ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
«Дошкольная педагогика,прикладная психология» |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Специальное(дефектологическое образование) |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Дошкольная дефектология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Маскальченко Валерия | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбп-2101а | |
| | |
Преподаватель | Ценева Марина Анатольевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
«Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Гетчинсон | К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей. Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет). | В основе периодизации лежит способ добывания пищи. Стадии развития ребенка Гетчинсон выделил в соотношении с периодами развития общества. На стадии рытья и копания ребенок играет в песке, манипулирует совком. На второй стадии – охоты и захвата – у детей проявляются агрессивность, жестокость, стремление отделиться от взрослых. Пастушеская стадия характеризуется тем, что дети строят укрытия, любят домашних животных, стремятся заботиться о них. В течение земледельческой стадии дети проявляют интерес к природным явлениям, стремление к садоводству, у них появляются наблюдательность и осмотрительность. Стадия промышленности и торговли соответствует развитию современного человека. Юноши и девушки осознают роль денег, точных наук. У них появляется стремление меняться одеждой, личными предметами. Гетчинсон считал, что систематически обучать ребенка можно с восьми лет, поскольку со стадии пастушества наступает эра цивилизованного человека. | На второй стадии охоты и захвата у детей проявляется агрессивность, жестокость , стремление отделится от взрослых. Для гармоничного психического развития ребенка необходимо прохождение каждой стадии. Фиксация на какой-либо стадии приводит к отклонениям в психике. Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра.Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей. |
Холл | Холл является также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит шея педоцентризма. Согласно ей, наребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, ан- тропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. | Им разрабатывались специальные вопросники, цель которых – изучение различных сторон психики детей. Полученные данные позволили автору составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов, проанализировать проблемы детей. | |
Штерн | В качестве критерия выделения стадий психического развития Штерн использует прохождение ребенком этапов эволюции. Штерн выделяет пять стадий. В первом полугодии поведение ребенка характеризуется рефлекторностью и импульсивностью. Эту стадию Штерн называл стадией млекопитающего. Затем психическое развитие проходит стадию высшего млекопитающего – обезьяны. Овладение ребенком прямохождением и речью соответствует начальным ступеням человеческого состояния. Далее следует стадия первобытных народов. В это время ребенок занят игрой, сказками. С момента поступления в школу начинается стадия культуры. Ребенок занимает более высокую социальную ступень, которая дает ему новые права и обязанности. Стадия культуры включает три этапа. Первый этап – начальная школа – соответствует содержанию античного и ветхозаветного мира. Поведение подростков соотносится с фанатизмом христианской культуры и крестовыми походами. На третьем этапе достигается период зрелости. Это этап эпохи просвещения. На этом этапе достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени. | Более объективно раскрывают вклад Штерна в становление и развитие детской психологии. В.А.Луков, говоря об исследованиях Штерном умственной одаренности детей, полагает, что вопросы, поднятые им, опять стали актуальны - теперь уже в новой социокультурной ситуации, порожденной компьютеризацией школы и в целом общественной жизнью. В 1997 году переиздана работа Штерна «Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста» высоко оценивают вклад В.Штерна в развитие современной психодиагностики и дифференциальной психологии. В настоящее время переиздана за рубежом и издана на русском языке его «Дифференциальная психология и ее методологические основания» Справедливо отметить первенство В.Штерна в определении основных стадий речевого развития ребенка от рождения до шести лет. | Исследования и идеи Штерна в области дифференциальной психологии, психотехники, исследования одаренности детей, детской и возрастной психологии, методологии исследования детей анализировались односторонне и подверглись критике. Репрессированные отрасли психологической науки педология и психотехника, в основании которых исследования В.Штерна, а также многие его идеи о сущности личности в разрабатываемой им персоналистической теории сделали невозможным свободное применение его идей и исследований в отечественной науке в советский периодИмя В.Штерна упоминалось часто в связи с негативной оценкой не принятых в нашей стране в советский период тестов по изучению интеллекта ребенка, а также психотехники. |
Заззо | В периодизации Рене Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки, стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование, и позже - стадия высшего или университетского образования.В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. | Возрастные периоды,установленные в периодизации Заззо, совпадают с общепринятыми на сегодня, так как развитие и обучение взаимосвязаны, а структура образования создана на базе практического опыта. | Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии. |
