01°) = 125 мм.
делительные диаметры
d1 = mz1/cosβ = 1,5·28/0,9900 = 42,42 мм,
d2 = mz2/cosβ = 1,5·137/0,9900 = 207,58 мм,
диаметры выступов
da1 = d1+2m = 42,42+2·1,5 = 45,42 мм
da2 = d2+2m =207,58+2·1,5 = 210,58 мм
диаметры впадин
df1 = d1 – 2,4m = 42,42 – 2,4·1,5 = 38,82 мм
df2 = d2 – 2,4m = 207,58 – 2,4·1,5 = 203,98 мм
ширина колеса
b2 = baaw = 0,40·125 = 50 мм
ширина шестерни
b1 = b2 + (3÷5) = 50 + (3÷5) = 54 мм
Окружная скорость
v = ω2d2/2000 = 9,0·207,58/2000 = 0,93 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
- окружная
Ft = 2T1/d1 = 2·34,0·103/42,42 = 1603 H
- радиальная
Fr = Fttg/cosβ = 1603tg20º/0,9900 = 526 H
- осевая сила:
Fa = Fttg = 1603tg 9,01° = 228 Н.
Проверка межосевого расстояния
аw = (d1+d2)/2 = (42,42+207,58)/2 = 125 мм
Проверка пригодности заготовок
Dзаг = da1+6 = 45,42+6 = 51,42 мм
Условие Dзаг < Dпред = 125 мм выполняется
Для колеса размеры заготовки не лимитируются
Расчетное контактное напряжение
,
где К = 376 – для косозубых колес [1c.64],
КНα = 1,06 – для косозубых колес,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,
КНv = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки [1c.65].