Файл: Учреждение ростовской области зимовниковский сельскохозяйственный техникум имени бабаевского п. А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 



 

Рис. 3. Термостат:

1 - корпус; 2 - вспомогательный клапан; 3 - окно для прохода воды; 4 - стержень датчика; 5 - основной клапан; 6 - датчик.


2.Практическая часть
2.1Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240
Техническое обслуживание системы охлаждения прежде всего предполагает контроль за состоянием соединений, исправностью всех сборочных единиц и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему охлаждающей жидкости.

Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды - жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать 95º C.

При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.

Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения двигателя выполняйте следующее:

а) заполняйте систему охлаждения чистой мягкой водой до уровня горловины верхнего бачка радиатора; жесткую воду смягчайте кипячением или добавкой 10 - 12 г кальцинированной соды на 10 л воды; при работе не допускайте понижения уровня ниже чем на 100 мм от верхней плоскости заливной горловины;


б) следите за температурой воды; нормальная рабочая температура воды 70-95 °С, при повышении температуры выше нормальной проверьте уровень воды в радиаторе и натяжение ремня вентилятора;

в) содержите радиатор в чистоте и периодически обмывайте его;

г) сливайте воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С;

д) при появлении течи воды из дренажного отверстия водяного насоса замените уплотняющую шайбу манжеты крыльчатки (запасная шайба прилагается к каждому двигателю в ЗИП);

е) натяжение ремня вентилятора проверяйте через 60 ч (при ТО №1); натяжение на ветви между шкивами коленчатого вала и генератора должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем с усилием 3-5 кгс прогиб ремня был 10-15 мм (рис. 1); регулировку натяжения производите поворотом генератора;

ж) подшипники водяного насоса смазывайте смазкой 1-13 ГОСТ 1631-61 после 60 ч (при ТО № 1) до появления смазки из контрольного отверстия;

з) при необходимости очищайте систему охлаждения от накипи; для удаления накипи используйте раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды.



Рис. 4. Проверка натяжения ремня вентилятора
Очистку системы производите в следующем порядке: 1) залейте в радиатор 2 л керосина и заполните систему приготовленным раствором; 2) запустите двигатель и проработайте 8—10 ч, после чего остановите двигатель, слейте из системы раствор и промойте систему чистой водой.

Вода широко применяется в качестве охлаждающей жидкости в тракторных двигателях, так как она имеет высокую теплоемкость, но расширяется при замерзании и содержит растворенные соли, наличие которых ведет к образованию накипи и шламов в системе охлаждения.

Пригодность воды для охлаждения двигателей зависит от содержания в ней растворенных солей кальция и магния, т. е. от ее жесткости. В зависимости от количества этих солей вода может быть мягкой (дождевая и снежная), средней жесткости (речная и озерная) и жесткой (морская и колодезная или ключевая).

Для предотвращения накипи в системе охлаждения двигателя используют только мягкую воду (не содержащую солей). Жесткость воды уменьшают, добавляя в нее 3-10 г хромпика (двухромовокислого калия) на 1 л воды, соду (Na2CO3), фосфат натрия (гексаметафосфат и тринатрийфосфат) или активные смолы и полимеры, обладающие сильной адсорбционной способностью.



При температуре окружающего воздуха ниже -20° С систему охлаждения заполняют антифризами (водными растворами этиленгликоля различной концентрации с добавлением антикоррозионной присадки), замерзающими при низкой температуре.  Антифриз марки 40 - жидкость желтоватого цвета с температурой застывания -40° С, а марки 65 - жидкость оранжевого цвета с температурой застывания -65° С. Антифризы пожаробезопасны; при нагревании сильно расширяются, поэтому холодный антифриз в систему охлаждения заливают на 5—8°/о меньше, чем воды.

Во время работы трактора вода из антифриза испаряется, поэтому ежедневно проверяют уровень жидкости на прогретом двигателе и при его понижении (подтекание жидкости не допускается) доливают в радиатор чистую мягкую воду. При утечке антифриза в систему охлаждения доливают стандартный антифриз. Через 20—30 ч работы двигателя определяют гидрометром (денсиметром) плотность жидкости.

В низкозамерзающую жидкость не должны попадать нефтепродукты, так как они вызывают сильное вспенивание ее.

При переходе к  летнему сезону антифриз сливают из системы  охлаждения, собирают по сортам в тару и сдают на хранение на склад. Необходимо  помнить, что антифризы - сильные  яды, даже в небольших количествах. Поэтому категорически запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с жидкостью.

В настоящее время рекомендуется новая охлаждающая жидкость - полиэтилсилоксановая жидкость № 1. Это слабожелтая, прозрачная жидкость, не имеющая запаха, хорошо растворимая в эфире и нерастворимая в воде. Она застывает при температуре -60 С и наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к охлаждающим жидкостям.