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Блонский | Самая простая периодизация – это периодизация Павла Петровича Блонского,основанная на принципе дентиции, то есть появление и смена зубов. Блонский делил детство на три периода. Первый – от рождения до 8 месяцев – это беззубое детство. Второй период длится с 8 месяцев до 6,5 лет и называется детство молочных зубов. Далее до появления зубов мудрости идет период постоянных зубов. В целом Блонский считал, что развитие человека состоит из трех этапов: детство,размножение, угасание. | Данная периодизация имеет скорее исторический контекст, поскольку для объяснения особенностей психического развития не используется. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак». Блонскому импонировала свойственная педологии идея целостного изучения ребенка. Выдвинул идею чередования критических и литических периодов в развитии | Кризис новорожденности связан с двумя факторами: внутренним: надстройка психофизиологического уровня над нейрофизиологическим внешним: рождение сопровождается заменой жидкостной среды обитания на воздушную. Поэтому внутренняя неустойчивость организма в сочетании со стрессом акта рождения приводят к повышенной смертности детей в 1-ой половине 1-го месяца жизни |
Фрейд | Фрейд считал главным источником человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, согласно Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и служит критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понималась Фрейдом широко, как все,приносящее телесноеудовольствие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Первой стадией психосексуального развития является оральная стадия. Ребенок получает удовольствие от сосания. Это период преобладания желаний и инстинктов и возникновения первых ограничений. У ребенка активно функционирует «Оно» и зарождается «Я». Развиваются такие качества личности, как ненасытность, жадность, требовательность. На оральной стадии формируются установки по отношению к другим людям. Период от одного до трех лет характеризуется как анальная стадия. Эрогенной зоной выступает кишечник. Это время интенсивного приучения ребенка к опрятности, возникновения запретов, большого количества требований. У ребенка появляется структура личности «Сверх-Я». Способ приучения ребенка к опрятности определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции. В это время развиваются аккуратность, упрямство, скрытность, агрессивность. Высшей ступенью детской сексуальности Фрейд считал фаллическую стадию, которая длится от трех до пяти лет жизни. Дети испытывать привязанность к родителю противоположного пола. В данный период отмечается большоеколичество строгих запретов, поэтому интенсивно формируется «Сверх-Я». У ребенка развиваются такие черты, как самонаблюдение, благоразумие. Через противодействие родителю противоположного пола происходит идентификация с родителем своего пола. В течение латентной стадии от пяти до двенадцати лет ребенок контролирует свои влечения, сексуальные переживания вытесняются. На генитальной стадии от двенадцати до восемнадцати лет происходит половое развитие, усиливается «Оно», подросток борется со своими агрессивными проявлениями. | Периодизация Зигмунда Фрейда, равно как его теория в целом, подвергается критике. Но она может быть использована с целью понимания механизма фиксации личности на той или иной стадии, объяснения комплекса Эдипа или комплекса Электры у ребенка-дошкольника фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.Согласно З.Фрейду либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. ейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. | По мере взросления ребенка его характер определяется процессом развития трех структур личности: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимоотношениями. Нормальное развитие происходит посредством механизма сублимации, то есть трансформации сексуальной энергии в творчество, продуктивность. Развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические черты характера. В первый период – сосания , у ребенка появляются первые ограничения, зарождаются такие качества как ненасытность , жадность , требовательность.В период от одного до трёх лет, эрогенной зоной выступает кишечник, в это время возникают запреты, большое количество требований, так же развивается упрямство, скрытность, агрессивность. |
Пиаже | Для Ж. Пиаже критерием деления детства на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики,гипотетико-дедуктивного рассуждения. Периодизация психического развития по Ж.Пиаже: 1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет). | Пиаже выделил схемы действия, то есть способы решения задач разного уровня. Ребенок приобретает опыт, и этот опыт ложится в основу схем действия. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, позднее они становятся когнитивными. Пиаже считал, что интеллект является примером биологической адаптации. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих другдруга процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция предполагает, что человек включает информацию в уже существующие структуры. В случае если необходимо изменить структуру в соответствии с требованиями среды, речь идет об аккомодации. Ассимиляция и аккомодация стремятся к равновесию. Сначала у ребенка есть только рефлексы. Младенец действует с объектами окружающего мира и таким образом узнает свойства этих объектов. Происходят объединения действия и восприятия, появляются представления об объектах. Первичные круговые реакции направлены на собственное тело ребенка. Вторичные круговые реакции направлены на внешние объекты. Третичные круговые реакции – это повторяющиеся реакции с появлением вариаций от одного цикла к другому циклу. К двум годам схемы действия начинают усваиваться во внутренний план.