Файл: Творчество и лирика А. С. Пушкина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Литература»

на тему «Творчество и лирика А. С. Пушкина»

Выполнил: студент первого курса Васильев А.А.
Москва 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «лирика», зародившееся в Древней Греции, помогло определить произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры. Сама лирика – это разновидность поэзии, в которой максимально раскрывается внутренний мир человека, сфера духовной жизни поэта. Лирика охватывает многие поэтические жанры, такие как элегии, романсы, сонеты, песни и стихи.

Наряду со многими великими поэтами мировой литературы имя русского поэта Александра Сергеевича Пушкина занимает особое место в сердцах и душах людей.

Лирика Пушкина — чудо русской поэзии. В нем сочетаются высокая человечность, глубокая мысль и гармоничное совершенство формы. Пушкин в своей лирике создает условный поэтический образ «лирического героя». Это, хотя и не полностью отождествляется с автором, является носителем его мировоззрения и выражает отношение автора к действительности. Вся лирика его А.С. Пушкина можно представить как роман в бесконечных стихах. Его главный сюжет – внутренний мир лирического героя с эмоциями, переживаниями и стремлениями: прилив страсти, предчувствие любви, идеальное разочарование.

В лирических стихах Александра Сергеевича особенно полная и в то же время жадная сдержанность, раскрывающая собственную индивидуальность поэта, внутреннюю силу и богатство его восприятия жизни. Но Пушкин не ограничивался узкой сферой своих личных впечатлений. Его лирика отзывалась на все многообразие действительности, на все голоса окружающего мира.

Все произведения Пушкина можно определить как единое разножанровое произведение
, сюжетом которого является судьба поэта. В поэзии Пушкина отразилось все состояние человека, от раннего детства до гармоничного расцвета взрослых душевных и интеллектуальных сил.

Сам Пушкин видел главное значение своего стихотворения в том, что «нежное чувство... проснулось в Лире». ”

Еще при жизни поэта стали называть гением, в том числе и в печати. С конца 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и среди русских поэтов всех времен), а среди читателей его личностью. С другой стороны, в 1830-х годах (после его стихотворения «Полтава»), некоторые из читателей проявили некоторую трезвость по отношению к Пушкину.

В статье «Слово о Пушкине» (1830-е гг.) Н. В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление необыкновенное, может быть, единственное проявление русского духа. Это его развивающийся русский язык, может быть, появится через 200 лет», — писал он. Критик и западный философ В. Г. Белинский называл его «первым русским поэтом и художником». Ф. М. Достоевский замечал, что «в Онегине, в этой бессмертной и недоступной поэме своей, Пушкин был величайшим народным писателем из всех до него», и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Сказал. Аполлон Григорьев (1859) предложил самое смелое объяснение: «А Пушкин — наше всё».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь молодой поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые раскрылся и был оценен его поэтический талант. Воспоминания о годах, проведенных в лицее, лицейском братстве, навсегда остались в душе поэта. За время учебы в лицее Пушкин написал много поэтических произведений. Он был вдохновлен французскими поэтами 17 и 18 веков и наткнулся на их творчество, когда в детстве читал книги в библиотеке своего отца.

Лирика Пушкина неразрывно связана с историческими событиями, современниками которых он был. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение Россией Европы от «тиранов» и жестоко подавленное царизмом восстание декабристов. Пушкин прошел через все эти события и стал частью жизни своего поэта. Исторические события минувших веков нашли отражение и в строках поэмы Пушкина. Пушкин описывает историю со своей точки зрения, во многом согласующейся с его прогрессивными юношескими взглядами. Его поэтический голос стал голосом целого поколения.

На публичном экзамене в Царскосельской академии Пушкин прочитал свою поэму «Воспоминания о Царском Селе», посвященную войне 1812 года, в присутствии Патриарха русской поэзии Гавриила Романовича Державина.



Пушкин в высокопоэтическом стиле передает читателю воспоминание о впечатлении от победы России над французской армией. Он хвалит русских за то, что они прибыли в Париж победным маршем, принеся «благотворный мир на землю» вместо того, чтобы сеять смерть и разруху.

Окончив лицей, Пушкин написал оду «Вольность». Большое влияние на него оказала свободолюбивая атмосфера лицея. Вольнолюбивые мысли Пушкин выражает в своих стихах. В «Вольности» он стремится «на тронах поразить порок». В этом стихотворении автор выразил свое недовольство тем, что тогдашний русский монарх Александр I Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на престол взошел справедливый, гуманный и мудрый правитель. Поэт, возмущенный несоблюдением монархом закона, пишет: «Монархия есть юридическая сила, но монарх не должен ставить себя выше закона, а должен соблюдать закон («Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон»). Пушкин считает неприемлемым, чтобы те, кто не подчиняется закону, управляли страной. Молодой поэт обличает «мирового тирана», лишающего людей права на свободу. Он убежден, что такие нарушители закона. В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин выражает ту же мысль. В стихотворении присутствуют и свободолюбивые мотивы. Пушкин протестовал против тиранической власти, называя ее «роковой». Автор считает, что «взойдёт чарующая звезда счастья», то есть «тирания» рухнет. Пушкин подчеркивает, что чувства у него тоже дружеские, и призывает его «отдать душу великим порывам» («обман длился недолго», «желание еще в нас горит»). Именно поэтому поэт подчеркивает общность с молодежью и сверстниками. Стихотворение выражает его уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи и восторжествует добрый разум.

