Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право на тему Многопартийность и избирательный процесс.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему «Многопартийность и избирательный процесс»
Студент группы ____________ ______ ____________
номер группы дата подпись
Научный руководитель ____________ ________________
уч. степень, уч. звание
Дата регистрации «____»_______ 20____г. № __
Решение руководителя _____________________
(к защите, на доработку)
Подпись ___________ «___» _________ 20 ___г.
Дата регистрации после доработки:
«____»__________ 20_ __г. № ___
Решение руководителя
после доработки _________________________
(к защите, на доработку)
Оценка научного руководителя ______________
(удовлетворительно и т.д.)
Подпись ____________ «____» ________ 20 __г.
Хабаровск 2022
Содержание
Введение..………………………………………………………………………….2
Глава 1. Развитие многопартийной системы и ее влияние на выборные процессы……………………….....……………….…………………..…….…….4
1.1. Становление политического плюрализма и избирательной системы в России начала XX века…….........................................................….…...…...…...4
1.2. Политическое многообразие и избирательный процесс в современной России…….………………………………………………………..........................7
Глава 2. Изменение российской избирательной системы в условиях развития политического плюрализма…....……………………..........................................11
2.1. Политическое многообразие как основа избирательной системы в Российской Федерации............. ……………………..…….…………..……............................................................11
2.2. Политические партии как субъект избирательного процесса……….…...15
Заключение.……………………………………………………….………..…… 20
Список использованной литературы…………………….………………..........22
Введение
Политический плюрализм является одним из основополагающих принципов демократического государства, который обеспечивает выражение всего многообразия политических и идеологических взглядов граждан по вопросам устройства государства и государственного управления.
Трудности, возникающие в ходе зарождения и развития многопартийности, затрагивают все стороны жизни граждан и общества в целом. Национальная стабильность зависит от идеологического разнообразия и полной реализации конституционного принципа многопартийности. Потому что именно в рамках плюрализма обеспечивается баланс индивидуальных, общественных и национальных интересов. Реализация идеологического и политического многообразия возможна только в случае создания правовой базы, которая бы комплексно регулировала различные аспекты общественно-политического устройства.
Существенное расширение прав и возможней Государственной Думы Российской Федерации, в части касающейся формирования Правительства Российской Федерации свидетельствует об усилении отечественного парламентаризма, а также о повышении роли политических партий в осуществлении государственной власти.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что принцип идеологического и политического многообразия, впервые закрепленный в Конституции Российской Федерации в качестве основы конституционного строя относительно новое политико - правовое явление для нашей страны. Его реализация является базовым условием для всего демократического развития нашего государства. Поэтому российский законодатель до сих пор находится в поиске оптимальной формы многопартийной и избирательной системы.
Попытка разработать и научно обосновать идею плюралистической демократии имеет серьезное научное и практическое значение, поскольку до настоящего времени не в полной мере изучены вопросы внутрипартийной демократии, правовая природа взаимоотношений представителей политических партий с электоратом.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать проблему политического плюрализма и избирательного процесса в России.
Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач, в число которых входит:
-
описать этапы становления политического плюрализма и избирательного процесса в России; -
определить цели и задачи многопартийности; -
проанализировать особенности российского политического плюрализма; -
исследовать особенности избирательного процесса в России.
Теоретической базой при написании курсовой работы послужили труды российских ученых - правоведов, исследовавших содержание принципа политического многообразия и его роль в избирательном процессе: О.В.Толстик, В.А. Кулиниченко, К.В. Старостенко и другие.
Методологическую основу исследования составили комплекс общенаучных и специальных методов исследования: диалектический метод познания, исторический, логический, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод и др.
Основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти РФ.
Совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации принципа политического многообразия, является объектом исследования, при написании данной курсовой работы.
Предметом данной курсовой работы являются причины и обстоятельства, способствующие развитию политического многообразия, в условиях реформ избирательной системы в Российской Федерации.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Развитие многопартийной системы и ее влияние на выборные процессы
1.1. Становление политического плюрализма и избирательной системы в России начала XX века
Многопартийность в России начала зарождаться на рубеже двадцатого столетия. В процессе усиливающейся революционной борьбы возникло не малое количество общественных объединений, как законных, так и незаконных. Разделение властей, переход от монархической России к республиканской форме правления, создания представительных органов, формируемых на основании выборов, и другие конституционные принципы зарождались именно в до дореволюционный период.
Издание 17 октября 1905 года Высочайшего Манифеста об усовершенствовании государственного порядка (далее - Манифест), стало отправной точкой, для последующего издания законодательных актов, существенно увеличивших политическую и личную свободу граждан. 1 Манифест декларировал всеобщее избирательное прав для граждан достигших возраста 25 лет, отказ от самодержавия, неприкосновенность личности, свободу слова, право на создание политических союзов.
Основание выборной Государственной Думы в соответствии с Положением о выборах, утвержденное указом Императора Николая II одновременно с Манифестом о ее создании от 6 августа 1905 года с законодательными функциями, дало начало российскому парламентаризму и сыграло важную роль в формировании конституционного строя. Учитывая тот факт, что да принятия вышеуказанных нормативных актов в Российской Империи не существовало законодательного органа, создаваемого путем выборов, то именно с их принятием Манифеста связано законное создание многопартийности в России на рубеже XX века.
События 1917 года - революция, роспуск Учредительного собрания, проведение судебного процесса над 34 членами Центрального комитета партии социалистических революционеров, в целом послужили свертыванию политического многообразия и упразднению многопартийности.
Начиная с Конституции РСФСР 1918 года и вплоть до 1985 года, право граждан на создание общественных организаций, свободу слова, собраний, митингов имело фиктивный характер, поскольку было закреплено только на бумаге. Единственной правящей политической партией в Советском Союзе являлась Коммунистическая партия. Понятие «политический плюрализм» не имело широкого применения в конституционной теории Советского Союза, так как этот термин использовался преимущественно в негативном смысле как проявление западной идеологии. Однопартийная система в нашей стране просуществовала до начала девяностых годов.
23 апреля 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен новый политический курс, направленный на изменения в экономической и политической структуре государства - перестройка. Прекращение арестов за антисоветскую агитацию и пропаганду, за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих политику советского государства, освобождение значительной части политических заключенных все это привело к бурному росту политической активности в обществе. Только за I полугодие 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, в которых принимали участие сотни тысяч горожан.
В Советском Союзе первые альтернативные выборы были проведены 26 марта 1989 года. Конституция РФ 1991 года утвердила отказ от строительства социализма и монопольного положения коммунистической партии в политической системе; признала права на создание политических партий, идеологию плюрализма и принцип разделения властей.
Статьей 80 Конституции РФ был учрежден институт Президентства, расширены права органов власти на местах. С 1991 года, после принятия в октябре 1991 года закона СССР № 1708-1 «Об общественных объединениях» началась активная регистрация новых политических объединений, до 1993 года было проведено 3 всероссийских референдума и 12 региональных.2