С двух до семи лет жизни ребенка наблюдается стадия дооперационального мышления. С двух до четырех лет у детей происходит развитие символических функций, которые проявляются в игровых замещениях, действиях понарошку, замещениях словом. Это приводит к тому, что дети становятся способными перейти к действиям в уме, к построению рассуждений. В пять – семь лет ребенок способен строить умозаключения. Но они характеризуются своеобразием логики, эгоцентричностью. Эгоцентризм является главной особенностью развития детского мышления в этом возрасте. Детские представления характеризуются синкретичностью, так как ребенок не может выделить существенные и несущественные признаки, вскрыть внутренние отношения решаемой задачи. Еще одна особенность детского мышления, выделенная Пиаже, это феномен реализма. Ребенок не умеет различать аспекты субъективного и объективного мира. Сначала он отождествляет свои представления с вещами объективного мира и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Реализм проявляется в том, что в своих рассуждениях ребенок опирается на внешние отношения объектов или поступков. Реализм может быть интеллектуальный и моральный. В период с семи до одиннадцати лет ребенок способен к логическим умозаключениям в конкретных условиях задачи. Это свидетельствует о стадии конкретных операций. Жан Пиаже отмечал, что дети на стадии конкретных операций используют индуктивное мышление, опирающееся на конкретный опыт, и затрудняются в использовании дедуктивного мышления, где необходимо выделение общего принципа. На стадии конкретных операций дети начинают понимать, что мыслительные операции носят обратимый характер, могут изменить порядок между категориями. Также у детей появляется децентрация – возможность, преодолев эгоцентризм, учитывать разные аспекты, разные точки зрения. Четвертая стадия развития мышления согласно когнитивной теории Жана Пиаже – это стадия формальных операций. Дети могут совершать мыслительные операции без конкретной опоры, они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции, к систематическому планированию своей деятельности. На стадии формальных операций особое место занимает дедуктивное мышление, которое требует использования общего принципа при определении конкретного результата. Периодизация Жана Пиаже посвящена только интеллектуальному развитию. Его Пиаже считал основой всей психической жизни человека. Ребенок приходит к социуму, расставаясь со своим эгоцентризмом. Также Пиаже считал, что до семи лет в развитии ребенка действуют только генетические программы. Несмотря на это, представления Пиаже о развитии мышления ребенка до сих пор используются современной наукой. Также заслугой Жана Пиаже является выделение им феномена эгоцентрической речи у детей. | Эгоцентризм является главной особенностью развития детского мышления в этом возрасте. Эгоцентризм проявляется в том, что внимание ребенка обращено только на одну сторону решаемой задачи, он не может учитывать различные аспекты ситуации, не может встать на другую точку зрения. Ребенок не умеет различать аспекты субъективного и объективного мира. Сначала он отождествляет свои представления с вещами объективного мира и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. |
Колберг | Колберг считал, что моральное развитие детей осуществляется по стадиям, каждая из которых имеет свое качественное своеобразие. Каждая стадия характеризуется тем, что ребенок способен демонстрировать понимание морали в соответствии с уже пройденными стадиями и частично переходить в своём понимании на следующую, болеевысокую стадию. Для перехода морального развития ребенка на более высокую стадию необходимы поощрение и обучение. Ребенок склонен задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий. Колберг выделял три уровня и шесть стадий морального сознания. На первой стадии ребенок ориентируется на порицание и стремится его избежать в своем поведении. На второй стадии ребенок ориентируется на получение поощрения за свое поведение, на удовлетворение собственных потребностей. Третья стадия морального развития характеризуется ориентацией на оценку окружающих. На четвертой стадии ребенок ориентируется на образец или авторитет. На пятой стадии моральное поведение соответствует обязательствам перед обществом. На шестой стадии мораль основывается на индивидуальных принципах совести в соответствии с универсальными принципами. Уровень морального развития детей до 6–7 лет соответствует доморальному уровню. Большое количество подростков решают моральные проблемы на уровне конвенциональной морали. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта. Осознанные моральные принципы не могут появиться раньше, чем сформируется логическое мышление. Но даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. | Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости, и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека. Использование данного понятия породило диалог о философских последствиях таких исследований. | Периодизацию Колберга критикуют за недостаточный учет гендерных различий и влияния коллективной культуры |