«И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Во времена Пушкина в деревне господствовало крепостное право. Пушкин часто писал о нем в своих стихах. В 1819 году он посетил имение своих родителей Михайловское. Поэт прожил там некоторое время, познакомился с деревенской жизнью и столкнулся с приметами крепостного права. Пушкин давно думал о крепостном праве, и у Михайловского эти мысли наиболее ярко отразились в его лирике. Под впечатлением от поездки поэт написал стихотворение «Деревня». Обличает порядки, сложившиеся в русских деревнях. Пушкин знает, что закон нарушается не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Пушкин называет Россию «родиной свободы». Это имя имеет глубокий смысл. Во время войны с Наполеоном русские войска прошли освободительными маршами по Европе, вернув независимость всем странам, завоеванным «тиранами». Впечатление, произведенное победой в Отечественной войне, навсегда останется в памяти поэта. Пушкин недоумевает, почему русские, завоевавшие свободу стольких людей, остаются рабами в собственной стране. Автор размышляет о том, когда закончится это рабство.


Свободолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замечена самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Он был зол, что король не последовал его совету, и разочаровался в силе своей поэзии. Через четыре года Пушкина отправили в Михайловское под присмотр родителей. Если у него и были друзья на Юге, то он вдали от них всех в особняке своих родителей. Необычные обстоятельства, отсутствие светского общества действовали на поэта угнетающе. К этому времени все революции в странах Европы были подавлены, и ни одна из них не добилась успеха. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко запали в душу поэта и это сильно повлияло на его лирику. Грустная, грустная нота звучит в стихах этого периода. Если в начале своего произведения Пушкин изобразил своего лирического героя в кругу верных друзей, свободных людей, то в поэме «К морю» его герой одинок и не свободен. Для Пушкина море — символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть спокойным, а может быть и разрушительным, зависящим только от его «капризов». Стихия свободна, но этой свободной стихии противостоит «берег», где процветает рабство. Свободное море ближе поэту, чем «скучная и неподвижная» земля, но он вынужден распрощаться с ней. Поэта беспокоит то, что царь не внял предупреждению в своей оде «Вольность», в стихотворении «К Чаадаеву»: «Судьба земли повсюду та же». На земле нет свободы, которая характеризует душу поэта и море. Здесь царят бесчеловечные законы.

У Пушкина чисто лирические воспоминания тяготеют к истории по содержанию, часто сливаясь с историей или переходя в нее. В поэме «19 октября» (1825) размышления о личной судьбе друзей Пушкина по лицею идут рука об руку с размышлениями об исторических событиях, свидетелями которых они были. Преодолевая время, пространство и даже смерть, «память сердца» не только свято хранит радости прошлого, но остается непреходящей духовной ценностью и реальностью для всех лицейских братьев. Во всех стихотворениях Пушкина слияние личного и исторического придает лирическим темам глубокий нравственный, психологический и философский смысл.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд». Адресовано другу поэта, сосланному в Сибирь. Пушкин продолжает возвышать дух декабристов и давать им надежду как свободный человек, верный своему делу. Он сказал декабристам, что их дело не угасло и что их «братья» остались на свободе.


Верность декабристским идеалам перекликается и с поэмой «Арион», написанной Пушкиным через несколько дней после годовщины казни пяти декабристов. В «Арион» поэт пишет печальную память об этой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует его настроению. Поэт рассказывает о певце, который плыл с друзьями на корабле. Корабль затонул, его друг погиб, певец «попал в грозу». Пушкин вкладывает в этот сюжет свой смысл. Под певцом он подразумевает под кораблем дело декабристов. Корабль был потерян. «Шумный вихрь» жестоко наказывает своих спутников. Спасся только автор. Но гибель корабля и его друга не могла поколебать твердой веры поэта в правоту декабристского дела. Пишу для подтверждения.

В стихотворении «Пророк» Пушкин размышляет о назначении поэта. Разочарование в его давних стихах, вдохновленных южным изгнанием, проходит. Поэты знают, что людям нужна поэзия. Герой этого произведения возрождается поэтом и пророком из «духовной жажды» измученного человека. Эту чудесную перемену автор чувствует в себе. Его текущая цель – выжечь «сердца людей» «глаголами». Пушкин выбрал эту работу не случайно. Он хочет продолжить дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта в его «глаголах».

Все стихи Пушкина проникнуты жаждой справедливости, свободы и патриотизма. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он реалистично изображает пороки царского режима: беззаконие, рабство и несправедливость. Пушкин поет о свете, против которого боролись декабристы. Даже после поражения восстания декабристов поэт остался верен своим свободолюбивым идеалам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говорить о лирике Пушкина и трудно, и легко. Это трудно, потому что он разносторонний поэт. Легко, потому что это очень талантливый поэт.

Первый русский национальный поэт, основоположник всей последующей литературы и начало всех ее начал. Это справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии национального искусства слова. Пушкин впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне возводит свое творчество на высокую ступень просвещения века, на духовную жизнь Европы девятнадцатого века, тем самым представляя миру русскую литературу как важное государство- специфическая литература. Самая развитая западная литературная семья того времени.

Прошли десятилетия, росла и крепла русская литература