  Применение дизельного топлива в качестве охлаждающей жидкости не рекомендуется, так как во время работы двигателя под нагрузкой возможен перегрев деталей цилиндро-поршневой группы и головки блока. При низкой температуре окружающего воздуха вязкость топлива увеличивается и во время запуска холодного двигателя оно плохо прокачивается в системе охлаждения. Кроме того, топливо разъедает соединительные шланги, уплотнительные кольца и другие резиновые детали.
2.2.Ремонт приборов и узлов системы охлаждения

Характерные дефекты узлов системы охлаждения: износ и повреждения деталей водяного насоса и вентилятора, течь и повреждения радиатора.
   Наиболее  часто встречающиеся дефекты  водяного насоса и вентилятора: износ корпуса, втулок и валиков в местах их сопряжений, корпусов и валиков по посадочным местам под подшипники, валика в сопряжении с крыльчаткой, излом фланцев, трещины деталей, износ и повреждение резьбы.

 Износ валиков в сопряжении со втулками, подшипниками, крыльчаткой определяют измерением сопряженных деталей. Об износе можно также судить по качанию валика в сопряженной детали.

  Ремонт водяного насоса и вентилятора. Трещины в корпусе водяного насоса и вентилятора, а также в кронштейне и фланце кронштейна водяного насоса заваривают биметаллическим электродом. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

В случаях заварки мест, образующих водяную рубашку, корпус водяного насоса проверяют на герметичность керосином.

Обломанные части фланца корпуса водяного насоса и вентилятора приваривают чугунным прутком (при газовой сварке) или биметаллическим электродом. После сварка сопрягающиеся плоскости проверяют на плоскостность. При износе корпуса водяного насоса и вентилятора в сопряжении со втулками валика в корпус запрессовывают втулки, увеличенные по наружному диаметру, или запрессовывают втулки нормального размера с нанесением на сопрягаемые поверхности состава на основе эпоксидной смолы.

При износе посадочных мест под подшипники ставят стальные кольца (втулки) или наваривают изношенное место (корпус водяного насоса и вентилятор) с последующей обработкой на нормальный размер. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

Износ шкива вентилятора по ручьям для ремня допускается до 1,0 мм на сторону. Износ проверяют щупом, вводя его между шаблоном, изготовленным по профилю ручья нового шкива, и стенкой ручья изношенного шкива. Резьбу восстанавливают обычным порядком.

В изношенное отверстие под валик в крыльчатке водяного насоса запрессовывают стальную втулку, предварительно расточив отверстие на 4-6 мм. При наличии валиков ремонтного размера или при наращивании шейка валика отверстие в крыльчатке развертывают на ремонтный размер.

Изношенные лопасти крыльчатки наваривают газовой сваркой чугунными прутками. Торец крыльчатки обтачивают до нормального размера. Более рациональный способ — о прессовку крыльчатки термореактивными пресс материалами, например, волокнитом. После ремонта крыльчатку водяного насоса статически балансируют.


У крестовины вентилятора (крыльчатки) наблюдаются следующие дефекты: ослабление крепления, погнутость крестовины и лопастей, трещины.
   При ослаблении крепления лопастей или  при их повреждении крыльчатку переклепывают. При замене лопастей разница в массе отдельных лопастей, приклепываемых па одну крестовину, не должна превышать 3-5 г. Лопасти прочно приклепывают к крестовине вентилятора, хорошо расклепывая головки заклепок.

Разборка радиатора на узлы и ремонт. Чтобы снять баки радиатора, имеющего трубки с гофрированной навивкой, предварительно вынимают все трубки. Для этого трубку передвигают в сторону верхнего бака до упора гофрированной ленты в резиновое уплотнительное кольцо, а когда другой конец трубки выйдет из уплотнительного кольца нижнего бака, его отводят в сторону и вытягивают трубку из верхнего бака. Допускается плавный изгиб трубки в средней части.

 Верхний и нижний баки радиатора (чугунные), водяные патрубки и стойки, с трещинами, ремонтируют электросваркой, биметаллическими или пучковыми электродами, или малоуглеродистыми электродами методом отжигающих валиков. Трещины заделывают также составом на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

Баки радиатора с пробоинами ремонтируют постановкой стальных заплат толщиной 1-2 мм. Заплату можно приваривать к баку электросваркой, крепить винтами, приклеивать клеем БФ-2 или составом на основе эпоксидной смолы.

Штампованные баки радиаторов ремонтируют газовой сваркой или паяют твердым припоем.

Возможные неисправности системы охлаждения в процессе работы приведены в таб. 1.

Таблица 1. Возможные неисправности системы охлаждения 

Неисправность

Причина возникновения

Способ устранения

Двигатель с

жидкостным

охлаждением

перегревается 


Закрыты шторка или жалюзи радиатора 
Мало жидкости в системе охлаждения

Слабо натянут ремень вентилятора

Замаслен ремень вентилятора

 

Наличие накипи или грязи в системе охлаждения

Перегрузка двигателя
Не полностью открыт клапан термостата

Открыть шторку или жалюзи радиатора

Долить охлаждающую жидкость в радиатор до нормального уровня

Отрегулировать натяжение ремня вентилятора

Снять ремень, вытереть его насухо и протереть тальком

Очистить и промыть содовым раствором систему охлаждения

Уменьшить нагрузку двигателя, включив пониженную передачу

Заменить термостат

Двигатель с жидкостным охлаждением переохлаждается (в зимний период)

Отсутствует утеплительный чехол

Открыта шторка радиатора

Надеть утеплительный чехол
Закрыть шторку радиатора